София Константинопольская, Московский Кремль и Патриарх Никон

28 августа 2010 г. в Москве состоялась официальная церемония открытия надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Кремля.

Несмотря на проливной дождь, в торжестве приняли участие более тысячи верующих. Процедуру освящения иконы провел Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. По мнению нашего Президента Дмитрия Медведева, присутствовавшего на церемонии, икона даст дополнительную защиту народу России.

И вот чудесным образом обретенная икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых – Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

После церемонии освящения иконы в средствах массовой информации появилось множество статей по истории обретенной иконы. По мнению многих авторов, это та самая икона, которая была написана в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. По поводу того, когда башня стала именоваться «Спасской» и почему припадающие – наши святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, предлагается версия видения слепой монахини московских святых, уходящих перед нашествием неприятеля из Кремля, и которых именно Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговорили остаться. Логично бы по этой версии написать икону с московскими святыми, а не Спаса Смоленского. И ни один автор не связал историю иконы со Святейшим Патриархом Никоном!

Хотелось бы восполнить этот пробел.

В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре есть похожая икона Вседержителя с припадающими святителем Филиппом, Митрополитом Московским, и Святейшим Патриархом Никоном, которая всегда почиталась особо чтимой. Икона написана по заказу Патриарха Никона в 1657 году. Эта дата указана в надписи на нижнем поле серебряного вызолоченного оклада, украшенного драгоценными камнями и жемчугом (хранится в музее «Новый Иерусалим»).

На иконе представлен Господь Вседержитель, восседающий на Престоле. Правой рукой Он благословляет, левой поддерживает Евангелие, раскрытое на тексте: «Аз есмь свет всему миру...»

Вверху изображены два Ангела с орудиями Страстей Христовых: Крестом, копией и тростью. Внизу слева к стопам Спасителя припадает святитель Филипп, справа - Патриарх Никон.

Тип стоящего и благословляющего Христа с Евангелием получил название Христа Халкита, или Халкитиса, по несохранившейся мозаике, находившейся над главными вратами константинопольского императорского дворца (Халки). И в византийском, и в русском искусстве наиболее ранние примеры этой иконографии включают фигуру Христа на троне (мозаика над западным порталом Софии Константинопольской с припадающим императором Львом VI, исполненная между 886-912 гг.). [607]

Икона из Ново-Иерусалимского монастыря тронная, но, как вы видите на приведенных фотографиях, она очень похожа на икону на Спасской башне, недавно освященную.

По мнению некоторых авторов, первой русской иконой, где святые припадают к ногам стоящего Спасителя, считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими (ныне Спасскими) воротами Кремля. Фроловскими ворота назывались по имени рядом расположенной церкви Святых Флора и Лавра. Эти святые считались покровителями лошадей. Исчезли лошадки, и такие церкви стали редкими.

Конечно, очевидно, что сегодня реставрировалась не та, первая, икона, так как Спасская башня была гораздо ниже, но Бусеева-Давыдова И. Л., как и многие другие авторы, без ссылки на источник пишет, что уже в 1521 г. эта икона была заменена фреской.[608]

В 1654- 1655 годах Москву поразила моровая язва (возможно, чума), которая привела к гибели множества людей. Патриарх Никон известил царя Алексея Михайловича, который в это время воевал с Польшей, о бедствии, постигшем Отечество, и принял на себя заботу о семье царя.[609]

Патриарх вместе с семьей царя выехал в Троице-Сергиеву Лавру, затем в Калязин и в Вязьму. Спасаясь от заразы, Патриарх сам ездил вперед, выяснять, не угрожает ли опасность, жег костры, прокладывал новые дороги.[610]

В это время распространялись слухи о том, что моровая язва послана Господом из-за исправление книг и запрещения икон «франкского письма», -фактически, картин. Патриарх Никон написал книгу небольшого формата [611], в которой призывает не верить слухам, молиться, поститься и соблюдать определенные правила.

Фроловская башня после окончания эпидемии была разрушена. Накануне, на Рождество, как пишет Павел Алеппский, загорелись деревянные брусья внутри замечательных часов, расположенных на башне. После пожара упавшие часы «разрушили своей тяжестью два свода из кирпича и камня», статуи обрушились, все пришлось восстанавливать заново.[612] Тогда то и была башня восстановлена и тогда же получила наименование «Спасской» после написания на ней образа Спаса Смоленского. Если наша Истринская икона написана в 1657 году, то примерно тогда же был написан, видимо, одним и тем же иконописцем, и образ Спасителя на бывшей Фроловской башне. Как пишет беспристрастный Павел Алеппский, этот образ явился Соловецким святым Зосиме и Савватию. Кроме того, он пишет о том, что внутри ворот, со стороны дворца, располагалась икона Пресвятой Богородицы, окруженной московскими святыми.[613] Это уже по видению монахини.

Интересно, что икона была повторена на гравюре под наименованием «Спаситель, что на Спасских вратах».[614] Икона подробно описана. Кстати, восстановленная икона отличается от описания, приведенного Д. Ровинским.

Понятно, почему одним из припадающих является Преподобный Сергий Радонежский, особо чтимый святой, кроме того, большую часть времени, когда случилась эпидемия, Патриарх Никон с семьей царя, находился в Троице- Сергиевой Лавре, где сугубо молился Преподобному Сергию.

Связь нашего Ново-Иерусалимского монастыря с Лаврой постоянна, удивительна и непостижима. Даже если рассмотреть события 2010 года - именно наместник Троице-Сергиевой Лавры Архиепископ Феогност служил Божественную литургию в день кончины Патриарха Никона. Вспомним о том, что Архимандрит Леонид Кавелин, так много сделавший увековечивания памяти Патриарха Никона, был вначале наместником Лавры, а затем - наместником Ново-Иерусалимского монастыря.

Но почему припадающий Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец?. Преподобный Варлаам (в миру Алексей) жил в XII веке, был сыном богатых и благочестивых родителей Михаила и Анны и свои детские годы провел в Новгороде. Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился с двумя товарищами на болотистое место на берегу Волхова, над которым он увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Находилось оно напротив монастыря прп. Антония Римлянина и называлось Хутынь (хутынь - худое место), потому что, по мнению народному, здесь жила нечистая сила. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Раз он даже воскресил умершего отрока. 

Известна легенда, что однажды архиепископ Новгородский пригласил Варлаама к себе. Святой Варлаам ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице - на санях. В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный приехал действительно на санях. Архиепископ высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает и что снег этот послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями. [615]

Среди учеников Преподобного прославились многие, в том числе архиепископ Новгородский Антоний (память его 29 июля), в миру Добрыня Ядрейкович, который стал архиепископом после возвращения из Константинополя с великой святыней.

Об этом подробно – этой книге в главе «Тайна Камня Гроба Господня».

Так Константинополь, Троице- Сергиева Лавра и ее Великий подвижник Сергий Радонежский, далекая Хутынь и ее Великий чудотворец Варлаам Хутынский связаны и с монастырем Новый Иерусалим, и с московским Кремлем и со Святейшим Патриархом Никоном.. Это, конечно, всего лишь гипотезы, но они подкреплены убедительными свидетельствами и чрезвычайной похожестью иконы на Спасской башне и чтимой иконы из монастыря Новый Иерусалим.

Не вызывает также сомнений глубокое почитание Патриархом Никоном Преподобного Варлаама Хутынского.

А кто же предполагаемый автор иконы на Спасской башне, а возможно, и иконы из Ново-Иерусалимского монастыря?

Согласно местным истринским легендам, это Симон (Пимен) Ушаков (1626-1686).

Такое же мнение и у Митрополита Антония (Храповицкого). [616] Известно, что 11 июля 1656 г. Ушаков вместе с иконописцами Федором Козловым, Иваном Матвеевым и Иваном Владимировым (Большим) вызывался к царю, находившемуся тогда в Полоцке, однако не был отпущен из Москвы патриархом Никоном, так как все они были привлечены к росписи Патриарших палат. В 1657 г. с иконописцами Оружейной палаты Степаном Резанцем и Федором Козловым Ушаков расписывал одну из комнат государя Алексея Михайловича во дворце, которую, по-видимому, предполагалось расписать еще до морового поветрия 1655 г.[617]

Так что весьма мало вероятно, что наряду с этими большими работами Ушакову было поручено писать икону на Спасской башне.

Имеются сведения, что именно Симон Ушаков свидетельствовал икону Спаса Вседержителя, которую принес в Оружейную палату иконописец Василий Попов, взятый из Воскресенского монастыря в доучивание к Федору Козлову.[618]

Не та ли это икона, с припадающими митрополитом Филиппом и Патриархом Никоном, которая является высокочтимой в Воскресенском монастыре? Тогда ее вероятным автором является Василий Попов. В общем, вопрос этот ждет своих исследователей.


[1] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 3. М. 2009.С.22

[2] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 1. М. 2007. С.48.

[3]Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 3. М. 2009.С.22.

[4] Большой энциклопедический словарь, «манихейство». М. Советская энкциклопедия.1984.С.755

[5]. Селянинов А. Тайная сила масонства. Санкт-Петербург. Отечественная типография. 1911. С.150

[6]Там же.

[7] http://promolenko.narod.ru/literat/prosvetitel.htm

[8] Развитие либеральной философской мысли в XVI веке. Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 2. М. 2009.

[9] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово в неделю Православия. Анафема. Изд. Сретенского монастыря. М. 1998 с. 8.

[10].Флоровский Г.В Пути русского богословия. О России и русской философской культуре. М. Наука. 1990. с. 273.

[11]. Шмидт В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли. Опыт демифологизации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М. РАГС. 2007

[12] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 2. М. 2009.

[13] Сайт в сети Интернет http://www.ruspal.ru/vozr.doc

[14] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 2. М. 2009

[15] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.25

[16] Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. Санкт-Петербург.Типография А. Катаиского ' 1894.С.13.

[17].Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.19

[18] Д-р Шурц. Западная Азия в эпоху ислама. История человечества. Т.3. Санкт-Петербург. Просвещение. 1902-1910.. С.337-338

[19]Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 2. М. 2009.

[20] Против тайны беззакония. Информационно-аналитический альманах «Державное слово» Выпуск 1. 2007. С.49.

[21] Бутми Н.А. Каббала, ереси и тайные общества.Санкт-Петербург. 1914. С.160

[22] Селянинов А.. Тайная сила масонства. Санкт-Петербург. Отечественная типография. 1911. С.155

[23]Церковный раскол. Мифы и реалии. Информационно-аналитический альманах «Державное слово» Выпуск 2. 2009.

[24] Информационно-аналитический альманах «Державное слово» Выпуск 1. 2007. С.49.

[25] Ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките. Древне-русские полемические сочинения против протестантов. М. 1878. С.60

[26]Там же. С.3

[27].Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870 С.33

[28] Андреев В.В.. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870 С.242

[29] 1.Поршнев Б.Ф. К вопросу о месте России в системе европейских государств в XV – XVIII вв. Ученые записки. Академии общественных наук. Вып. 2. М.. 1948. С. 5–33;

2.Сергеев Ф.П. Русская дипломатическая терминология XI – XVII вв. Кишинев. 1971 3.Алпатов М.А. Что знал Посольский приказ о Западной Европе во второй половине XVII в. История и историки: Историография всеобщей истории. М., 1966. История внешней политики России. Конец XV – XVII век. Под ред. Игнатьева А.В. и др. М. 1999

4.Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.

[30] Зеленская Г.М. Художественные дарования Святейшего Патриарха Никона/ Газета «Истринские вести» №132-133 28.10.2000. г. Истра Московской области

[31] Субботин Н.. Раскол как орудие враждебных России партий. М. 1867

[32]. Шмидт В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли. Опыт демифологизации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М. РАГС. 2007

[33] Пирлинг П.О. Россия и Папский престол. М., 1912. Кн. 1; Папство и его борьба с Православием. М., 1993; /Суттнер Э. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления единства Пер. с нем. О.И. Величко. М., 2004.

[34] Свят. Никон (Рождественский). «Православие и грядущие судьбы России». Новая книга. 1995. Изд. Псково- Печерского монастыря. С. 153.

[35] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.29

[36] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903. С.31

[37]Раскол и секты Русской церкви (1003-1897) по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание. журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903. С.31

[38] Андреев В.В.. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.37

[39] Там же. С. 32

[40] Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. Очерки русского самосознания.. Санкт-Петербург. 1994.С.124

[41]. Киззеветер А.А. Иоанн Грозный и его оппоненты. М. Издание книжного магазина Гросман и Кнебель. М. 1898.С.49

[42].Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.10

[43] Раскол и секты Русской церкви (1003-1897) по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903. С.32

[44] Раскол и секты Русской церкви (1003-1897) по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903. С.29

[45] Там же. С.32

[46] Там же С.32

[47] Муравьев А.Н. История российской церкви. В типографии III Отд. Соб. Е.И.В. Канцелярии. Санкт-Петербург. 1845 С.119

[48] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.6.М. 1996. С 118-119

[49] Информационно-аналитический альманах «Державное слово». Вып.3.2009. С.93

[50] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.6.М. 1996. С 118-119

[51] Там же. С.114

[52] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.6.М.1996. С 118-119

[53] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859.С.38

[54] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912. С.586

[55] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.6. М.1996. С 118-119, 121

 

[56] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.6. М. 1996. С 118-119

[57]. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912. С.586

[58] Татарский И. Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность). М. 1886. С. 5

[59] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.6.М. 1996. С 118-119

[60]Там же. С 118-119, С.120

[61] Муравьев А.Н. История российской церкви. В типографии III Отд. Соб. Е.И.В. Канцелярии. Санкт-Петербург. 1845 С.225

[62] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912 С.576.

[63] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 1. М. 2007. С.48.

[64]Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012.. С.17

[65] Карамзин Н.М.. Предания веков. М. Правда.1968.С.464

[66] Руссов С.В. Мои мысли о критике сочинителя истории русского народа на историю государства российского. Санкт-Петербург Типография Штаба отдельного корпуса внутренней стражи. 1829. С.4

[67] Там же. С.20-21

[68] Раскол и секты Русской церкви (1003-1897) по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С..16

[69] Там же. С.25

[70] Андреев В.В.. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.22

[71] Там же С.23

[72] Там же.

[73] Там же.

[74] Пирлинг П.О. Россия и Восток. Царское бракосочетание в Ватикане, Иван III и София Палеолог. С-Петербург. Издание А.С. Суворина. 1897.С.51

[75]Там же.С.84

[76].Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.24

[77] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 1. М. 2007 С.49

[78] Андреев В.В.. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.33

[79] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга первая. Господство Дома Святого Владимира. Издание литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича.1912. С. 299

[80] Там же. С. 367

[81] Там же.

[82].Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. Санкт-Петербург.Типография А. Катаиского ' 1894.С.3.

[83] Там же. С.5

[84] Там же.

[85] Там же С.7

[86] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга первая. Господство Дома Святого Владимира. Издание литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича.1912. С. 362

[87]. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга первая. Господство Дома Святого Владимира. Издание литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича.1912. С.364

[88] Граф М. Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви. Книга 4. М. В Университетской типографии (Катковъ и К0.),на Страстном бульваре.1870. С.12

[89]. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга первая. Господство Дома Святого Владимира. Издание литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича.1912. С.366

[90] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859. С.175

[91] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.34

[92] Татарский И. Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность). М. 1886. С. 3

[93] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.46

[94] Татарский И. Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность). М. 1886. С. 3

[95] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 1. М. 2007. С.51

[96] Боголюбцы во главе раскола. Информационно-аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 3. 2009.С.90-104.

[97] Румянцева В.С.. Ересь Капитона и Православная церковь 40-80 годы XVII века.М.1998

[98] Румянцева В.С. Кружок Стефана Вонифатьева. Общество и государство феодальной России. М. 1975.

[99] Шмидт В.В. Борьба за Кормчую: государство, общество, Церковь в эпоху Патриарха Никона Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 34–50

[100] Раскол и секты Русской церкви (1003-1897) по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.34

[101] Записка о жизни Ивана Неронова Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. II. С. 346.

 

[102] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.33

[103] Скворцов Д.И. Первый год существования русского старообрядческого раскола. С-Петербург. Типография Акинфьева и Леонтьева. 1904. С.23

[104] Там же.

[105] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.33

[106] Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий; Депман Г.-Д. О подвиге архимандрита Иосифа Волоцкого. Тысячелетие Крещения Руси. М., 1989.

[107] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 2. М. 2009.

[108] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859.С.39.

[109] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859.С. 40

[110] Акты Археографической экспедиции. т. IV. № 327. Описание Соловецкой обители т. III. стр. 225

[111] Дорошенко С.М.. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных.. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. с.97

[112] Там же. С. 797

[113] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.92

[114] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С.57

[115] Зеньковский С. А. Русское Старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. Мюнхен 1970. Переиздание М. Церковь. 1995. С. 135

[116] Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга, члена императорского придворного совета, и Горация Вильгельма Кальвуччи, кавалера и члена Правительственного совета Нижней Австрии, послов августейшего римского императора Леопольда, к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году, описанное самим бароном Мейербергом . М. 1995. С. 77–78.

[117] Никольский Н.М.. Реформа Никона и происхождение раскола. Сборник «Три века». Т.2. М.2006. С. 10-12.

[118] Никольский Н.М.. Реформа Никона и происхождение раскола. Сборник «Три века». Т.2. М.2006. С. 10-12.

[119] Костомаров Н.. Исторические монографии и исследования. Т.12. Санкт-Петербург.Типография А. Траншеля. 1872. С. 356

[120] Бунин П.. Никон и  великий раскол. Историческая библиотека №39. М. Дело. 1912

[121] Костомаров Н.. Исторические монографии и исследования. Т.12. Санкт-Петербург.Типография А. Траншеля. 1872.с.360

[122]Там же. С. 125

[123] Там же. С. 350

[124] Костомаров Н.. Исторические монографии и исследования. Т.12. Санкт-Петербург.Типография А. Траншеля. 1872.С.354

[125] Там же.с.358

[126] Граф. Толстой М. Рассказы из истории Русской Церкви. Книга 4. М. В Университетской типографии (Катков и К0.),на Страстном бульваре.1870. С.200

[127] Муравьев А.Н. История российской церкви. В типографии III Отд. Соб. Е.И.В. Канцелярии. Санкт-Петербург. 1845 С.217

[128] Там же

[129] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912. С.482

[130] 1.Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Смутное время. Т.1. С-Пб. В типографии В. Вульфа. 1868.С.160.

2. Пирлинг П.О. Дмитрий Самозванец.. М. Типография Торгового дома «Мысль». 1911. С. 120.

[131] Там же. С.121

[132]Там же. С. 490-492.

[133]Там же.. С.489

[134] Мартыненко А. Трилогия: Три нашествия. Лекарство от красной чумы. М.2009. С.40

[135] Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Смутное время Т.1. Санкт-Петербург. В типографии К. Вульфа. С.237

[136]Там же. С.256.

[137] Там же.С.252

[138] Там же.С.252.

 

[139] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912. С.525

[140] Граф М. Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви. Книга 4. М. В Университетской типографии (Катковъ и К0.1870.С.200

[141] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912. С.591

[142]Там же.. С.589

[143]Там же. С.589

[144] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т.10. С-Пб. 1881. С. 106

[145] Там же. С. 122

[146] Там же. С. 125

[147] Пирлинг П.О. Дмитрий Самозванец.. М. Типография Торгового дома «Мысль». 1911. С. 392

[148] Митрополит Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Т.10. Санкт-Петербург. 1881. С.127.

[149] 1.Мартыненко А.Трилогия: Три нашествия. Лекарство от красной чумы. М.2009. С.41

2. Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание Литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. 1912. С.590

[150] Мартыненко А. Патриарх Тушинского вора. М. Профессионал. 2013.С.35

[151] Ключевский В.О. Курс новейшей российской истории (рукопись) М. Издание Барского. 1887. С. 53

[152] Шпаков А.Я., Стоглав, К вопросу об официальном или неофициальном происхождении этого памятника, Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф. Владимирскому-Буданову. Киев. 1904

[153] Архиепископ Филарет (Гумилевский). История русской церкви. Период третий, от разделения митрополии до учреждения патриаршества (1410-1588). Издание 5-е. М. 1888. с.201-202

[154] Шпаков А.Я., Стоглав. К вопросу об официальном или неофициальном происхождении этого памятника, Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф. Владимирскому-Буданову. Киев. 1904. с. 322

[155] История русской церкви в период разделения ее на две митрополии Макария, архиепископа Литовского и Виленского. Книга 1. Санкт-Петербург. Типография Бокрама. 1870. С.220

[156] Полевой Николай. История русского народа. Т.6 М. В типографии Августа Семена при Императорской Мед-хирургической Академии. 1833. С.507

[157] Костомаров Н.И.. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга первая. Господство Дома Святого Владимира. Издание литературного фонда. Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича.1912. С.364

[158] Там же. С. 238.

[159] Епископ Игнатий. История Соловецкой обители. Богословский Вестник, октябрь 1899 г.С.201.

[160] Стоглав - собор, бывший в Москве при великом государе царе, великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). Лондон. Trubner & Co., Paternoster Row.1860.

[161] Стоглав. Казань. В типографии губернского управления. 1862.

[162] Стоглав. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах. М. Типография Э. Лиснера и Ю. Романа. 1890.

[163] Стоглав. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах. М. Типография Э. Лиснера и Ю. Романа. 1890.

[164] Рощин П. П. Академик А. Ф. Бычков.Изв. кн. маг. т-ва М. О. Вольф по лит., наукам и библиогр. 1897. № 1, октябрь

[165] Беляев И.В. Стоглав. Наказные списки соборного уложения 1551 г. или Стоглава. М. В типографии Бахметьева. 1863.с.38.

[166] Там же. С.42.

[167] Беляев И.В. Стоглав. Наказные списки соборного уложения 1551 г. или Стоглава. М. В типографии Бахметьева. 1863.с.44 (примечания).

[168] Емченко Е.Б.. Стоглав- исследование и текст. Институт российской истории РАН. «Исторический вестник», №3-4, 1999-2000 г.

[169] Добротворский И.М. Предисловие..Стоглав. Казань. В типографии губернского управления. 1862.

[170] Жданов И. Материалы для истории Стоглавого Собора. Соч. СПб.,1904. с.171.

[171] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859.

 

[172] Неизвестный автор. Замечания на издание и к изданию Стоглава, сделанному Г. Кожанчиковым.. Православный собеседник №9-10 ч 2. Казань. В университетской типографии. 1863. с. 487-510.

 

[173] Добротворский И.М. Библиографическая заметка о новом издании постановлений Стоглавого собора 1551 года. Православный собеседник №9-10 часть 2.. Казань. В университетской типографии. 1863.с.159-179

[174] 1.Беляев И.Д. Памятники русского церковного законодательства. Стоглав. Казань 1862. 2.Наказные списки соборного уложения 1551 г. Ильи Беляева. Москва 1863.Православное обозрение №7. Казань. 1863.

[175] Валишевский К. Первые Романовы. Смутное время. С-Пб. 1884. С.124

[176] Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург. 1831. С.47

[177] Там же. С.48

[178] Там же.

[179] Там же.  С.10

[180] Ключевский В. Сказания иностранцев о Московском государстве. М.1916.

С.210

[181] Там же.

[182] Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург. 1831.С.54

[183] Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург. 1831. С.80

[184] Там же. С.109

[185] Там же. С.111

[186]Там же. С..135

[187] Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург. 1831. С.136

[188] Дорошенко С.М.. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных.. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010.С.315

[189] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863.С.99

[190] Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург. 1831. С..153-154

[191] Ключевский В.О. Курс новейшей российской истории (рукопись) М. Издание Барского. 1887. С. 54

[192] Там же. С.62

[193] Посольство Кунраада Фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу.С-Петербург. Типография главного управления уделовю 1900. С.524

[194] Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. Санкт-Петербург. 1831.С.45

[195] Валишевский К. Первые Романовы. Смутное время. С-Пб. 1884. С.130-131

[196] Андреев В.В.. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.43

[197] Субботин Н.И. Правда о русских раскольниках, называющихся староверами и старообрядцами. М. 1897. С.10.

[198] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.55

[199] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.60

[200] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.65

[201] Полознев Д.Ф., Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Высшая церковная власть и ее взаимоотношения с государственной властью: X–XVII вв.; М. ПрЭ. Т. РПЦ. С. 12–25

[202] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С.36.

[203] Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Ч.1 - 3. Москва. Ладомир.1995.с.355

[204] Кручинина А.Н. Патриарх Никон и церковно-певческое искусство его времени. Сборник Государство, религия и церковь в России и за рубежом. Специальный выпуск №2/2009. РАГС. М. 2009.

[205] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С.36

[206] Служебник. М., 1651. Л. 5–5 об.;/: Лобачев С.В. Патриарх Никон. С. 94.

[207] Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. Сергиев Посад. Типография Троице-Сергиевой Лавры. 1912. С. 101–102

[208]. Дорошенко С.М. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010.С.124

[209] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С. 61

[210] Преображенский А.В. Вопрос о единогласном пении… Памятники древней письменности и искусства. Т. CLV.с.39

[211] Преображенский А.В. Вопрос о единогласном пении… Памятники древней письменности и искусства. Т. CLV. М. 1903. С. 37-38..

[212] Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3… Ч. 1. С. 64–65.

[213] Эйнгорн В.О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством… ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Ч. IV. С. 45.

[214] Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII века. М. 1969. С. 156

[215] Зызыкин М. В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. Варшава. 1933. Репринт. – М., 1995. С. 8-31.

[216] Дорошенко С.М.. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С.362

[217] Преображенский А.В. Вопрос о единогласном пении… Памятники древней письменности и искусства. Т. СLV. С. 29. 2 РКГСМ ММК. № 812;

[218] Георгиевский Г.. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М.: Межд. изд. центр православной литературы, 1995. с.175-194

[219] Там же. с. 64-66

[220] Дорошенко С.М.. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского.С.263

[221].Там же. с. 98

[222] Там же. С.277

[223] Георгиевский Г.. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М.: Межд. изд. центр православной литературы, 1995. с.175-194

[224] Дорошенко С.М.. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. с.57

[225]. Зеленская Г.М Художественные дарования Святейшего Патриарха Никона. Газета «Истринские вести» №132-133 28.10.2000. г. Истра Московской области

[226] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С. 252

[227] РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 308; опубл.: Фонкич Б.Л. Чудотворные реликвии христианского Востока… С. 19–22.

[228] Белоброва О.А. Икона Богоматери Иверская в России. ТОДРЛ. Т. 49. СПб., 1996. С. 238

[229] Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев. Записки Московского Археологического института. Т. 30. I. С. 66

[230] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. с.80

[231]Там же. с.80

[232] Там же. С.81

[233] Сергиевский Н.. Святейший Всероссийский Патриарх Никон,- его жизнь, деятельность, заточение и кончина, описание основанного Патриархом Никоном Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим», его святынь и достопримечательностей. Типография И.Я. Полякова. М. 1894.

[234] Там же. С.82.

[235] Там же.С.80

[236]http://www.ruspal.ru/ikona.doc

[237] Бусеева-Давыдова И. Л. Храмы и соборы московского Кремля: святыни и древности. – М.: Наука, 1997.

[238] Там же.

[239] Михайловский С.В. Жизнь святейшего Никона патриарха всероссийского. – М.: Тип. и хромо-литогр. И. Ефимова, 1878. Стр. 145.

[240] Аполлос (Алексеевский), архимандрит. Краткое начертание жизни и деяний Никона, патриарха Московского и Всея России с портретом его. – 2-е изд. – М.: Тип. Моск. ун-та, 1836, стр. 31.

[241] Патриарх Никон. Поучение оморовойязве Москва: Печатный двор, после 6 сентября 1656.

[242] Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М. Общество сохранения литературного наследия. 2005. Стр. 270.

[243] Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М. Общество сохранения литературного наследия. 2005.Стр. 412.

[244]. Ровинский Д. Русские народные картинки. Книга 3. Притчи и листы духовные. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии наук. 1881. С. 441.

[245] Разумовский Д.. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения). М. Типография Т. Рис. 1867. С. 16.

[246] Там же. С. 29.

[247]. Никольский А. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков. М. 1960

[248] Арабская версия жития в переводе А.А. Васильева. Цит по ШУВАР В. свящ. цит. соч.,С. 46

[249] Минея служебная. Декабрь. Ч.1. - Издание Московской Патриархии, 1982

[250] Жития святых Свт. Димитрия Ростовского (Декабрь, день четвертый).

[251] Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и

вероучение. Перевод с английского А. Кавтаскина. М.Когелет.2001

 

[252] Никольский А.Краткий очерк истории церковного пения с период I - X веков М. 1960

[253] Разумовский Д.. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения). М. Типография Т. Рис. 1867. С.41

[254] Там же. С.30

[255]Там же.. С.31

[256]Там же. С. 126-127

[257]Там же..

[258] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.90

[259]Там же. С.92

[260] Епископ Рижский. Богослужение Русской церкви до монгольского времени. М. 1847. С. 85

[261] Сергиевский Н.. Святейший Всероссийский Патриарх Никон,- его жизнь, деятельность, заточение и кончина, описание основанного Патриархом Никоном Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим», его святынь и достопримечательностей. Типография И.Я. Полякова. М. 1894.

[262] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С. 61

[263] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.89-90

[264] Митрополит Григорий (Постников). Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854. С. 215.

[265] Кручинина А.Н. Патриарх Никон и церковно-певческое искусство его времени. Сборник Государство, религия и церковь в России и за рубежом. Специальный выпуск №2/2009. РАГС. М. 2009.

[266] Разумовский Д.. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения). М. Типография Т. Рис. 1867С.110

[267] Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. Издание Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря.2006. С.190.

[268] Сапожникова О.С.Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина. Книжные центры древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб. 2001. С.372.

[269] Иоанн Шушерин. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси. Православная энциклопедия. 1997. С.10

[270] Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1853. Ч. 2. С. 2-15.

[271] Иоанн Шушерин. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси. М. Православная энциклопедия. 1997. С.8

[272]Там же.

[273] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С. 25

[274] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 6. М. 1996. С. 361.

[275] Иеромонах Никодим. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии. Издание второе. СПб. 1896. С.11

[276] Там же. С. 13

[277] Паламарчук П.. Сорок сороков. М. 1992. С. 301.

[278]. Дорошенко С.М. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С.90

[279] Там же С. 91

[280] К путешествию новгородского епископа Антония в Царьград в конце 12 столетия. С предисловием и примечаниями Павла Савваитова. Издание археографической комиссии. Типография Императорской Академии наук (Вас. Остров, 9, лин. №12). Санкт-Петербург. 1872. С.11

[281] Robert de Clari. La conquete Constantinople/Ed. Ph. Lauer. P., 1924

[282] Марков А. Предание о сорока новгородских каликах. Этнографическое обозрение. М. 1902. Кн. LIII. № 2. С. 144 — 148.

[283] Жервэ Н.. Хожение Добрыни Ядрейковича, журнал «София», 2007 год.

[284] Русская летопись с Воскресенского списка, подаренного в оный Воскресенский монастырь Патриархом Никоном в 1658 году. Первая часть. Санкт-Петербург. Императорская Академия наук. 1793. С.121

[285] Колотий Н.А. Русская Палестина- ландшафтная икона Святой Земли. М. 2011. С.295

[286] Житенев С.. Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь. Православный паломник №3 (16) 2004.

[287] Летописец новгородский, начинающийся в 1017 году и заканчивающийся в 1352 году. Московская типография. 1781. С. 78.

[288] Историко- статистическое описание Дымского монастыря и житие основателя его, преподобного Антония. Санкт-Петербург. В типографии департамента уделов. 1864.

[289] Тихомиров М.Н. Новгородский хронограф XVII века. Русское летописание. М. 1979. С.284

[290] Каргер. М.К. Новгород Великий. М. 1966. С.92-94.

[291] Житенев С.. Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь. Православный паломник №3 (16) 2004

[292] Акты Иверского Святоозерского монастыря. Стлб. 83.

[293] Фонкич Б.Л. Чудотворные реликвии христианского Востока в Москве в середине XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004. С. 6

[294] Там же.С. 17–18.

[295] Святейший Патриарх Никон. Рай мысленный.. СПб. 2001. С. 87

[296] Дорошенко С.М.. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С. 338

[297]. Сергиевский Н. Святейший Всероссийский Патриарх Никон, -его жизнь, деятельность, заточение и кончина. М. Издание московского книгопродавца А.Д. Сазонова. 1894.С.46

[298] Акты Иверскаго Святоозерскаго монастыря (1582–1706). Серия: Русская историческая библиотека. СПб., 1878

[299] Нилус С.А. На берегу Божией реки. М. Сретенский монастырь 1999. С.113

[300]. Кренов К.В. Соловей в Иверском монастыре. Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы в 30 книгах. М Новатор.1997.

[301] Н.А.А. ЧОИДР. 1848. № 5. С. 17-55

[302] Кольцова Т.М. Крестный Онежский Кий-островский монастырь. М. РГАГС. С. 589.

[303] Архимандрит Лаврентий. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре. М.1805.

[304] Сборник.Патриарх Никон, рожденный на земле Нижегородской. Нижний Новгород. 2007

[305] Святейший Патриарх Никон. Грамота о Крестном монастыре. М.1657

[306] Опись церковного имущества всех округов Архангельской епархии и Второклассного Крестного монастыря на 1823 год. Кий-остров.С.119

[307] Иоанн Шушерин. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси. Православная энциклопедия. 1997. С.76

[308] http://www.ruspal.ru/donik_pal.doc

[309] Возражение, или разорение, смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигариду, и на ответы Паисиовы // Patriarch Niкon on Church and State. Nikon’ s «Refutation»/ Ed. With introduction and notes by V. Tumins and G. Vernadsky. Berlin et al., 1982. С. 155.

[310] Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876

[311] Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876.

[312] Краткое историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, заимствованное из истории российской иерархии. М. В типографии Готье. 1852.

[313] Архимандрит Аполлос. Краткое начертание жизни и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России, собранное Первоклассного Ставропигиального Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим именуемого, архимандритом Аполлосом. М. В Синодальной Типографии. 1826. с. 76-77

[314] Муравьев. Путешествие по Святым местам русским. М. 1836. С. 109.

[315] Колотий Н.А. Русская Палестина-ландшафтная икона Святой Земли. М.2011. С.9

[316] Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов Патриархом Никоном. М. Труды ГИМ.Вып. 139. 2004.С. 314.

[317] Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. С. 386–388.

[318] Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов Патриархом Никоном М. Труды ГИМ. 2004. Вып. 139. С.317–323.

[319]: Храмы: Энциклопедический справочник Москва …1995. С. 185–186

[320] Андреев В.В.. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С. 72.

[321] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.123

[322] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С. 4

[323]Там же.  С. 13-14

[324] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.16

[325] Там же. С.17

[326] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.123

[327]Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.. С.13

[328] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.30

[329]Там же.

[330] Правда о русских раскольниках, называющихся староверами и старообрядцами. Пересказ. Москва. Типография И.Д. Сытина. 1897. С. 8

[331] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859. С.29

[332] Митрополит Григорий (Постников) Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854. С. 147

[333] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.126

[334] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.30

[335] Озерский А. И. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующих о святости соборной и апостольской церкви по необходимости покоряться ее уставам для достижения спасения. Сделаны московским купцом Андрианом Ивановичем Озерским. В 2-х частях. Изд. 3-е. Ч. 2. М.1883.. С. 475.

[336] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.129

[337] Там же. С.129

[338] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С.69

[339] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.30

[340] Там же.

[341]Полянский И. Записки миссионера. Беседы со старообрядцами. Москва. Русская печатня. 1912. С. 49

[342] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.31

[343] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859.С.19

[344] Озерский А. И. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующих о святости соборной и апостольской церкви по необходимости покоряться ее уставам для достижения спасения. Сделаны московским купцом Андрианом Ивановичем Озерским. В 2-х частях. Изд. 3-е. Ч. 2. М.1883.С.228

[345] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.31

[346] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.133

[347] Озерский А. И. Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующих о святости соборной и апостольской церкви по необходимости покоряться ее уставам для достижения спасения. Сделаны московским купцом Андрианом Ивановичем Озерским. В 2-х частях. Изд. 3-е. Ч. 2. М.1883. С.373

[348] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012.С.133

[349] Митрополит Григорий (Постников) Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854. С.22

[350] Скворцов Первый год русского старообрядческого раскола. С-Петербург. Типография Акинфьева и Леонтьева. 1904. С. 4

[351] Скворцов Первый год русского старообрядческого раскола. С-Петербург. Типография Акинфьева и Леонтьева. 1904. С.5-6

[352] Правда о русских раскольниках, называющихся староверами и старообрядцами. Пересказ. Москва. Типография И.Д. Сытина. 1897.С.17

[353] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903. С. 39-40

[354] Полянский И. Записки миссионера. Беседы со старообрядцами. Москва. Русская печатня. 1912. С.12

[355] Там же.С. 181

[356] Митрополит Григорий (Постников) Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854. С.21

[357] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.139

[358] Митрополит Григорий (Постников) Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. СПб, 1854. С.35

[359] Митрополит Макарий (Булгаков) Правда о русских раскольниках, называющихся староверами и старообрядцами. Пересказ. Москва. Типография И.Д. Сытина. 1897. С.19

[360] Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений пропив него /' Феофан Затворник. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Экзарха всея Беларуси Филарета. - Минск: Лучи Софии, 2003. С. 138-139.

[361] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903. С.35

[362] Митрофорный протоиерей Александр Соколов. Православная церковь и старообрядчество. Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2012. С.121.

[363] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.30

[364] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893. С.16

[365] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859. С. 146

[366] Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви, М. 1996, Кн. 7, С.2425

[367] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863.С.3

[368].Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С. 1.

[369] Информационно- аналитический альманах «Державное слово». Выпуск 2. М. 2009.

[370] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. С.64.

[371] Там же. С.70.

[372] Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви, М. 1996, Кн. 7, с.105

[373]«Праведный суд святого Димитрия Ростовского над «старообрядческим» расколом, Мисс. Обзор. 1909. № 10.

[374]. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.2.Сергиев Посад. Типография Троице-Сергиевой Лавры. 1912.С.41.

[375].Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С. 66.

[376] Щапов А. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань. Издание книгопродавца Ивана Дубровина. 1859. с.39

[377] Крестьянина Ивана Александрова разговоры о вере с наставником Спасова согласия Аввакумом Онисимовым и наставниками других согласий. Издание Братства Петра Митрополита. Типография Э. Лисснер и Ю. Роман, Арбат, дом Каринской. М. 1882.

[378]Там же. С. 30-33.

[379] Там же. С. 66-68.

[380] Мякотин В.А.. Протопоп Аввакум его жизнь и деятельность без портрета Аввакума, которого нигде нельзя достать. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Типография Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза». С.-Петербург. 1894. С. 142

[381] Там же.

[382] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863С.63

[383] Субботин Н.И. О сущности и значении раскола в России. Санкт-Петербург. Синодальная типография. 1892.

[384] Щапов А.. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань. Издание книготорговца Ивана Дубровина. 1859.с.3

[385] Муравьев А.Н. История российской церкви. В типографии III Отд. Соб.Е.И.В. Канцелярии. Санкт-Петербург. 1845.С. 262.

[386] Определение собора, бывшего в 1666 году в Москве. Археографическая комиссия. Санкт-Петербург. 1853. С.15

[387] Там же.

[388] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.37

[389] Там же

[390] Там же. С.46

[391] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.50

[392] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994.

[393] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.48

[394] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.37

[395]Там же.С.38

[396] Раскол и секты Русской церкви по их происхождению и внутренней связи, изложенные профессором, доктором богословия Лейпцигского университета Иоганном Герингом. Перевод с немецкого профессора протоиерея Т. Буткевича. Часть 1-ая. Издание журнала миссионерского обозрения. С-Петербург. Типография Э.Л. Пороховщиковой.1903.С.48

[397] Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995;/ Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк по истории умственной жизни русского общества в ХVII в. СПб., 1990; Памятники истории старообрядчества ХVII в. Русская историческая библиотека. Т. 39. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927.

[398] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.41

[399] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.55

[400] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863С.48

[401] Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума. Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Сб. научных трудов. Л.1985.

[402] Архиепископ Серафим (Соболев), Русская идеология, Санкт-Петербург, 1993

[403] Патриарх Никон, возлюбленник и содружебник царя Алексея Михайловича. Издание 2-ое И.А. Морозова. Типо-литография Бонч-Бруевича. М. 1899.С.40, 41.

[404] Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. Рязань. Типография В.О. Тарасова. 1893.С.55

[405] Дело о Патриархе Никоне. Издание археографической комиссии по документам Московской Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки. С. Петербург. 1897. С.1

[406] Дело о Патриархе Никоне. Издание археографической комиссии по документам Московской Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки. С. Петербург. 1897. С. 5.

[407] Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского. Издание Ставропигиального Воскресенского Нового Иерусалима монастыря. Типография и хромолитография И. Ефимова.М.1878.С.274.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: