Зал – закат – золото.
Звон – изба – здание.
Зуб – глаза – забава.
База – ваза – музыка.
Земля – землекоп – земляника.
Изюм – газета – магазин.
Звезда – звездочёт – известия.
— Прелестно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Песенка комара».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинка «Песенка комара».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Песенка комара».
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, комар летит, звонко звенит: "за-зо-зу-зы-зэ". Он гудит: "за-зо-зу-зы-зэ". Он зудит: "за-зо-зу-зы-зэ". Дети, песенку комара повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Вот песенка другая слышна: "зя-зё-зю-зи-зе". Ласково, мягко кто-то напевает: "зя-зё-зю-зи-зе". Дети песенку: "зя-зё-зю-зи-зе" запоминаем, мягко, ласково повторяем.
|
|
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Очаровательно, дети! Песенку комара повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "з"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "з" и "зь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит предложение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем. Педагог показывает. На зарядку дружно встали? – На зарядку дружно встали.
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Мела позёмка по земле? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "з" или "зь" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
Заиграла звонкая музыка?
Зàмок закрыт на замóк?
Сказал, как узлом завязал?
У Зины корзина с земляникой?
Зимой морозы заморозили зайчишку?
Зелёный кузнечик в зелёной траве?
Купила Зина в магазине мозаику?
У Зои коза, зовут её Егоза?
Из загона газели на зелёный газон глазели?
Знает Знайка всё о звёздах, запустил он звездолёт?
— Замечательно! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.
Ноябрь
Звук «Ж».
Игровое упражнение «Жук».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
|
|
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Жук летал, жук жужжал,
Жжжжжжжжжж.
Осень жук провожал.
Жжжжжжжжжж.
Жалко нет тепла,
Засыпают все леса.
— Дети, в жуков вас превращаю, жужжать предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Жуки, звонко-звонко жужжите, долго – долго жужжите. Дети все вместе жужжат.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Жуки по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя жужжать прошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе, дети! В жуков играли, чётко жужжали.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ж"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам), делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "ж" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Ж-ж-жук – ж-ж-жаба – ж-ж-жадина.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "ж" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.