I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие

На данном этапе я применяю наглядный и словесный методы. Новое произведение я всегда показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Далее я использую образное слово, провожу беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях. Эта беседа об эмоционально – образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни звукообразования, дикции, дыхания. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, я им объясняю, что и петь ее надо напевно, протяжно.

II Этап – разучивание песни.

(3–5 занятий.)

Помимо наглядного и словесного методов я использую практический метод. Традиционно песню мы учим частями: фразами, предложениями, куплетами, начинаем обычно с первого куплета или припева, если он мелодически легко запоминается. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки я даю в игровой форме. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.

Перед первым пропеванием дети должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом перед каждым прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например “Спойте про себя”, “Покажите движение мелодии рукой”, и т.д. Этот прием вносит в разучивание песни элемент самостоятельности и детского творчества. Именно на II этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации, ансамбля.

Для формирования навыка звукообразования я применяю образное слово, беседу о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. В старших группах я использую упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными (“динь – дон”, “тук–тук”), так же прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое – колокольчика).

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, я им разъясняю и показываю, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку.

Для выработки правильной дикции использую выразительное чтение текста, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение. Предлагаю детям прочитать текст шепотом, с четкой артикуляцией.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и т.д.).

При разучивании я использую такие приемы:
– настройку на первом звуке;
– пение мелодии без инструмента;
– исполнение мелодии на фортепиано и других инструментах;
– разучивание мелодии по частям и фразам в медленном темпе.

Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, то он сможет начать петь правильно и вместе с другими детьми в более высоком звучании. Так же использую обратный прием – раскрытие “раскрытие звуков верхнего регистра” детского голоса (“ля I, си I, до II, ре II”) Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella. Слаженность исполнения я развиваю с помощью показа момента вступления, используя дирижерские жесты. Но, следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки. Поэтому я использую яркое исполнение и образное слово при разучивании песни.





III Этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием “выступают” перед зрителями.

Библиография

Н.А. Ветлугина “Методика музыкального воспитания в детском саду” – М., “Просвещение”, 1989.

Н.А. Ветлугина “Музыкальный букварь” – М., 1988.

О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвтли, “Музыкальное воспитание дошкольников” – М., “Просвещение”, 1994.

А.Н. Зимина “Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста” – М., “Владос”, 2000.

А.Д. Войнова “Развитие чистоты интонации в пении дошкольников” – М., 1960.

Н.А. Метлов “Музыка детям” – М., 1985.

Т.М. Орлова, Е.И. Бекина “Учите детей петь” – М., “Просвещение”, 1988.

В.Н, Шацкая “Детский голос: экспериментальные исследования” – М., 1970.

В.В. Емельянов “Развитие голоса. Координация и тренаж” – СПб, 1997.

“Конвенция о правах ребенка”.

Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.

И. Кончева, А. Яковлева “Вокальный словарь” – Ленинград, “Музыка”, 1988.

М.А. Михайлова “Развитие музыкальных способностей детей” – Ярославль, “Академия развития”, 1997.

В. Кирюшин “Развивающие песни для дошкольников” – М., 1994.

Многие взрослые не заинтересованы перспективой обучения детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его различный. Кроме того, как и любая другая способность, он поддаётся тренировке и развитию.

По утверждению многих учёных, решающую роль в развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т. е, пению. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего звуковысотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество.

Начинать формировать вокальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст - самое благодатное для этой работы время (об этом говорили многие известные музыканты, исследователи, врачи). Ни для кого не секрет, что пение является одним из самых любимых детьми видов деятельности, который способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка, его социализации. Об этом мы хорошо знаем (именно поэтому пение является доминирующим видом деятельности на музыкальных занятиях), однако зачастую относимся к детскому пению формально, забывая о том, что ребёнок при пении должен испытывать удовольствие, а не дискомфорт, что пение должно быть для него естественным, не доставляющим напряжения процессом. Такое легкомысленное отношение к соблюдению голосового режима у наших подопечных приводит к усталости их голосового аппарата, а порой и заболеваниям голосовых связок, общему плохому самочувствию ребёнка, снижению его интереса к пению. Какой же выход из этой ситуации? Выход один - заниматься постановкой детского голоса. К сожалению, в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги почти не занимаются постановкой певческих голосов детей-дошкольников. Причин этому много, в том числе отсутствие специальной методики. Вот почему, изучив специфику учебно-воспитательной работы в певческих коллективах Л. Шаминой и С. Браз и адаптировав её к дошкольному возрасту, я создала на базе своего ДОУ вокальную студию для развития певческих навыков и творческих способностей детей.

Начав работу, я поставила перед собой следующие задачи: развивать интерес детей к музыкальному искусству; обогащать их музыкально-слуховой опыт в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки; развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; стимулировать к поиску яркого, выразительного пения; сохранять и развивать естественное, данное самой природой звучание детского голоса. Затем были разработаны календарный план-программа и перспективный план вокальной работы на год. Занятие расписывалось мной очень подробно; оно состояло из следующих этапов: певческая установка; формирование певческого дыхания; освобождение и активизация органов артикуляции; вибрационный массаж лица, шеи; артикуляционный тренинг челюсти (губных мышц, языка, мягкого нёба); работа над дикцией; вокальное распевание; певческая деятельность; изучение музыкальной грамоты; проведение игр.

Перед тем как приступать к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные (если ребёнок стоит) или лежащие на коленях (если сидит) руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. Занятие начинаю с лёгкой разминки, в которой задействованы плечи, руки, шея. Затем делаю с детьми дыхательную гимнастику. Объясняю им, что нужно разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дальше всё происходит в форме игры. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети тихо произносят: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», на мгновение задерживаем дыхание от удивления и пропеваем «фа», «соль» первой октавы на гласный «а». Я слежу за тем, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха. Какова здесь роль эмоции удивления? Когда человек удивляется или пугается, он инстинктивно обеспечивает себя физически необходимым запасом кислорода, кроме того, в этот момент поднимается мягкое нёбо, что является основой правильного звукообразования.

Использую приём с «резиновым кругом» (с его помощью контролируется место вдоха - нижние ребра, на которых лежат руки детей). Это упражнение помогает не «уронить» вдох. Также это делается с помощью прямой мышцы живота, которая подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети говорят «ой» или имитируют лай собачки: «ав-ав». Можно им предложить положить руки на живот и почувствовать, как он в это время движется. Затем короткое «ав» переходит в длинное «а - а - а - ав» с тем же движением передней мышцы живота. В дальнейшем эти движения отрабатываются как произвольные (я использую их на дыхательной разминке).

Типичный для детей недостаток - поверхностное неглубокое дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Нужно экономно расходовать воздух, чтобы его хватило до конца фразы. Поэтому я учу детей с младшего возраста пропевать фразу на одном дыхании. Слежу за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.

Детям можно объяснить необходимость непрерывного «пролива» звука, постоянно льющегося дыхания. Здесь поможет упражнение с пёрышком, которое подвешивается на прикреплённой к палочке ниточке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пёрышко, отклонившись от потока воздуха, не упало.

Далее проводится работа над дикцией, в процессе которой можно использовать специальные упражнения для артикуляционного аппарата.

Подготовка артикуляционного аппарата к работе над дикцией проводится с помощью пяти-семиминутного массажа - он помогает снять возможные мышечные зажимы, сделать мышцы речевого аппарата свободными и эластичными. Самоконтроль перед зеркалом зрительно усилит эффект психологического настроя на мышечную свободу.

Делаем массаж: от переносицы кушам, от желобка под носом к ушам, в области горла - попеременно то правой, то левой рукой. Проводим вибрационный массаж лица: повторяем те же движения, но только путём постукивания пальцами.

После массажа можно переходить непосредственно к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой, жёсткой артикуляции. В основе тренинга лежит выработка естественных, плавных движений. Исходное положение: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты, На счет» «раз» губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; на счёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов, верхние зубы также касаются нижней губы.

Одно из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков - подвижность и точность движений языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: кончик, передняя часть, спинка и корень языка. Необходимо сделать все части языка подвижно активными, а работу всего языка - свободной и вместе с тем экономной, упруго-точной, ювелирно выверенной. Можно использовать следующие упражнения:

1) на счёт «раз» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны то левой, то правой щеки;

2) «прополоскать» при выдохе рот и горло воздухом, как это делается при полоскании водой;

3) произнести медленно и беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, 3-4 раза подряд гласные «а» «э», «о».

Освоение музыкальной речи - одно из необходимых условий вокальной работы, вытекающее из органического единства музыки и слова. Хорошая, правильная речь, несущая определенную мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна. Прежде чем певец начнёт исполнять песню, он должен со всей определенностью усвоить смысл, заложенный в словах песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем уже найти свою, наиболее верную интонацию. Мы говорим об интонации - носителе эмоционального содержания: полутон - интонация стона, печали, скорби; восходящая кварта - интонация утверждения, уверенности; восходящая малая секста - интонация вопроса и т, д.

Передача верной, выразительной интонации во многом зависит от дикции. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учится высоко и выразительно говорить. Всё содержание речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламация.

Их цель состоит в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата; обострить интонационный слух; подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков; сделать обучение пению более понятным и привлекательным занятием.

 

Вялое, ленивое произношение согласных снимает звук с опоры, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену. Фонетически неясное формирование гласных в пении (например, когда вместо «у» ребёнок поёт «о» или «о» поёт как «а» и т. п.) ведёт к искажению, «пестроте» звука и даже к фальшивой интонации.

Дикция определяется как произношение, манера выговаривать слова. Различают два вида дикции: речевую и вокальную. Вокальная дикция отличается от речевой прежде всего тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропевать, необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых, собственно, и происходит фонация. При этом огромную роль играют действия языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу Даже в свободном состоянии он словно бы «прилипает» к нему. В пении, наоборот, необходимо, чтобы язык упирался в корни нижних передних резцов и действовал синхронно с нижней челюстью как единое целое. Такое постоянно закреплённое положение языка организует речевой аппарат.

Губы во время пения мягкие и свободные. Если их «зажать», работать ими напряжённо, в звуке появится нежелательная жёсткость, грубость, нарочитость, нарушится кантилена, потеряется простота и правдивость в исполнении. Не менее опасна и вялость произношения согласных и гласных. От работы губных мышц, в частности, зависит правильное формирование гласных звуков. Так, в пении гласных «у» и «о» надо следить за положением губ (оно выверяется на разговорном положении рта).

Гласные лучше тренировать на «тёплом выдохе». Порядок произнесения гласных звуков таков: И, Э, А, О, У, Ы, Е, Я, Ё, Ю. Следует произносить каждый звук в вышеуказанном порядке в сочетании с гласным А сначала беззвучно, потом - вслух. При беззвучном произнесении на состоянии «тёплого выдоха» вдох производится после каждой пары гласных: И - А, Э - А, О - А, У - А, Ы - А, Е - А, Я - А, Ё - А, Ю - А.

Тренировку согласных следует начинать в медленном темпе, произносить их нужно свободно, не напрягаясь: 1) би - бэ - ба - бо - бу - бы; 2) пи - пэ - па - по - пу - пы; 3) киги - кигги, кэге - кэггэ, 4) гики - гикки, гэкэ - гэккэ.

В понятие дикции входит не только ясное и чёткое произношение слов, но и такие составляющие её компоненты, как орфоэпия, культура и логика. Культура речи предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильные ударения в словах. Нередко дети, исполняя песню, усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя смысловые (ударные) слоги. Такое «слоговое» пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. К. С. Станиславский говорил: «Пойте мысль!», подчеркивая тем самым необходимость «протянуть» мысль от начала фразы до её конца.

В понятие орфоэпии входит единообразное, присущее русскому литературному языку произношение. Вот некоторые правила певческой орфоэпии, которых я придерживаюсь в работе с детьми:

· ударные гласные звучат фонетически ярко, редуцированные - менее ярко, более легко;

· два гласных звука, стоящих рядом в слове или на стыке слов, надо разделять в пении (например, «моя отрада»);

· йотированные гласные произносятся по примеру согласных: йаааа, йоооо - правильно; йййа, йййо - неправильно;

· все гласные надо уметь фиксировать кончиком твёрдого языка в основании нижних передних резцов;

· фиксация гласных находится в прямой взаимосвязи с метроритмическими особенностями песни.

Не менее важный компонент дикции - логика речи - предполагает умение поющего выделить слова, несущие основную смысловую нагрузку. Акцентируя внимание на определённом слове или группе слов, исполнитель может тем самым выразить разнообразие оттенков, мыслей и чувств.

Существует большое количество упражнений, способствующих подвижности артикуляционного аппарата. Невозможно и нецелесообразно стараться выполнить всё сразу. Количество и порядок их усвоения должны исходить из задач, которые являются для педагога ведущими в данном случае. К упражнениям можно добавить одну-две скороговорки с аналогичными звуками, которые использовались в артикуляционном тренинге.

Работа над скороговорками способствует преодолению встречающихся в речи трудностей. Разучивать скороговорки нужно в медленном темпе, используя разные интонации - ласковые, ликующие, тревожные и т. Д.

При тренировке согласных Б - П, В - Ф, Г - К я обычно разучиваю с детьми скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп»; при тренировке согласных Л, М, Н, Р использую скороговорки «На дворе трава, на траве дрова», «Карл у Клары украл кораллы».

Следующим этапом является вокальное упражнение, или распевание. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть (о певческой установке написано выше). При пении стоя корпус и шея у детей выпрямлены, руки спокойно висят вдоль туловища или мягко сплетены за спиной. Особое внимание уделяю подбородку ребёнка: он ни в коем случае не должен быть поднят или сильно опущен - это ведёт к неправильной манере пения. При пении сидя усаживаю детей на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидеть надо на половине стула, спину держать прямо, руки должны легко и спокойно лежать на коленях. Голову следует держать прямо. Мы с детьми говорим так «Ножки - раз, ручки - два, спинка - три! Певческая фигура, замри!»

Среди всех певческих навыков особенно важным является звукообразование. Петь следует естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губит голосовые связки, поэтому я особое внимание уделяю распевке, так как при этом разогревается голосовой аппарат. На распевке легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Наилучший вариант - небольшие попевки с мелодической линией, идущей в основном сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется «высокая позиция» звучания. Наряду с кантиленными распевками для активизации дыхания можно использовать весёлые стаккатированные упражнения.

Особенно тщательно я подбираю вокальные упражнения - они должны соответствовать техническим вокальным задачам и быть разнообразными по музыкальному материалу. Большое внимание уделяю пальчиковым играм и речевым играм, которые активизируют внимание, развивают логическое мышление и память. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Необходимо соблюдать одно условие: пальчиковые игры должны выполняться ребёнком без затруднения и приносить ему только радость. Я провожу пальчиковые игры для того, чтобы помочь ребёнку мобилизоваться, сосредоточиться и расслабиться. Игры соединяю с пением - так лучше запоминается распевка и одновременно развивается мышечный аппарат. Очень нравится мне и детям распевание с творческими заданиями, которые предлагает Т.Э. Тютюнникова. Их цель - развивать детский голос и фантазию детей в поисках способов фиксации звуков. Вот, например, распевка-игра «Маленькие и большие волны»: поём линию сначала в узком диапазоне (тон или полутон), а потом увеличиваем амплитуду, глиссандируя голосом вверх-вниз, как по волнам.

Использую следующие методические приемы: пение «эхом», «по секрету», с закрытым ртом.

Когда голосочки-звоночки готовы к пению, можно переходить к самому важному и интересному этапу - знакомству с песней и её разучиванию.

При разучивании песни важно, чтобы дети понимали то, о чём поют, представляли себе характер произведения, высказывали своё мнение о нём. Разучивание песни традиционно происходит в три этапа.

На первом этапе (одно занятие) педагог знакомит детей с песней (использует при этом личный показ, иллюстрации, стихи), на втором - разучивает с детьми музыкальный материал путём показа (пропевание, проигрывание, повторение), включения игровых ситуаций (например «Дирижёр и хор»). Третий этап, завершающий - закрепление выученного материала. На этом этапе можно привлечь детей к выполнению эскизов костюмов, инсценировке, сочинению движений к песне.

На этапе усвоения мелодии я часто использую такой методический приём, как подстройка голосов в унисон к ребёнку с наиболее чистой интонацией и красивым тембром. Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя даёт использование методического приёма «пение по цепочке».

Завершает вокальное занятие игра, которая естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, активизируя такие важнейшие процессы, как эмоции, внимание, память, интеллект и т. д.

Я использую и сюжетно-ролевые игры, позволяющие каждому ребёнку реализовать свою потребность в самоутверждении (дети с удовольствием исполняют роли «дирижёра», «концертмейстера», «композитора»), и дидактические, в процессе которых происходит знакомство с основами музыкальной грамоты. Несмотря на разные задачи, эти игры помогают детям приобрести новые знания, развивают воображение, артистичность, раскрывают творческий потенциал, а главное - формируют интерес к музыке.

В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка. Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становиться активным участником игры, то оставаться лишь наблюдателем, не влияющим на игровой процесс и в то же время «держащим руку на пульсе».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: