Состав торговой надбавки
Торговая надбавка является элементом розничной цены и представ-
ляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и дру-
гими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами.
Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном вы-
ражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах.
Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его
валовой доход. Торговые надбавки, которые преимущественно используются
в практике торговых организаций республики, устанавливаются в процентах
к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внут-
ренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость.
Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене.
Размер торговой надбавки можно определить исходя из торговой
скидки, и наоборот:
ТН = ТС /(100 − ТС)⋅100, (8.1)
ТС = ТН /(100 + ТН)⋅100, (8.2)
где ТН – торговая надбавка, %; ТС – торговая скидка, %.
Конкретные размеры торговых надбавок устанавливаются самими тор-
говыми предприятиями и организациями с учетом спроса и предложения, но
не выше предельных, если на такие товары правительством республики ут-
верждены предельные торговые надбавки.
Состав торговой надбавки. Как и всякая цена, торговая надбавка
состоит из ряда отдельных элементов: издержек обращения торговой орга-
низации с учетом расходов за пользование банковским кредитом, прибыли,
налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством.
Издержки обращения торговых организаций включают: расходы на
грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содер-
жание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизацию основ-
ных фондов, отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы
на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, торговую
рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах
установленных норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды,
прочие расходы, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках.
Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования
средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-
технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (налог на не-
движимость, налог на прибыль), взносов в создание инвестиционных фон-
дов, а также совместных предприятий, акционерных обществ, отчислений
на содержание аппарата управления министерств, ведомств и др. При этом
показатель рентабельности в торговле при ценообразовании u1086 определяет-
ся как отношение прибыли к цене реализации товара.
С учетом всех составляющих размер торговой наценки (ТН) будет
определяться:
ТН = ИО + П + РФ, (8.3)
где ИО – издержки обращения при реализации товара, руб., П – прибыль,
руб., РФ – сумма отчислений в республиканский фонд, руб.
Расчет требуемого процента торговой надбавки производится по
формуле
% ТН = (ИО + П + РФ)/ ПС ⋅100, (8.4)
где ПС – покупная стоимость товаров (в отпускных ценах без НДС).
Обоснование прибыли в ценах, определяемых
На базе себестоимости продукции
Обоснование прибыли в цене – важный этап технологии обоснова-
ния цены на предприятии, поскольку именно прибыль большей частью вы-
ступает критерием формирования оптимального плана производства,
оценки эффективности принятия различных управленческих решений.
Для определения размера прибыли в цене товара необходимо обос-
новать для предприятия приемлемую норму рентабельности (прибыльно-
сти), которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на
один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе
условия для расширенного воспроизводства. Расчет ее можно выразить
следующим образом:
Р = БП / С ⋅100, (6.9)
где Р – норма рентабельности, %;
БП – плановая балансовая прибыль предприятия, руб.;
С – себестоимость продукции, руб.
При этом плановая балансовая прибыль будет определяться дейст-
вующим порядком распределения прибыли и складываться из ряда состав-
ляющих:
• налога на недвижимость, рассчитываемого исходя из действую-
щих ставок и стоимости производственных фондов, подлежащих налого-
обложению;
• налога на прибыль;
• прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая
обосновывается исходя из потребности в ней отдельными расчетами.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна вклю-
чать средства:
• на уплату процентов за ссуды, полученные на восполнение недос-
татка собственных оборотных средств и на приобретение основных
средств и нематериальных активов;
• на финансирование прироста собственных оборотных средств;
• на уплату местных налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли;
• на выплату дивидендов;
• на финансирование научно-технических, опытно-конструктор-
ских, проектных и технологических работ, создание и освоение новых тех-
нологических процессов и видов продукции;
• на создание системы премирования работников.
Расчет суммы прибыли в цене выглядит следующим образом (П –
сумма прибыли в цене, руб.):
П = Р ⋅ С /100. (6.11)
Таким образом, если предприятие будет иметь в цене прибыль на
уровне не менее, чем рассчитано по норме, то в планируемом периоде в ре-
зультате реализации продукции по таким ценам оно обеспечит себе посту-
пление желаемой прибыли. Этой прибыли будет достаточно, чтобы ис-
пользовать ее по всем направлениям, уплатить налоги. Целевую норму
рентабельности следует знать в качестве ориентира и при применении дру-
гих методов ценообразования при заключении договоров на производство
или поставку продукции.






