Н. В. Верещагина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ГРУППЫ
«ДЕТИ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-дефектолога рассчитана на детей от 3 до 7 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Эта категория детей неоднородна и включает следующие виды нарушения.
1. Дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в сочетании с нарушениями сенсорной и двигательной сфер различной этиологии (сами передвигаются).
2. Дети с интеллектуальной недостаточностью и аутичным поведением (сами передвигаются).
3. Дети с двигательными нарушениями различной этиологии в сочетании с легкой интеллектуальной недостаточностью и сенсорными дефектами (сами не передвигаются).
Перечень законов, на основании которых составлена рабочая программа учителя-дефектолога группы «Дети со сложными дефектами»
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 г.).
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
4. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014).
5. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПиг 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со держанию и организации режима работы дошкольных образовательных ор ганизаций» (с изменениями на.4 апреля 2014 г.).
20
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
На 20__/_ год в группу зачислено 7 детей, из которых выпускников — 3 человека. Четвертый год посещают группу 2 человека, третий год — 2 человека, второй год — 1 человек, первый год — 2 человека. По сочетанной патологии в развитии детей: дети, которые сами передвигаются, с выраженными нарушениями интеллекта и сенсорной недостаточностью — 2 человека, с нарушением интеллекта и аутичностью — 3 человека; дети, которые сами не передвигаются, с двигательными нарушениями в сочетании с сенсорными нарушениями — 2 человека.
Все дети имеют V группу здоровья. Физическая нагрузка в виде ЛФК показана 2 детям, остальные дети имеют в рекомендациях специальную группу по физической нагрузке.
Особенности познавательной активности детей
Дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности.
У детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами.
Дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений/изменений в окружающей обстановке.
Дети запоминают длительно, воспроизводят неточно.
Особенности речевой сферы детей
Отдельные слова с искаженной звуковой оболочкой появились у 2 детей, остальные дети издают отдельные звуки.
Пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно.
Артикуляционная моторика развита недостаточно.
У детей с двигательными нарушениями, которые сами не передвигаются, самостоятельная речь активна в быту.
Особенности двигательной сферы детей
Передвигаются самостоятельно 5 детей, неустойчивость походки у 1 -го ребенка, движения грубо нарушены у 2 детей.
Координация двух рук развита недостаточно.
Основные движения (ходьба, бег, лазание, ползание) в стадии формирования и совершенствования.
Особенности личностной сферы
Дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают телесных контактов, часто агрессивны, стереотипны.
Дети протестуют при несоблюдении их желаний, 1 ребенок — истероидно-демонстративное поведение.
пет
Цель программы — создать условия для социализации детей со сложной структурой дефекта, создать условия для эмоционального комфорта, сохранения физического и психического здоровья воспитанников.
ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГРУППЕ «ДЕТИ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ» (ПО КВАРТАЛАМ)1
(с 01 января 2014 г., согласно ФГОС ДО)
S Образовательная область «Познавательное развитие» (непосредственная образовательная деятельность учителя-дефектолога, в индивидуальной работе учителя-дефектолога и воспитателя и режимных моментах).
I КВАРТАЛ (октябрь—декабрь)
Расширение кругозора детей
Продолжать учить детей соотносить реальные предметы с их изображениями (цветным и черно-белым).
Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) диких и домашних животных и их детенышей, выделять части тела по подражанию, показу и слову.
Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) овощи и фрукты, где растет, определять по вкусу (сладкий, соленый, горький).
Формирование элементарных количественных представлений
Продолжать учить выделять один предмет из группы, определять «один — много» на предметах и их изображениях, соотносить с количеством пальцев.
Продолжать учить узнавать, сличать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и формы (кубик, шарик, круг, квадрат).
II КВАРТАЛ (январь—март)
Расширение кругозора детей
Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) одежду, определять ее назначение.
Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) посуду, определять ее назначение.
Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) мебель, определять ее назначение.
Формирование элементарных количественных представлений
Продолжать учить соотносить объемные и плоскостные фигуры (кубик — квадрат, шарик — круг, крыша — треугольник).
1 Разделение задач по кварталам условно. Все поставленные задачи повторяемы и реализуются в течение года с каждым ребенком в индивидуальном режиме.
Продолжать учить определять «большой — маленький», выкладывать цепочку предметов по размеру.
III КВАРТАЛ (апрель—июнь)
Расширение кругозора детей
Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звуко-комплексы) транспорт, определять его назначение.
Продолжать учить наблюдать за явлениями природы (солнце, дождь, ветер, снег) и соотносить их с изображением.
Продолжать учить определять принадлежность атрибутов к определенной профессии (шофер, дворник, врач, воспитатель, повар, продавец, парикмахер, моряк).