III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? (Вставлять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложности, проверять себя, оценивать свои успехи.)
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы должны научиться?
— Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде разрядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычислений и т. д.)
— Почему же авторы учебника написали, что мы этому научимся? (Мы будем учиться решать более трудные примеры.)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотрите рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)
НАУЧИТЬСЯ...
ПОВТОРИТЬ...
УЗНАТЬ...
ВСПОМНИТЬ...
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзначные числа и определять в них разряды, повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)
|
|
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом
с красной чертой.
— Как вы поняли, что такое числовой ряд? (Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число — 1. Каждое следующее больше на 1.)
— Что такое десяток? (10 единиц.)
— Что такое сотня? (10десятков.)
— Что такое тысяча? (10сотен.)
№ 1 (с. 4).
— Прочитайте.
— Кто может записать это число?
(Желающий ученик записывает на доске.)
— Кто записал бы так же?
— У кого другой вариант записи? Докажите.
№2 (с. 4).
(Коллективное выполнение по цепочке.)
— Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»?
. Как вы это понимаете?
(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй - предыдущее число, третий - следующее и т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
№3 (с. 4).
— Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)
— Второго разряда? (Десятки.)
— Третьего разряда? (Сотни.)
(Чтение чисел, записанных в таблице.)
— Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц
данного разряда.)
— Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 — десятки, 840 — единицы, 400 — десятки и единицы, 590— единицы.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (ц. 1, с. 3).
— Прочитайте числа.
— Назовите самое маленькое число. (719.)
— Назовите самое большое число. (779.)
Как вы определили? (Сравнивать начинаем с сотен. Сотен везде 7. Сравниваем десятки. Меньше всего десятков в числе 719, а больше всего — в числе 779.)
|
|
Запишите числа в порядке увеличения.
Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)
По какому правилу записаны числа? (Каждое следующее число на 1 десяток больше предыдущего.)
Какие три числа вы запишете дальше? (789, 799, 809.)
№2 (с. 3).
Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3? (+1, + 2.)
Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
№4 (с. 5). (Фронтальная работа с объяснением способа решения.) Решение
999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно назвать следующее число, за числом 999 идет число 1000.
900 — 1 = 899, так как запись «— 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899
570 + 30 - 330
570 + 30 = 600
600 - 330 = 600 - 300 - 30 = 300 - 30 = 270 И т. д.
№5 (с. 5).
-Прочитайте.
-Как вы понимаете задачу?
-Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)
Решение: 19 — 9 = 10 (д.).
Ответ: в классе 10 девочек.
— Что значит «составить задачи, обратные данной?
— Составьте и решите задачи, обратные данной»?
Решение: 9 + 10 = 19 (чел.).
№8 (с. 5). ^ 19—10 = 9 (м.),
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика решивших задачу разными способами, записывают решение на доске.
Решение
Первый способ: 180 — (52 + 28) = 10 (с.).
Второй способ: 180 — 52 — 28 = 10 (с.).
Ответ: ученику осталось прочитать 10с.
- Кто из ребят решил задачу верно? (два способа).
№ 7(с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка,самооценка.)
№10 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение.)
Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М =Б+700Г
Ответ: мишка тяжелее белочки на 700г.
V. Рефлексия
Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5). (Самопроверка по образцу.)
Ответы: 396 < 936, 529 < 592, 748 < 848.
Математический диктант
(Учитель читает предложения, учащиеся записывают только числа.)
1) В году 365 сут.
2) В одной неделе 168 ч.
3) В июне 720 ч.
4) Первый космонавт Земли Ю. Гагарин был в космосе 108 мин.
5) Космонавт Светлана Савицкая пробыла в открытом космосе, за пределами станции 215 мин.
(Проверка по образцу на доске.)
Оцените свою работу.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ1: самостоятельная работа 1 (с. 4, 5).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— С какими заданиями вы легко справились?
— Над чем вам нужно еще поработать?
Домашнее задание
Учебник: № 6, 9 (с. 5).
Урок 2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание
Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершен-ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и запи-сывать трехзначные числа; находить значения выражений в не-сколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учеб-ной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходи-мости исправлять ошибки с помощью учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логические задачи
• Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?
Решение:
1) 34 - 18 = 16 (кг) — весит половина молока;
2) 18- 16 = 2 (кг).
Ответ: пустой бидон весит 2 кг.
|
|
• Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.)
Индивидуальная работа у доски
— Запиши числа цифрами.
Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.
— Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.
— Вычисли.
562 - 60 760 - 600 950 - 1 769 + 10
462 + 48 600 - 35 788 - 89 652 - 37
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 3 (с. 3).
(Индивидуальная работа.)
2. Устный счет
— Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.
— Прочитайте числа.
342, 402, 360, 900, 540.
— Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?
— Сколько всего десятков в каждом числе? (342 — 34 десятка, 402 — 40 десятков, 360 — 36 десятков, 900 — 90 десятков, 540 — 54 десятка.)
— Сколько всего сотен в каждом числе? (342 — 3сотни, 402 — 4 сотни, 360 — 3 сотни, 900 — 9 сотен, 540 — 5 сотен.)
— Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 402, 540, 900.)
— Прочитайте числа в порядке убывания. (900, 540,402,360,342.)
— Какое число может быть лишним? Почему? (342 — нет ну-лей, 402 — в сумме цифры не составляют 9, 900 — есть только один разряд — сотни.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
I. Самоопределение к деятельности
— Какие действия вы выполняли при решении примеров? (Сложение и вычитание.)
— Какими знаками они обозначаются? («<+» и «—».)
— Назовите знаки действий, которые использованы в следую-щих выражениях.
200: 5 - 4 • 2
(200: 5 - 4) • 2
200: (5 - 4) • 2
(Три ученика выходят к доске и решают примеры.)
200: 5 - 4 • 2 = 32
(200: 5 - 4) • 2 = 72
200: (5 - 4) • 2 = 400
— Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)
— Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам из-вестно об арифметических действиях сложения и вычитания, вспомнить правила о порядке выполнения действий в выраже-ниях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)