Задания для самостоятельной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ

Оглавление

1. «Основы законодательства РФ в области образования». 2

1.1. Цель реализации программы.. 2

1.2. Содержание. 2

Тема 1. Основы Законодательства РФ в области образования. 2

Тема 2. Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса. 2

1.3. Задания для самостоятельной работы.. 3

1.4. Вопросы для самоконтроля: 3

1.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения. 4

1.6. Интернет-ресурсы.. 4

2.«Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников». 5

2.1. Цель реализации программы.. 5

2.2. Содержание. 5

Раздел 1. Образовательное право. 5

Раздел 2. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. 5

Раздел 3. Профессиональные стандарты в системе образования. 5

2.3. Задания для самостоятельной работы.. 6

2.4. Вопросы для самоконтроля. 7

2.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения. 7

2.6. Интернет-ресурсы.. 8

3. «Законодательство в области защиты прав ребенка». 8

3.1. Цель реализации программы.. 8

3.2. Содержание. 8

Тема 1. Международные нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей. 8

Тема 2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации о защите прав детей. 9

3.3. Задания для самостоятельной работы.. 9

3.4. Вопросы для самоконтроля. 9

3.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения. 10

3.6. Интернет-ресурсы.. 10

4. Формы аттестации и оценочные материалы по модулю.. 11

 

Основы законодательства РФ в области образования»

1.1. Цель реализации программы: изучить нормативно-правовые акты в сфере образования Российской Федерации.

Содержание

Тема 1. Основы Законодательства Российской Федерации  в области образования.

    Нормативные правовые акты различной юридической силы. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция развития системы дополнительного образования в Российской Федерации. Задачи законодательства РФ в области образования.

Лекция 1.

Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности.

Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом Российской Федерации и обладает высшей юридической силой.

    Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) составляет основу образовательного законодательства РФ. Современные условия развития общества и государства требуют, чтобы Закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

Данный Закон отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия, и призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов.

В Законе на основе положений Конституции РФ и Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации. В Законе закрепляются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; и уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, в том числе и право на образование.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей. Нормативные основы развития дополнительного образования определены Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепцией развития системы дополнительного образования в Российской Федерации, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительному образованию посвящена гл.10 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Глава определяет цели дополнительного образования детей и взрослых, градацию дополнительных общеобразовательных программ, раскрывает суть дополнительного профессионального образования.

Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1726-р от 4.09.2014г., определяет дополнительное образование как суть основу непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. 

Главный ориентир для системы дополнительного образования определен в Указе Президента Российской 4 Федерации от 7 мая 2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, причем 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Другие документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования:

В образовательное законодательство включены федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы).

 

Тема 2. Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса.

           Основные понятия федерального законодательства: образование; воспитание; обучение; образовательный процесс; обучающийся; педагогический работник; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организация, осуществляющая образовательную деятельность; организация, осуществляющая обучение; образовательная организация. Права и обязанности участников образовательного процесса. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.   Требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Лекция 2.

Образовательный процесс характеризуется как социальное явление с большим количеством участников образовательных отношений.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2 Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Права и обязанности участников образовательного процесса закреплены во многих нормативно-правовых актах различного уровня и направленности.

Конституция Российской Федерации определяет закрепленные гражданские свободы и права обучающихся как участников образовательных взаимоотношений (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации).

Ст. 34 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует права и меры социальной поддержки обучающихся и воспитанников.

Неотъемлемым элементом правового статуса обучающихся являются их обязанности. В статье 43 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены обязанности и меры ответственности. Закон отражает обобщение обязанностей и ответственности обучающихся в образовательной сфере, которые составляют один из элементов их специального правового статуса. Законодательство формирует четкие представления для обучающихся их обязанностей в рамках образовательного процесса, и одновременно защите их прав от необоснованного применения к ним мер ответственности (дисциплинарных взысканий).

Статья 44 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Уголовная ответственность родителей установлена за:

· за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ).

· ответственность за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ);

· систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).

· за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).

Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет общие требования к квалификационному уровню лиц, претендующих на реализацию права на занятие педагогической деятельностью.

Закон требует соблюдения нескольких условий:

1) наличие среднего профессиональное или высшего образования;

2) соответствие квалификационным требованиям по конкретной педагогической должности.

Квалификационные требования указываются в квалификационных справочниках по соответствующим должностям педагогических работников, но им на смену приходят профессиональные стандарты в системе образования, которые определяют требования к образованию и обучению,

к опыту практической работы и другие характеристики современного педагога.

Для осуществления педагогической деятельности лицо не должно иметь ограничений, препятствующих к занятию соответствующие преподавательской должности. Ограничения на занятие педагогической деятельности содержит трудовое законодательство.

В соответствии с ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

· лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

· имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

· имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

· признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

· имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

В связи с этим, при устройстве на работу на педагогические должности требуется предоставить справку об отсутствии судимости, выдаваемую соответствующими органами Министерства внутренних дел и отсутствии психических заболеваний. Отдельные категории педагогических работников обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр по установленной форме

Задания для самостоятельной работы

(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)

Задание 1.   Изучите ст.2, ст.43, ст.44, ст.45 главу 10 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание 2. Изучите ст.5.35, ст. 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задание 3. Изучите методические рекомендации по расчету целевого показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования

Интернет-источник:  http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3813

Рассчитайте охват детей программами дополнительного образования Вашей местности (населенного пункта, района по выбору).

Задание 4. Укажите не менее пяти мероприятий, направленных на увеличение охвата детей дополнительным образованием Вашей местности.

Задание 5. ИзучитеКонцепцию развития дополнительного образования детей. Укажите цели и задачи реализации.

Задание 6. Охарактеризуйте не менее пяти основных проблем в сфере детства.

Задание 7. Изучите требования к организации образовательного процесса согласно Постановлению об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

1.4. Вопросы для самоконтроля:

1. Конституционные гарантии прав на образование в России.

2. Сущность понятий: образование, обучение, воспитание, организации, осуществляющие образовательную деятельность, участники образовательных отношений.

3. Права детей в Российской Федерации.

4. Основные права обучающихся, закреплённые в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

5. Основные обязанности обучающихся (Федеральный закон «Об образовании в РФ»).

6. Основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

7. Характеристика действий обучающихся и их законных представителей, направленных на защиту прав обучающихся.

8. Основные права и обязанности педагогических работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: