Прочтите текст и выполните задание 6

Прочтите текст и выполните задание 6

(1) В то лето я жил в маленьком северном городе. (2)Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме. (3)Хозяин мой, доктор, был вечно занятой молчаливый человек. (4)Он жил один и лечилдетей.

(5)Однажды в доме появился ещё один обитатель. (6)Вот как это произошло.

(7)Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. (8)С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись между брёвнами, и дрожал. (9)Доктор и раньше несколько раз видел его. (10)Теперь доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

(11)Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. (12)По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. (13)Ел он жадно, спешил и давился. (14)Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.

— (15)Ну, теперь ступай! — сказал доктор, когда пёс наелся, и подтолкнул его с террасы. (16)Пёс упёрся и задрожал. (17)Потом улёгся на террасе изадремал.

(18)Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. (19)Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. (20)Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.

(21) А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал емуимя.

(22) Как его назвать? (23)Или лучше избавиться от него, пока не поздно? (24)На что ему собака! (25)Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась большаязвезда.

— (26)Арктур... - пробормоталдоктор.

(27)Пёс шевельнул ушами и открыл глаза.

— (28)Арктур, иди сюда, Арктур! — уже уверенно, властно и радостно позвалдоктор.

(29)Пёс встал, подошёл и осторожно уткнулся носом в колени хозяину. (30)Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. (31)Так для слепого пса началась новая жизнь.

(32)Собаки бывают разные, как и люди. (33)Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. (34)Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. (35)Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться.

(36)Много я видел преданных собак, собак покорных, строптивых, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. (37)Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. (35)Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. (38)Он любил его страстно и поэтично, может быть, большежизни.

(39)У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. (40)Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение! (41)Тело его обмякало и замирало, только громко и часто колотилось сердце. (42)Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. (43) Но он сдерживался. (44)Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца. (По Ю.Казакову*)

*Юрий Павлович Казаков (1927-1982) — русский советский писатель-прозаик.

Анализ содержаниятекста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Собака появилась в доме ветеринара, случайно зайдя во двор доктора. 2)Между собакой и хозяином возникла взаимная привязанность.

3) Арктур беззаветно и страстно любилдоктора.

4) Пёс былслепым.

5) В собственном доме рассказчика появился новый обитатель – пёсАрктур.

Ответ:__________________________

 

Прочтите текст и выполните задание 6.

(1) ПервоепоявлениеСанСанычазапомнилосьнеслучайно.(2)Попрограмменаэтомурокеполагалосьначинать

«проходить Толстого». (3)Мы и начали. (4) Но как!

(5) Не было ничего сказано ни о мировом значении нашего самого великого классика, ни о его биографии — родился-умер, что написал, что говорил о других, что говорили о нём, — ничего, что полагалось бы и потому было ожидаемо, неслучилось.

(6) Уже через несколько минут новый учитель оседлал первую парту — лицом к классу, ногу на скамью, и, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о ЛьвеТолстом.

(7) Мы, что называется, оторопели. (8)Оторопели прежде всего от непривычности проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться. (9)В классе повисла абсолютная тишина. (10)Захватила сама увлекательность такого труда — только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не тосковать от обязательности запоминания. (11)А ещё захватила магия звучащего мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто разогревало воздух, погружало нас, слушающих, в гипнотическую словеснуюауру.

(12)Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (13)Тем не менее, слушайте, тянитесь, верьте в себя — это теперь принадлежит и вам тоже! (14)Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.

(15)В очерке Горького много таких деталей, таких живых и точных описаний, что Толстой делается буквально видимым. (16)Учитель верно рассчитал, что если захотеть заразить образом живого Толстого без лишних, как говорится, слов, то надо озвучить слова, расставленные на бумаге Максимом Горьким, исполненные тогда ещё, когда великий Лев был жив или сразу после того, как он ушёл...

(17)В центре нищей и хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных, обношенных, и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно состояться, в таком вот классе звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике. (18)«Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспруберегом моря и под имением Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером,, помятом тряпье и скомканной шляпе. (19)Сидит, подперев скулы руками, — между пальцев веют серебряные волосы бороды, — и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе... (20)В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее,чародейское, углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над землёй, как будто это он — его сосредоточенная воля — призывает и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни, будят их... (21)Не изобразить словом, что почувствовал я тогда; было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливуюмысль:

«Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!»

(22) Не сиротами были и мы, потому что был этотчеловек.

(23) Сан Саныч пронзил нас Толстым — с помощью горьковского текста... (24)Позже нашу школу сделали «с математическим уклоном». (25)К тому времени класс Александра Александровича Титова давно с нейраспрощался.

(26)Он и не вписался бы в неё, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. (27)И не могло быть иначе. (28)Мы становимся теми, ктонасучит.                    (По Д.Орлову*)

* Даль Константинович Орлов (род.в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусствРСФСР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: