Расширение кругозора детей

Н. В. Верещагина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ГРУППЫ

«ДЕТИ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя-дефектолога рассчитана на детей от 3 до 7 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Эта категория детей неодно­родна и включает следующие виды нарушения.

1. Дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в со­четании с нарушениями сенсорной и двигательной сфер различной этиоло­гии (сами передвигаются).

2. Дети с интеллектуальной недостаточностью и аутичным поведением (сами передвигаются).

3. Дети с двигательными нарушениями различной этиологии в сочета­нии с легкой интеллектуальной недостаточностью и сенсорными дефектами (сами не передвигаются).

Перечень законов, на основании которых составлена рабочая программа учителя-дефектолога группы «Дети со сложными дефек­тами»

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 г.).

2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта до­школьного образования».

4. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельно­сти по основным общеобразовательным программам дошкольного образова­ния» (приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014).

5. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПиг 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со держанию и организации режима работы дошкольных образовательных ор ганизаций» (с изменениями на.4 апреля 2014 г.).

20


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

На 20__/_ год в группу зачислено 7 детей, из которых выпускников — 3 че­ловека. Четвертый год посещают группу 2 человека, третий год — 2 челове­ка, второй год — 1 человек, первый год — 2 человека. По сочетанной патоло­гии в развитии детей: дети, которые сами передвигаются, с выраженными на­рушениями интеллекта и сенсорной недостаточностью — 2 человека, с нару­шением интеллекта и аутичностью — 3 человека; дети, которые сами не пере­двигаются, с двигательными нарушениями в сочетании с сенсорными наруше­ниями — 2 человека.

Все дети имеют V группу здоровья. Физическая нагрузка в виде ЛФК по­казана 2 детям, остальные дети имеют в рекомендациях специальную группу по физической нагрузке.

Особенности познавательной активности детей

Дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организован­ной совместной деятельности.

У детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифи­ческие манипуляции с игрушками и предметами.

Дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений/изменений в окружающей обстановке.

Дети запоминают длительно, воспроизводят неточно.


Особенности речевой сферы детей

Отдельные слова с искаженной звуковой оболочкой появились у 2 детей, остальные дети издают отдельные звуки.

Пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно.

Артикуляционная моторика развита недостаточно.

У детей с двигательными нарушениями, которые сами не передвигаются, самостоятельная речь активна в быту.

Особенности двигательной сферы детей

Передвигаются самостоятельно 5 детей, неустойчивость походки у 1 -го ре­бенка, движения грубо нарушены у 2 детей.

Координация двух рук развита недостаточно.

Основные движения (ходьба, бег, лазание, ползание) в стадии формирова­ния и совершенствования.

Особенности личностной сферы

Дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают те­лесных контактов, часто агрессивны, стереотипны.

Дети протестуют при несоблюдении их желаний, 1 ребенок — истероидно-демонстративное поведение.

пет


Цель программы — создать условия для социализации детей со сложной структурой дефекта, создать условия для эмоционального комфорта, сохране­ния физического и психического здоровья воспитанников.

ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ГРУППЕ «ДЕТИ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ» (ПО КВАРТАЛАМ)1

(с 01 января 2014 г., согласно ФГОС ДО)

S Образовательная область «Познавательное развитие» (непосредствен­ная образовательная деятельность учителя-дефектолога, в индивидуальной ра­боте учителя-дефектолога и воспитателя и режимных моментах).

I КВАРТАЛ (октябрь—декабрь)
Расширение кругозора детей

Продолжать учить детей соотносить реальные предметы с их изображения­ми (цветным и черно-белым).

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные зву­кокомплексы) диких и домашних животных и их детенышей, выделять части тела по подражанию, показу и слову.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звуко­комплексы) овощи и фрукты, где растет, определять по вкусу (сладкий, соле­ный, горький).



Формирование элементарных количественных представлений

Продолжать учить выделять один предмет из группы, определять «один — много» на предметах и их изображениях, соотносить с количеством пальцев.

Продолжать учить узнавать, сличать и/или называть (издавать опреде­ленные звукокомплексы) основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и формы (кубик, шарик, круг, квадрат).

II КВАРТАЛ (январь—март)
Расширение кругозора детей

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звуко­комплексы) одежду, определять ее назначение.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звуко­комплексы) посуду, определять ее назначение.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звуко­комплексы) мебель, определять ее назначение.


Формирование элементарных количественных представлений

Продолжать учить соотносить объемные и плоскостные фигуры (кубик — квадрат, шарик — круг, крыша — треугольник).

1 Разделение задач по кварталам условно. Все поставленные задачи повторяемы и реализуются в те­чение года с каждым ребенком в индивидуальном режиме.

 


Продолжать учить определять «большой — маленький», выкладывать це­почку предметов по размеру.

III КВАРТАЛ (апрель—июнь)


Расширение кругозора детей

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звуко-комплексы) транспорт, определять его назначение.

Продолжать учить наблюдать за явлениями природы (солнце, дождь, ветер, снег) и соотносить их с изображением.

Продолжать учить определять принадлежность атрибутов к определенной профессии (шофер, дворник, врач, воспитатель, повар, продавец, парикмахер, моряк).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow