Самоуправление в школах мира

Важное значение для школьного воспитания имеет само­управление учащихся. В США к началу 80-х годов им было охвачено до трети старшеклассников. В Западной Европе повсеместное распространение ученического самоуправления началось в 60-х годах. В Японии оно появилось позже — в 80-х годах. В России к началу 90-х годов ученические комите­ты имелись практически во всех школах. В РБ советы старшеклассников (представительство с 7 класса) также появились в 90-е годы прошлого века.

Традиционный вид ученического самоуправления — сис­тема «префектов» или «капитанов» (Англия, США). В этом случае ученики-префекты или капитаны выступают помощ­никами учителей при поддержании дисциплины. Иногда они обладают правом налагать на своих товарищей взыска­ния. Префекты и капитаны избираются по классам и всей школой учащимися либо назначаются администрацией. Ими могут быть лишь старшеклассники. Они составляют совет во главе с общешкольным префектом, который сотрудничает с администрацией. Совет координирует внеклассную работу (спорт, кружки, клубы и т. д.). Ученические советы нередко копируют государственные структуры: парламент, президент, вице-президент, пред­седатели комитетов по финансам, печати, спорту и пр.

В Англии школьные советы решают основные вопросы на своих регулярных заседаниях (ежемесячно или еженедельно). Внеочередное заседание может состояться по просьбе нескольких членов совета. Ученики участвуют в составлении плана работы. Решения совета обязательны для учебного заведения. В Германии школьные советы именуются конференциями. На конференции делегируют своих представителей классные ученические советы. Школьники-делегаты вправе выска­зываться относительно планирования учебных занятий, содер­жания и организации внеклассной воспитательной работы (вечера отдыха, экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии). Во Франции школьные советы формируются по модели «команды». Ученики и преподаватели каждого класса объе­диняются в команду, члены которой работают по собствен­ному плану внеучебных занятий, регулярно встречаются с дирекцией для обсуждения насущных дел. Представители команд проводят общешкольные ассамблеи, на одной из которых избирается совет школы. В совет входят ученики, преподаватели, представители администрации, родители. Совет выносит рекомендации о повседневной жизни учеб­ного заведения. В России школьные советы создаются в средних учебных заведениях. Помимо проблем школьного обучения они зани­маются социальными проблемами учащихся и преподавателей. В РБ советы старшеклассников в основном занимаются вопросами организации полезного досуга.

 

Тема 5. Школьный учитель

Общие положения.

Учителя — одна из наиболее массовых профессиональных групп интеллигенции. В системе общественного образования они являются государственными служащими. Обладая таким статусом, учитель имеет право на пенсионное и страховое обеспечение. На него распространяются правила найма и увольнения государственного служащего. Учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком. В США и Франции, например, претендент на пост учителя должен иметь безупречную репутацию (отсутствие судимости, компрометирующих поступков и т. д.). Основная часть учи­телей зачисляется на службу после успешного окончания со­ответствующего учебного заведения. В школе также могут работать учителя, не имеющие законченного педагогического образования. С ними, как, например, во Франции, заключа­ется временное трудовое соглашение.

В США, Западной Европе и Японии состав преподава­тельского корпуса имеет определенные отличия: в начальных школах больше преподавателей-женщин, в средних школах — мужчин. В России и Беларуси педагогические коллективы на всех ступенях общего образования прочно феминизированы. В Западной Европе в среднем на одного учителя приходится 20 учеников, в Японии — 24, в России — 15. Однако в этих среднестатистических данных не учитывается факт, что многие учителя работают в очень сложных условиях. В районах, где сосредоточены основные массы учащихся, школы перегружены.

В Западной Европе и Японии учителя входят в разряд высокооплачиваемых служащих. В Японии заработная плата учителей на 25 % выше средней заработной платы государст­венного служащего. Во Франции преподаватель коллежа и лицея получает вдвое большую заработную плату, чем обыч­ный служащий. В США такой разницы не наблюдается. Здесь заработная плата учителей на 2—6 % ниже,чем у остальных категорий служащих. В России материальное положение учителей нельзя считать удовлетворительным. В законе говорится, что заработок учителя должен превышать среднюю заработную плату. На практике реальные размеры заработной платы учителей не обеспечивают прожиточный минимум. В РБ заработная плата учителя вдвое меньше, чем у служащих.

В настоящее время существует большая потребность в ква­лифицированных педагогических кадрах. О сложной ситуации в США свидетельствует, например, факт, что в 1992 году здесь требовалось 200 тыс. новых учителей, а выпускников с дипломом преподавателя ожидалось лишь 130 тыс. Во Фран­ции в том же году некоторые частные учебные заведения, не заполнив вакансии для преподавателей, запоздали с началом занятий или отказались от нового набора учащихся. Хрони­ческую нужду в преподавателях математики и естественных наук испытывает школа Англии. В России недостаток учительских кадров в 1995—96 учебном году составил око­ло 13,5 тыс. В РБ существует перекос в подготовке учителей определенных специальностей. Так, филологи не могут найти работу, тогда как учителя иностранного языка востребованы почти во всех школах страны.

Одной из главных причин создавшегося положения яв­ляется снижение престижа профессии учителя. Об этом, на­пример, свидетельствует статистика, согласно которой сту­дентами педагогических вузов в США становятся обычно выпускники средних школ, не отличающиеся высокими ака­демическими достижениями. Чтобы придать большую притягательность профессии учи­теля, за рубежом, в качестве одной из мер, используют повышение заработной платы работникам школы. В США, например, учителя могут рассчитывать на регулярные над­бавки в 10 % к заработной плате; учителя высокой ква­лификации могут получать заработную плату на уровне профессора вуза.

Предпринимаются и другие попытки, чтобы создать вокруг учительской профессии ореол привлекательности. В США, например, ежегодно устраивают национальный конкурс «Учитель года». Участники конкурса должны обладать глу­бокими профессиональными знаниями, успешно работать в школе, любить своих питомцев и быть любимыми ими. По­бедителю торжественно вручается приз - хрустальное яблоко. Аналогичный конкурс организуется в России. Его победитель становится обладателем денежной премии и приза в виде хрустального пеликана.

Иная ситуация в Японии. Традиция почитать наставника, учителя у японцев в крови. «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», — гласит древняя мудрость. Если хотят подчеркнуть уважение к человеку, независимо от про­фессии, его называют учителем. Труд учителя в японском обществе оценивается весьма высоко. Помимо достаточно большой заработной платы учителя получают ежегодные при­бавки (бонусы). Ежегодно на каждую свободную ставку учи­теля претендует четыре-пять специалистов.

 

2. Подготовка учительских кадров.

Главными тенденциями подготовки к педагогическому труду в современном мировом сообществе можно считать: ориен­тацию на высшее образование как непременное условие при­обретения профессии учителя; усложнение и усиление пси­холого-педагогической подготовки; разнообразие специали­заций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров и т. д. В мировой педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки. Так, японский педагог Томомучи Киучи предлагает модель учителя, куда включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образова­ние, высокая культура и осознание ценностей воспитания, сво­бода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

Педагогическое образование в разных странах имеет общие и особенные черты.

США. В структуре педагогического образования выделя­ются вузы различных уровней: университеты (4—5 лет), пе­дагогические коллежи (4—5 лет), колледжи свободных искусств (4 года), младшие колледжи (2 года). В первых трех указанных типах учебных заведений готовят преподавателей средней школы, в младшем коллеже — учителей начальной школы. Имеются как общественные, так и частные заведения педа­гогического образования. Среди наиболее известных универ­ситетов, готовящих педагогические кадры, — Болл универ­ситет (штат Индиана), Северный Иллинойский университет (штат Иллинойс), Мичиганский университет (штат Мичиган), университет в Филадельфии (штат Пенсильвания).

Основная часть будущих учителей учится четырегода(70 %). Менее трети — пять лет. Остальные — два года. При четырех-пятилетней подготовке первые два года занятий посвящены изучению предметов общеобразовательно­го цикла, где значительное место занимают гуманитарные дисциплины: экономика, философия, литература, история, политология, социология и т. д. Предусмотрено сочетание обя­зательных и элективных курсов. Программа включает также изучение теоретических психолого-педагогических дисцип­лин (общая педагогическая психология, психология разви­тия ребенка, основы образования, философия воспитания, история педагогики, педагогическая социология, сравни­тельная педагогика, методы обучения, педагогическая этика). На эти дисциплины отводится 25—35 % учебного времени. В структуре знаний, которые надлежит усвоить будущему учителю, выделяются общие знания, специальные знания (например, методы научного исследования), поведенческие науки (теория поведения, идеальное, нормальное и анор­мальное поведение).

Кроме лекций и семинаров практикуются нетрадиционные методы и формы обучения; моделирование, ролевые игры, микропреподавание. При моделировании и ролевых играх студенты могут изображать школьный класс. Микропрепода­вание означает создание маломасштабной ситуации со всеми компонентами обучения. Например, студенты дают 10—15-минутные уроки для небольших групп учеников; уроки за­писывают на видеокамеру, после чего просматривают и об­суждают. Подобные нестандартные приемы обучения должны готовить к активным и самостоятельным педагогическим дей­ствиям. Важная часть педагогического образования — практика и стажирование. В университетах на педагогическую практику отводится 4—5 недель. В педагогических коллежах практика предусмотрена на всех курсах. В программу педагогической практики входит наблюдение учебно-воспитательного процесса, анализ преподавания, собственно уроки (от одного до серии). Руководят школьной практикой специально подго­товленные учителя.

На экзаменах применяют тестирование на компьютерах. Компьютерная аттестация разбита на несколько этапов. С помощью тестов пытаются определить, обладают ли перво­курсники достаточными базовыми знаниями, верно ли они выбрали будущую профессию. На предпоследнем курсе сту­денты отвечают на общеобразовательные и педагогические вопросы. И, наконец, выпускникам предлагается проверить академические и педагогические знания и умения (например, при разборе ситуации, с которой может столкнуться школьный учитель).

Повышение квалификации учителей предусмотрено феде­ральными программами, а также на уровне отдельных штатов и учебных заведений. Так, правительство выделяет стипендии для учителей, занимающихся научными исследованиями. От­личившихся торжественно чествуют в Белом доме. В рамках совершенствования профессиональной подготовки в школах применяется ряд форм и методов работы: взаимопосещение и обсуждение уроков, консультации молодых учителей опыт­ными педагогами, деятельность учительских объединений, где идет обмен методическим опытом, работа педагогической командой, участники которой практикуют профессиональный тренинг, взаимные оценки работы и т. д.

 

        Великобритания. Школьных учителей готовят общие и педагогические коллежи, а также педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после трех лет обучения на каком-либо факультете, то есть освоив определенный ака­демический курс и получив специализацию по одной-трем дисциплинам. Педагогические коллежи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный план трехлетнего педагогического коллежа входят курс по основному предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в школе. Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в будущем станет преподавать студент: английский язык и литература, математика, религия, домоводство и пр. (на это отводится до 25 % учебного времени). Свыше 40 % учебного времени отводится на профессиональный курс, который изучается в течение одного года или двух лет. Как правило, профессиональный курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география, история — всего до восьми дисциплин. Четверть бюджета учебных часов отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия пе­дагогики, психология, педагогическая социология, методика обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др.

Основными видами занятий остаются лекции и семинары. В последнее время при обучении чаще применяются техни­ческие средства, ролевые игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятия студентов с персонально при­крепленными к ним преподавателями (тьюторами). Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и пре­подавателями. Преподаватель выступает не только передат­чиком знаний, но и учит своего подопечного самостоятельно действовать и мыслить. Педагогическую практику в школе студенты обычно про­ходят в течение 14 недель. Она состоит из наблюдений педа­гогического процесса и нескольких уроков под руководством преподавателей. По окончании педагогического коллежа сту­дентам надлежит для завершения образования пройти годич­ную стажировку по месту работы.

 

Германия. Педагогическое образование получают: учителя начальной и основной школы, преподаватели реального училища, преподаватели гимназии. Учителей начальной и основной школы готовят по преи­муществу в Гамбургском и Гессенском университетах, а также в высших педагогических школах ряда других университетов. Продолжительность подготовки почти везде три года. Про­грамма включает изучение школьных предметов и методики их преподавания; глубокое изучение одной школьной дис­циплины на выбор (немецкий язык, английский язык, математика, история, политика, религия и пр.); изучение основ педагогических знаний (введение в педагогику и др.). Школьная практика осуществляется либо в виде еженедель­ных посещений нескольких уроков с последующим обсужде­нием под руководством преподавателей вуза, либо в виде работы в школе во время студенческих каникул.

Преподавателей реального училища готовят высшие пе­дагогические школы и университеты. Студенты в течение трех лет углубленно изучают два специальных предмета и методику их преподавания, а также педагогические науки. Предусмотрена одно-двухгодичная практическая педагоги­ческая стажировка. Преподавателей гимназии готовят университеты, техни­ческие и музыкальные вузы. В учебный план входит набор традиционных дисциплин: религия, немецкий язык, история, математика, естественные науки, древние и современные язы­ки. Кроме того, студенты изучают экономику, социальные науки, педагогику, психологию, теорию воспитания. Прак­тическая педагогическая подготовка осуществляется в процессе стажировки, именуемой референдиатом: знакомство с гим­назическим образованием, проведение занятий в классах. Па­раллельно проводятся психолого-педагогические теоретичес­кие занятия.

 

        Франция. Учителей и преподавателей готовят преимущест­венно государственные учебные заведения. Здесь существуют две системы педагогического образования: учителей началь­ных школ и преподавателей средних учебных заведений. Базовое педагогическое образование учителя начальной школы имеет двухзвенную структуру: два года в университете, а затем два года в нормальной школе. Каждое из звеньев автономно, но между ними существуют органические связи. Так, при изучении курса «Введение в профессию учителя» студенты слушают лекции университетских профессоров и проходят педагогическую практику под началом преподава­телей нормальной школы.

Будущий учитель начальной школы должен пройти первый двухлетний цикл университетского образования, во время которого изучаются обще академические дисциплины и специ­альный педагогический курс. Далее, обучаясь в нормальной школе, он осваивает учебный план, состоящий из четырех блоков: общепедагогическое обучение; предметная подготовка и ознакомление с педагогическими технологиями; подготовка к административно-воспитательной деятельности; курсы по выбору. На педагогическую школьную практику в универ­ситете отводится три недели, время пребывания в нормаль­ной школе — двадцать недель. В последнюю входит са­мостоятельная работа в базовом начальном учебном заведе­нии в течение выпускного семестра.

Первые специальные высшие учебные заведения для пре­подавателей средней школы появились в начале 90-х годов. Однако большинство преподавателей коллежа и лицея про­должают готовить в два этапа: первый — получение универ­ситетского образования, второй — обучение после универси­тета. В университете будущий преподаватель средней школы фактически не соприкасается с педагогическим образованием. Это происходит в региональных центрах подготовки преподавателей. Здесь слушатели специализируются в преподавании двух-трех школьных дисциплин, осваивают педагогические науки, стажируются в коллежах и лицеях.

 

Япония. Учителей готовят на соответствующих факультетах университетов, в педагогических университетах (срок обуче­ния не менее четырех лег), а также двухгодичных специальных отделениях младших колледжей. Программы включают педагогический и специальный циклы. Их содержание в зависимости от учебного заведения вариативно. Но есть и общие черты. Педагогический курс состоит из обязательного и элективного обучения. Стандарт педагогического курса включает следующие дисциплины и виды деятельности: 1) основы педагогики (психология обу­чения и развития, управление образованием, методы и тех­нические средства обучения); 2) содержание и методика обу­чения (изучаются предметы по программам тех ступеней школы, где будет работать будущий учитель); 3) проблемы нравственного воспитания; 4) курсы по интересам, выходящие за пределы обязательной программы педагогического обра­зования (философия воспитания, история педагогики, срав­нительная педагогика, социальная педагогика, школоведение и пр.); 5) вопросы управления школой и профессиональной ориентации; 6) педагогическая практика (от двух до шести недель) в базовых школах при вузах.

Методы и формы, организация обучения будущего учителя традиционны: лекции, семинары, практические занятия. Для получения диплома необходимо заработать опреде­ленный минимум баллов (кредитов). Так, будущему учителю начальной школы следует набрать не менее 41 кредита. Эта сумма складывается следующим образом: минимум баллов по первому разделу стандарта педагогического курса — 12, по второму, третьему и четвертому разделам — 22, по пятому разделу — 2, по шестому — 5.

Качество диплома имеет существенное значение для учителя. Школьные учителя в зависимости от полученного образования делятся на три основные категории: с двухлетней, четырехлетней подготовкой, а также получившие дополните­льное образование по окончании четырехлетнего универси­тетского курса. Учителя могут претендовать на тот или иной разряд, обладая определенным стажем, дипломом и суммой кредитов в этом дипломе. Чем больше стаж, выше уровень диплома, больше кредитов у его владельца, тем выше статус и заработная плата преподавателя. Согласно официальному порядку, учителю надлежит ре­гулярно менять место своей службы. Резонами подобной прак­тики являются намерения держать учителей в постоянной профессиональной форме, стимулировать их к совершенство­ванию мастерства.

Хорошо налажена система переподготовки учителей. Ми­нистерство образования регулярно организует курсы для ди­ректоров и старших преподавателей государственных школ, семинары для ведущих учителей, зарубежные стажировки преподавателей, курсы для начинающих учителей. Некоторые учителя получают стипендии для продолжения образования в магистратуре и докторантуре.

Россия. Учителей начальной школы готовят педагогические училища и педагогические колледжи (один-три года), а также специализированные (4—5 лет) факультеты в педагогических институтах и педагогических университетах. Учителей средних школ готовят педагогические институты, педагогические уни­верситеты и университеты (пять лет).

Программа подготовки учителя средней школы состоит из двух блоков. В первый входят предметы, соответствующие профилю факультета (исторический, математический, био­лого-химический, физический, географический, филологи­ческий, иностранных языков и т. д.). Во второй — комплекс психолого-педагогических дисциплин (теория педагогики, пе­дагогическая антропология, психология, методики обучения, история педагогики, сравнительная педагогика и пр.), а также педагогическая практика.

Содержание педагогической подготовки представляет собой взаимосвязь общего, особенного и единичного. Общее ядро — это нормативные педагогические дисциплины, обеспечива­ющие формирование фундаментальных знаний в области пе­дагогики, основы педагогических умений и навыков, необ­ходимые каждому учителю. Особенное — это дополнительные элективные дисциплины по выбору, факультативы (с учетом специфики факультетов). Единичное — это индивидуальные занятия (работа по индивидуальному плану, самостоятельная работа), направленные на развитие творческих способностей студентов, приобретение ими опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы.

В содержании и принципах педагогического образования между педагогическими институтами, педагогическими уни­верситетами и университетами есть определенные различия. В университетах психолого-педагогической подготовке уделяется меньше внимания. В педагогических университетах программы предусматривают значительно больший спектр специализации, чем в педагогических институтах.

В стране действует система государственных учреждений по повышению квалификации и переподготовке учителей. Эти учреждения организуют курсы повышения квалификации (до трех месяцев), открытые уроки, семинары, методические объединения, совещания учителей, педагогические чтения. Стандартными программами курсов повышения квалифика­ции предусматривается изучение психолого-педагогических проблем, научно-методическая подготовка. Около 65 % учеб­ного времени отведено на лекции, остальные часы  на практические и семинарские занятия. Состав преподавателей формируется из квалифициро­ванных учителей, ученых-педагогов, преподавателей педаго­гических вузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: