Использование справочников для организации ведения аналитического учета

Как известно, одним из назначений справочников является хранение списков объектов аналитического учета. Напомним, что в программе "1С: Бухгалтерия" объект аналитического учета обозначается термином "Субконто". Таким образом, можно сказать, что элементы справочников могут выступать в качестве субконто для ведения аналитического учета на бухгалтерских счетах. Однако, не все справочники используются для этой цели. Есть справочники, содержащие некоторую информацию, которая не имеет прямого отношения к организации аналитического учета, например, справочники ставок налогов, или единых норм амортизационных отчислений. В то же время, есть субконто, значения которых определяются не справочниками, а другими объектами программы - перечислениями, документами и т.п.

Каким образом можно определить способ формирования списков объектов аналитического учета для некоторого конкретного счета?

При работе в типовой конфигурации для ответа на поставленный вопрос достаточно обратиться к документации (книга "Руководство по ведению учета (описание типовой конфигурации)"), где указывается, какие справочники используются как списки объектов аналитического учета и на каких счетах. Однако, если в процессе эксплуатации в типовую конфигурацию вносились изменения, то информация, указанная в документации может быть неактуальной. Пользователь всегда имеет возможность сам выяснить, какой справочник используется для организации аналитического учета на том или ином счете. Для этого в режиме конфигурирования необходимо выполнить следующие действия.

1. Раскрыть рабочий план счетов бухгалтерского учета и выяснить наименование видов субконто, привязанных к интересному счета. (Этот пункт можно выполнить и в режиме ведения бухгалтерского учета).

2. В дереве объектов метаданных раскрыть ветку, которая относится к объектам "Виды субконто", среди них выбрать наименование интересует субконто. Выбранного субконто раскрыть окно свойств и в закладке "Общие" посмотреть содержимое поля "Тип значения".

Выполним указанную последовательность действий, чтобы определить, какие справочники используются для организации аналитического учета на счете 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Рис. 2.10 - Аналитический учет на счете 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

 

1. В плане счетов "Основной" можем видеть, что аналитический учет на счете 36 ведется в разрезе двух видов субконто: "Контрагенты" и "Заказ".

2. Работа с метаданными:

1) Среди объектов метаданных выберем вид субконто "Контрагенты". В окне свойств увидим, что для него установлен тип значения "Справочник. Контрагенты" (рис. 2.11а). То есть, списки объектов аналитического учета хранятся в справочнике "Контрагенты".

2) Среди объектов метаданных выберем вид субконто "Заказ". В окне свойств увидим, что для него установлен тип значения документ (рис. 2.11б).

Как видно из рассмотренного примера, далеко не всегда наименование субконто совпадает с наименованием справочника.

Практически все параметры организации справочников могут быть изменены пользователем на уровне конфигурирования. Однако следует помнить, что многие из параметров, определяющих состав и структуру справочников используются в конфигурации для организации аналитического учета, формирование документов и отчетов, а также при реализации расчетов и обработки учетной информации. В некоторых случаях изменение существующих параметров настройки справочников могут привести к негативным последствиям, к неправильной работе отдельных алгоритмов, ошибок и сбоев.

 

а)

 

б)

 

Рис. 2.11 - В окне свойств субконто определяем объект, содержащий списки объектов аналитического учета:

1. для субконто вида "Контрагенты" - справочник "Контрагенты";

2. для субконто вида "Заказ" - документ.

 

Программа позволяет осуществлять не один, а множество различных вариантов организации справочной информации. Причем может случиться так, что, пройдя определенный путь в эксплуатации сложившейся системы, возникает потребность в ее реорганизации. Программа обладает высокой степенью гибкости, обеспечивает удобное и безопасное изменение существующих справочников. Она в значительной степени отслеживает правомерность выполняемых действий. Тем не менее, и бухгалтеру, который проводит любые изменения, затрагивающие нормативно-справочную информацию, никогда не следует забывать о том, что с ее использованием были уже введены операции и проводки. В связи с этим важно правильно представлять те последствия, к которым приводит вмешательства в сложившуюся систему ведения справочной информации.

Рассмотрим пример внесении изменений в структуру справочной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: