Выше было отмечено, что 1) копула содержит как положительность, так и отрицательность, с этой стороны она двойственна, диалектична, 2) в суждении применяются противоположные категории, оно есть единство частного и общего, как противоположных категорий; поэтому мы и говорили, что суждение есть единство противоположностей и диалектично по своей природе. Но с другой стороны, выяснилось и то, что суждение является не единством противоположностей, а только его одной стороной; суждение есть односторонность. В этом смысле, суждение должно быть недиалектическим. Эти две мысли, на первый взгляд, несовместимы, более того, здесь как-будто непреодолимое противоречие. Трудность здесь безусловно, имеется, но такая, разрешение которой представит суждение в полном виде.
Эта трудность, по нашему мнению, может быть разрешена следующим образом: если односторонность будет представлена как неодносторонность — полнота, тогда имеется недиалектичность, как это имеет место в формальной логике, которая, конечно, не есть диалектическая логика. Но если односторонность будет понята как раз как односторонность, именно односторонность единства, имеющая смысл в единстве, тогда она подчинится ему и так и будет понята. Одна сторона диалектического также диалектична, поскольку она подчиняется диалектическому; односторонность диалектического подчиняется законам диалектики; одна сторона единства противоречия, понятая как именно его одна сторона, подчиняется закону единства противоречия. То же можно сказать и о суждении, как односторонности единства противоречия. Суждение, как одна сторона диалектики, подчиняется законам диалектики и в этом смысле имеет диалектическую природу. Суждение, как было сказано, есть конечно-логическое; конечное имеет смысл в связи с бесконечностью, как единством конечного и бесконечного, той бесконечностью, односторонностью которой она является. Конечное-логическое определяется бесконечным логическим.
|
|
Суждение не есть единство противоположностей, взятое полностью. Оно есть односторонность противоположностей, единство противоположностей частично, односторонне. Суждение не есть единство противоположностей полностью, но оно должно быть таковым; как только оно станет таковым, тогда не будет только суждения, а будет единство противоположных суждений, которое представляет умозаключение, как полную опосредствованную логическую связь. Это переход суждения в умозаключение (об этом более подробно ниже). Суждение, как односторонность, требует целого, как своего основания, и оправдания в этом основании. Основание суждения, как односторонности, есть единство, именно единство противоположностей, которое и дает своей односторонности смысл и оправдание.
|
|
Суждение, как было сказано, по своей сущности имеет природу единства частного и общего; оно должно быть единством единичного и общего, но в действительности является только одной стороной этого единства. Единство единичного и общего имеет две — противоположные — стороны: 1) единичное есть общее и 2) единичное не есть общее; эти стороны являются суждениями, имеющими смысл только в отношении друг друга и только в единстве; они, как было сказано, с необходимостью подразумевают друг друга и подчиняются единству противоположностей.
«Единство противоположностей» есть понятие, высказывающее именно единство противоположностей. Оно может быть высказано суждением «единичное есть общее», которое само является единством противоположностей, поскольку единичное и общее противоположны друг другу. В этом смысле суждение есть единство противоположностей, именно, «единичное есть общее», но так, что это суждение с необходимостью подразумевает второе суждение, которое, высказывает то отрицательное, которое подразумевается в нем, именно то, что единичное не есть общее. Поэтому полнота логической связи сострит в единстве противоположных суждений («единичное есть общее» и «единичное не есть общее»). Суждение «единичное есть общее» есть единство противоположностей, поскольку это суждение энтимемное — оно подразумевает свою противоположность. Но полное выражение логической связи возможно только логическим оформлением двух противоположностей и их единства. Одним словом, единство противоположностей может быть высказано умозаключением, суждением и понятием, но полностью оформленная логическая связь высказывается только умозаключением и состоит в умозаключении, именно в полном умозаключении (это бесконечное умозаключение — единство противоположностей в логическом, логическое единство противоположностей, но об этом ниже).
То, что: 1) суждение «единичное есть общее» есть единство противоположностей и 2) «единичное есть общее» делится на два суждения а) «единичное есть общее» и б) «единичное не есть общее» — эти два обстоятельства не исключают друг друга и не вызывают регресса в бесконечность, так как: 1) если «единичное есть общее» энтимемно, то оно прямо высказывает одну сторону связи, а другую («единичное не есть общее») подразумевает; это другое — отрицательное суждение, подразумеваемое первым положительным суждением; 2) эта противоположность доводит до единства, которое является целым, а не односторонностью.
Поэтому надо сказать, что деление энтимемного суждения «единичное есть общее» на неэнтимемные: а) «единичное есть общее» и б) «единичное не есть общее» — исчерпывающее деление. Полученные суждения не делятся более на два и т.д., так как они с необходимостью подразумевают друг друга, а не какие-то еще другие суждения и т.д. Противоположность-противоречие, как мы знаем, состоит только из двух полных сторон, из двух полных конечных сторон и не более. Эти стороны, ясно, не содержат других таких же сторон. Стороны противоречия подразумевают друг друга. Одна сторона сама не является единством противоречия, тем, сторону чего она представляет собой.
И утверждение и отрицание суть суждения. Утверждение, как суждение, подразумевает отрицание, как суждение, но так, что если утверждение (положительное суждение) подразумевает в самом себе неоформленное отрицание, то результатом оформления этого является отрицательное суждение, которое есть вне первого, хотя для оправдания самих себя они подразумевают друг, друга. Положительное суждение подразумевает в самом себе внутреннее отрицание, которое оформляется как второе суждение. После такого оформления в каждом суждении не остается ничего, что подлежало бы оформлению. После этого ново только то, что необходимо их единство, т.е. остается неоформленным не новое суждение, а умозаключение, как единство противоположностей, такая опосредствованная связь, которая представляет собой единство противоположностей.
|
|
Положительное суждение содержит различие, отрицание, которое оформляется отрицательным. Отрицательное суждение содержит положительный момент, определенное единство, помимо которого оно не было бы единой мыслью — одним суждением. Эти два суждения противоположны, но имеют смысл только благодаря друг другу; поэтому они дополняют друг друга вплоть до единства и составляют полную логическую опосредствованную связь, которая уже есть не суждение, а то, в чем оно оправдывается.
Определение суждения
Со времен Аристотеля суждение часто определяют как мысль, которая представляет собой или истину или ложь. Такое определение не должно быть правильным в том смысле, что истина-ложь не выражает специфику суждения, а определение состоит именно в установлении специфики. Не только суждение является истинным или ложным. Таковым может быть умозаключение, доказательство, понятие и вся наука. Если наука не является истинной, то она, конечно, не представляет собой науки; система доказательства должна быть именно истинной системой.
Начиная с Аристотеля, суждение определяют и как утвердительную или отрицательную мысль, или, как говорил Аристотель, суждение есть утверждение или отрицание. Признаки утверждения и отрицания и в самом деле специфичны для суждения, поэтому такое определение суждения должно быть правильным.
Но определение суждения как утверждения или отрицания неточно и постольку неправильно, так как это определение номинальное, а не реальное; этим определением перечислены виды суждения. Оно выполнено указанием видов суждения-утверждения и отрицания. Аристотель прав, считая, что положительное и отрицательное суждение представляют собой виды суждения, но указания на них недостаточно для определения суждения. Перечисление видов понятия суждения не дает специфики суждения, его определения; виды могут быть поняты на основе специфики суждения, а не наоборот.
|
|
С другой стороны, если суждение есть род, а положительные и отрицательные суждения являются его видами, тогда надо сказать и то, что (в таком случае) положительность и отрицательность будут признаками этих видов, а не рода — самого суждения. Как известно, для рода излишни специфические признаки его видов. Если суждение есть род и положительные и отрицательные суждения являются его видами, то положительность и отрицательность, как специфические признаки видов, будут лишними для суждения, как для рода. Поэтому определение суждения, как утверждения или отрицания не будет правильным. Если утверждение и отрицание не являются признаками суждения вообще, то какой признак остается для суждения, что специфично для него, как мы должны определить суждение?
По нашему мнению. Аристотель правильно назвал утверждение и отрицание признаками суждения, но ошибочно распределил эти признаки на виды суждения. Суждение не должно быть только родом для положительных и отрицательных суждений. Положительность и отрицательность являются не видами суждения, а его специфическими признаками, точнее, моментами. Без утверждения и отрицания суждения вообще не существует, без них суждение не имеет никакого специфического признака. Перенесение утверждения-отрицания на виды суждения никаких признаков не оставляет для суждения, как рода.
Надо сказать, что утверждение и отрицание являются моментами самого суждения, как такового. На эти моменты опираются его виды — положительные и отрицательные суждения.
Для положительного суждения специфична положительность, а для отрицательного — отрицательность, но эти два признака являются моментами суждения, как суждения.
Суждение не следует определять так: суждение есть утверждение или отрицание, или: суждение есть утверждение и отрицание, как разделенные друг от друга признаки. Суждение должно определяться так: суждение есть утверждение-отрицание, тождественное для утверждения-отрицания; точнее: суждение есть единая утвердительно-отрицательная мысль (Behauptung, которое состоит из двух моментов: Bejahung и Verneinung, которые создают виды суждения); суждение есть мысленное высказывание — утвердительно-отрицательное высказывание. Еще точнее можно определить суждение следующим образом: суждение есть мысленное высказывание, заключающееся в утверждении-отрицании.
В определении суждения, как утвердительно-отрицательной мысли, хорошо видна его диалектическая природа, то, что суждение должно быть единством противоположностей. Вышерассмотренная двойственность-диалектичность копулы непосредственно видна в этом определении.
То обстоятельство что суждение есть мысль, которая истинна или ложна, имеет вторичный характер, опирается на суждение, как на утверждение-отрицание.
Содержание этого определения суждения и содержание суждения как односторонности будет более ясно представлено тогда, когда мы рассмотрим переход суждения в умозаключение. То обстоятельство, что суждение есть односторонность и то, что оно есть утверждение-отрицание, как-будто несовместимы друг с другом. И в самом деле, если суждение есть утверждение-отрицание, то оно не будет только утверждением или только отрицанием — односторонностью, и наоборот — если суждение есть односторонность, то оно будет утверждением или отрицанием, а не утверждением-отрицанием — единой мыслью утверждения-отрицания. Здесь надо отметить, что суждение есть односторонность, которая имеет природу утверждения-отрицания, но так, что утверждение подразумевает отрицание, а отрицание-утверждение, как это было рассмотрено выше.