— Цели: познакомить с единицей времени - веком; обобщить и систематизировать знанИя о единицах времени; составить таблицу единиц времени
— Планируемые резулътаты: учащиеся познакомятся с единицей времени — веком, научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепъ рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чёткую точку зрения, отличную от собственной.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа по карточкам
(Карточки получают учащиеся, хорошо освоившие тему.)
— Реши задачу.
— Василий пришел домой после школы в 2 ч 35 мин. Ему понадобилось 10 мин, чтобы переодеться и умыться, 25 мин - чтобы пообедать, 1 ч 45 мин он затратил на приготовление домашнего задания, 25 мин — на уборку комнаты и 30 мин — на дорогу до Дома юного техника, в котором он занимается моделированием. Во сколько начинаются занятия по моделированию, если Василий опоздал на них на 25 мин? (В 5 ч 25мин.)
— 2. Фронтальная работа
— Вставьте нужные единицы времени.
|
|
— Оля прочитала 100 слов за 1... (мин).
— Осенние каникулы длятся 1... (, нед.).
— Летние каникулы длятся 3... (мес.).
— Вова уехал в лагерь на 18... (сут.).
— Волк может прожить 15—20... (лет).
— Решите задачи.
— Лена вышла гулять в 13 ч, а пришла домой в 14 ч 20 мин. Сколько времени гуляла Лена? (1 ч 20мин.)
— Дорога от дома да кинотеатра у Вовы занимает 25 мин. Во сколько он должен выйти из дома, чтобы встретиться у кинотеатра с другом в 11 ч? (В 10 ч 35мин.)
— Расстояние между двумя городами поезд проходит за 2 ч 27 мин. Во сколько он вышел из одного города, если прибыл в другой город в 20 ч? (В 17ч 32мин.)
Вычислите.
Во сколько раз 1 мес. меньше, чем 1 год? (В 12раз.)
На сколько дней 1 мес. меньше, чем 1 год? (На 335 или 336 дней.)
Сколько часов в 1 нед.? (168 ч.);
Урок длится 40 мин. Сколько это секунд? (2400 с.)
Самоопределение к деятельности
Расставьте единицы времени в порядке возрастания.
1 сут., 1 ч, 1 мин, 1 нед., 1 мес., 1 с, 1 г. (7 с, 7 мин, 1 ч, 1 сут., 1 нед., 1мес., 1г.)
Как связаны единицы времени между собой?
(Учащиеся называют соотношения, учитель записывает на доске.)
1 мин = 60 с
1 ч = 60 мин 1 сут. = 24 ч 1 нед. = 7 сут.
1 мес. = 30 сут. или 31 сут. (февраль - 28 сут. или 29 сут.)
1 г. = 12 мес.
1 г. = 365 сут. или 366 сут.
Как вы думаете, есть ли единицы времени больше года? Как они называются? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой единицей времени, узнать, как связана эта единица с уже изученными.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 51.
Как называется более крупная единица времени? (Век.)
Сколько лет в 1 веке?
(Учитель продолжает запись на доске.)
|
|
1 в. = 100 л.
№ 246-249 (с. 51).
(Устное выполнение.)
№ 250 (с. 51).
Прочитайте задание. Рассмотрите ленту времени.
В каком году родился дедушка? (В 1947г.)
В каком году родилась бабушка? (В 1949 г.)
Назовите годы рождения папы и мамы. (1975г. и 1977г.)
Когда родились брат и сестра? (В 2001 г. и 2005 г.)
Ответьте на вопросы учебника.
Покажите на ленте времени, какой сейчас год.
Покажите год вашего рождения и год, в котором вы пошли в школу.
№254 (с. 52).
(Устное выполнение.)
Физкультминутка
Стало палубу качать.
Ноги к палубе прижать!
Крепко ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Сели - руки на колени,
А теперь немного лени.
Напряженье улетело,
И расслабилось все тело.
Наши мышцы не устали И еще послушней стали.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №255 (с. 52).
Прочитайте задачу 1.
Что значит «8 ч утра»? (С начала суток прошло 8 ч.)
— Сколько еще осталось? {24 — 8.)
— Как узнать, во сколько раз оставшаяся часть больше прошедшей? {Делением.)
— Запишите выражение и вычислите его значение. {(24 —8): 8 = = 2 (р.).)
— Прочитайте задачу 2.
— Сколько шагов делает мальчик за 1 с? (2.)
— Сколько шагов сделает мальчик за 10 с? {В 10 раз больше.)
— Решите задачу самостоятельно.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске.)
Решение: 2 • 10 • 40 = 800 (см) = 8 (м).
, Ответ: за 10 с мальчик пройдет 8 м.
№256 (с. 52).
— Прочитайте задачу.
— Составим краткую запись. Назовите опорные слова. {Доставили, увезли, осталось.)
Доставили —?
Увезли — 6 • 3 т.
Осталось — 62 т.
— Решите задачу самостоятельно.
Решение: 6 • 3 + 62 = 80 (т).
Ответ: самолет доставил 80 т груза.
— Что нужно сделать, чтобы составить обратную задачу? {Неизвестное сделать известным, а то, что было известно, — неизвестным.)
— Составьте обратную задачу и решите ее.
(Проверка. Рассматриваются все возможные варианты, решения учащиеся записывают на доске.)
№257 (с. 52).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите верные неравенства. {Второе и третье.)
№259 (с. 52).
(Самостоятельное выполнение (если позволяет время). Проверка.)
Ответ:15 ч.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 51). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 4 в. = 400 л., 5 мин = 300 с.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 12 (с. 32, 33).)
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите единицы времени в порядке возрастания.
— С какой единицей мы познакомились сегодня? Чему она равна?
Домашнее задание
Учебник: № 251—253 (с. 51).
Дополнительно: задания из тетради «Проверочные работы» (с. 32, 33) — по выбору учителя.
Урок 3 6. Что узнали. Чему научились
Цель: закреплять знания об изученных единицах измерения, умение переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать в парах; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа по учебнику №1,2 (с. 53).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.) № 3 (с. 53).
(Фронтальная работа.)
№4 (с. 53).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
№6 (с. 53).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) Примерные рассуждения учащихся 1 см = 10 мм, значит, 1 см в 10 раз больше 1 мм. И т. д.
№ 7 (с. 53).
(Фронтальная работа.)
№8 (с. 53).
(Устное выполнение по цепочке.)
№10 (с. 53).
(Работа в парах.)
Ответ: папа приедет 13 мая в 20 ч.
(Самооценка.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
|
|
№ 22 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 23 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) Решение: 30 • 8 — 30 = 210 (м).
Ответ: айсберг уходит под воду на глубину 210 м.
№24 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
’ Решение: 11 ч + 1 ч + 1 ч 10 мин = 13 ч 10 мин.
Ответ: школьники возвратились с экскурсии в 13 ч 10 мин. №25 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Учащиеся, первыми решившие задачу разными способами, записывают решение на доске. Проверка, самооценка.)
Решение
Первый способ: (60 + 300) • 10 = 3600 (кг).
Второй способ: 60 • 10 + 300 10 = 3600 (кг).
3600 кг = 3 т 600 кг.
Ответ: на 10 дней бегемоту и слону требуется 3 т 600 кг травы.
IV. Физкультминутка
Скачет лягушонок,
(Хлопки в ладоши.)
Ква-ква-ква!
(Прыжки на месте.)
Плавает утенок,
(Хлопки в ладоши.)
Кря-кря-кря!
(Руки к груди, в стороны.)
Прыгает козленок,
(Хлопки в ладоши.)
Ме-ме-ме!
(Руки на пояс, наклон вперед, повороты головы вправо и влево.)
А за ним ягненок,
(Хлопки в ладоши.)
Бе-бе-бе!
(Приседания.)
Вот мы на зарядке,
(Хлопки в ладоши.)
Раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Утром на площадке,
{Хлопки в ладоши.)
Раз, два, три!
(Шаги на месте.)
Все вокруг стараются,
(Хлопки в ладоши.)
Спортом занимаются!
{Прыжки на месте.)