Как показывает опыт других стран, наибольшие предпосылки для
создания конкурентной среды и использования рыночных цен имеются в
сфере обслуживания населения. Здесь не требуется значительных капита-
ловложений на организацию новых предприятий. Выполнением ряда услуг
могут заниматься как юридические, так и физические лица. Привлечение
последних в сферу обслуживания способствует не только более полному
удовлетворения потребностей населения, но и решению проблемы занято-
сти высвобождаемых из других отраслей работников.
Вместе с тем сдерживающим фактором в становлении и развитии
рыночных отношений в сфере обслуживания выступает низкий платеже-
способный спрос населения в сочетании с высокими темпами роста цен,
который вынуждает граждан переключаться на самообслуживание.
Традиционно предприятия бытового обслуживания занимаются ре-
монтными услугами и изготовлением новых изделий по заказам населения.
Цены на услуги по изготовлению изделий в порядке выполнения индиви-
|
|
дуальных заказов населения должны учитывать повышенную трудоем-
кость этих услуг по сравнению с массовым производством. Поэтому пол-
ная стоимость таких изделий (например, одежды, головных уборов, трико-
тажных изделий, мебели), включая стоимость израсходованных материа-
лов по розничным ценам, при обеспечении хорошего качества должна
быть выше розничных цен на соответствующие изделия серийного про-
мышленного производства.
Тарифы на ремонтные услуги следует установить с таким расчетом,
чтобы максимальную стоимость ремонта (включая стоимость дополни-
тельно оплачиваемых материалов, узлов и деталей) была ниже розничной
цены на новое аналогичное изделие и заинтересовывала заказчиков в ре-
монте, а не в покупке новых товаров.
Цены и тарифы на бытовые услуги, оказываемые населению, рассчиты-
ваются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов
и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры
рынка, а также с учетом особенностей, устанавливаемых законодательством.
Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответст-
вии с действующими основными положениями по составу затрат, вклю-
чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и дополнениями и изме-
нениями в них.
Цены и тарифы на бытовые услуги определяются исходя из эконо-
мически обоснованных норм и нормативов основных материальных и
трудовых затрат, разработанных и утвержденных Государственным объе-
динением «Белбыт».
По тем видам бытовых услуг, на которые нормы и нормативы затрат
объединением «Белбыт» не утверждены, цены и тарифы формируются на
|
|
основе норм и нормативов, утвержденных руководителем организации.
В соответствии со сложившейся практикой цены на бытовые услуги
устанавливаются, как правило, по стоимости обработки, т.е. без учета се-
бестоимости затрат на основные материалы, запасные части, фурнитуру.
Эти затраты определяются отдельно по ценам приобретения с добавлением
фактических затрат по их приобретению (транспортных и других расходов
по доставке на предприятие бытового обслуживания). Цена заказа равна
Ц 3 = См + Ц у, (8.11)
где См – стоимость основных материалов, запасных частей, фурнитуры, руб.;
Цу – цена услуги, руб.
В свою очередь цена услуги предприятия бытового обслуживания
будет складываться из трех компонентов:
Ц у = Собр + П + Н, (8.12)
где Собр – себестоимость обработки, руб.;
П – прибыль, руб.;
Н – косвенные налоги и неналоговые платежи, руб.
Там, где в себестоимости некоторых услуг удельный вес стоимости
основных материалов не столь значителен или создаются трудности в их
отдельном учете по заказам (услуги химчистки и крашения, прачечных,
фотографий, парикмахерских), цена услуги рассчитывается с включением
в нее стоимости основных материалов. С целью сдерживания роста затрат
для предприятий бытового обслуживания установлены льготные тарифы
оплаты потребляемых ими воды, газа, тепловой и электрической энергии,
на уровне тех, которые действуют для населения.
В себестоимость услуг предприятий, входящих в Белорусский респуб-
ликанский союз предприятий бытового обслуживания, включаются отчисле-
ния в отраслевой стабилизационный фонд в размере 1,5 % от цены услуг.
Прибыль в ценах на бытовые услуги обычно определяется на основе
норм рентабельности, рассчитываемых к себестоимости обработки (т.е. к
себестоимости за вычетом стоимости основных материалов). В тех случа-
ях, когда исчисляется полная себестоимость услуги, применяют нормы
рентабельности к полной себестоимости.
Фактическая рентабельность массовых ремонтных услуг значитель-
но ниже, чем рентабельность услуг по индивидуальным заказам на изго-
товление новых изделий.
Учитывая особую социальную значимость бытовых услуг и необхо-
димость обеспечения относительно низкого их уровня, государство преду-
сматривает льготное налогообложение службы быта. В частности, в цены
на услуги по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов,
сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, парикмахер-
ских, бань и прачечных налог на добавленную стоимость включается в по-
ловинном размере обычной ставки, а такие, как ритуальные услуги похо-
ронного бюро, кладбищ и крематориев, по уходу за инвалидами, больными
и престарелыми и некоторые другие, освобождены от его уплаты.
Цены на бытовые услуги должны также учитывать ряд факторов, оп-
ределяющих особенности их реализации населению. Для стимулирования
спроса, увеличения разнообразия услуг, улучшения уровня обслуживания,
развития их прогрессивных форм и видов цены на услуги дифференциру-
ются в зависимости:
• от категорий (разрядов) предприятий, обеспечивающих различный
уровень качества выполнения заказов и культуры обслуживания населения
(швейные ателье, парикмахерские, фотографии и т.д.);
• от степени срочности исполнения заказов (включая оказание услуг
в присутствии заказчика);
• от сезонных изменений спроса населения на бытовые услуги в от-
дельные периоды года;
• от степени приближения услуг к заказчику (ремонт и обслужива-
ние на дому, выездное обслуживание и др.);
• от социальной значимости услуг (услуги для детей, уход за боль-
ными, престарелыми).