Волкова Н.А.
Страна Звуков. Трудные звуки.
Звуки З, С, Ш, Ж, Ц, Щ.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.
“Звукопроизношение –
Способность правильно воспроизводить
Звуки родного языка”.
Александр Иванович Максаков.
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
& Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков.
& Продолжать развивать фонематический слух.
& Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Перспективный план
Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.
Трудные звуки.
I полугодие.
Месяц | Звуки | Деятельность. | ||
Сентябрь | С | Игровое упражнение «Степь». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "с". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Ритм со звуком "с"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Игровое упражнение «Песенка сусликов». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "с"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. | ||||
Октябрь
| З | Игровое упражнение «Зуделка». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "з". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Ритм со звуком "з"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей. | ||||
Игровое упражнение «Песенка комара». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "з"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память детей. | ||||
Ноябрь | Ж | Игровое упражнение «Жук». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ж"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей. | ||||
Игровое упражнение «Песенка жука». Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ж"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. |
|
|
Месяц | Звуки | Деятельность. |
Декабрь | Ш | Игровое упражнение «Шорох». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ш"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей. | ||
Игровое упражнение «Песенка шин». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ш"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. | ||
Январь | Ц | Игровое упражнение «Белка». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ц"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей. | ||
Игровое упражнение «Песенка белочки». Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ц"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. | ||
Февраль | Щ | Игровое упражнение «Птицы». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Игровое упражнение «Ритм со звуком "щ"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ". Упражнять в передаче ритмического рисунка слов. | ||
Игровое упражнение «Щебет птиц». Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. | ||
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "щ"». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ" в предложении. Развивать слуховое внимание, память. |
Сентябрь
Звуки «С», «Сь».
Игровое упражнение «Степь».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "с". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинка «Степь».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Степь».
Дети стоят по кругу.
Ветер над степью летит,
|
|
И сердито он свистит.
Ссссссссссссссссссс.
Суслики в степи сидят,
Весело они свистят.
Ссс – ссс –ссс – ссс.
— Дети, в степь приглашаю, поиграть предлагаю. Когда я скажу слово «суслики», вы присядете и коротко, весело, как суслики, свистите: «ссс-ссс-ссс».
Когда я скажу слово «ветер», вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх и свистите длинно, сердито, как ветер: «ссссссссссссссссссссс».
Педагог поочерёдно называет слова «суслик» или «ветер». Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "с".
— Здóрово, дети! По степи гуляли, правильно свистеть не забывали.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "с"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам), делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "с" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: С-с-сад – с-с-сани – с-с-сапоги.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звуки "с" или "сь в словах, выделяя их голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.