На уровне среднего общего образования

В условиях реализации ФКГОС В условиях реализации ФГОС среднего общего образования
Основа – федеральный базисный учебный план для ОУ РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312, с изм. от 30.08.2010). Соответствие требованиям ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, в ред. 2017 г.).
Учитывали – примерный учебный план среднего общего образования для ОУ РК с изучением коми языка как родного и неродного (приказ Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 18.05.2005 №107) – изучение коми литературы при непрофильном обучении. Учитываем рекомендации примерной ООП среднего общего образования. • Предусматриваем выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Общий объем учебного плана при 6-дневной учебной неделе на два года обучения – 2520 часов. Общий объем учебного плана при 6-дневной учебной неделе на два года обучения – не менее 2170 часов и не более 2590 часов.
• Соотношение часов учебного плана: ФКГОС (инвариантная часть) – не менее 75%, вариативная часть: НРК – не менее 10%, и школьный компонент – не менее 10%: предпрофильная подготовка, углубленное изучение предметов ФКГОС, индивидуальные и групповые занятия, др. • Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, - 60% и 40% от общего объема ООПсреднего общего образования, в который входит объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования – до 700 часов за два года обучения, т.е. общий объем ООП среднего общего образования может максимально составить 3290 часов (40% = 1316часов).
ФКГОС и ФБУП определяют перечень учебных предметов, из них обязательные базовые: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание и естествознание (для профилей гуманитарной специализации). ФГОС среднего общего образования определяет перечень обязательных предметных областей, а также обязательных учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, ОБЖ, астрономия.
• Остальные базовые предметы изучаются по выбору, но вместе с профильными должны соответствовать составу федерального компонента ФБУП. • Учебный план должен содержать 11(12) учебных предметов (всего 20), но не менее одного из каждой предметной области, в т. ч. обязательные.
• Выбор не менее 2-х предметов на профильном уровне. • Должен содержать не менее 3(4) профильных предметов.
• В ФБУП рекомендованы 12 примерных учебных планов для разных профилей специализации образования и примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения. • В п.18.3.1 ФГОС среднего общего образования перечислены 5профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).

Учебный план профилей по ФГОС среднего общего образования позволяет оптимально организовать профильное обучение, т. е. реализовать индивидуальные потребности учащихся меньшим количеством профилей. Например, в рамках гуманитарного профиля можно сформировать группы филологической и лингвистической направленности.

Для выбора профиля (профилей) обучения необходимо провести опрос школьников и родителей, чтобы узнать, какие профильные предметы хотят изучать учащиеся (см. приложение 4). После разработки ООП среднего общего образования необходимо сохранить результаты опроса учащихся как приложение к ООП, т.к. в процессе федерального контроля качества образования могут проверить не только наличие ООП, учебные планы, но и документы, на основе которых были определены профили обучения.

Четыре профиля обучения (кроме универсального) включают только три или четыре профильных предмета (см. табл. 2). Предметная область, из которой выбираются предметы, должна соответствовать профилю обучения (п.18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Нельзя, например, заявить гуманитарный профиль с углубленным изучением математики, физики и информатики.

В учебном плане профиля может быть представлено максимум 12 учебных предметов, а не 19, как для основного общего образования. Старшеклассники обязаны изучить минимум один предмет из каждой предметной области (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

При составлении учебного плана профилей необходимо проверить перечень обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или «Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Астрономия есть во ФГОС среднего общего образования, но ее нет в примерной ООП среднего общего образования.

В учебном плане любого профиля обязательно должен быть элективный курс «Индивидуальный проект». Такого курса не было в примерных планах для 5-9-х классов, но многие образовательные организации реализовывали курсы с таким содержанием или в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, или за счет часов плана внеурочной деятельности учащихся.

При разработке учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования необходимо принять за основу примерные учебные планы из примерной ООП среднего общего образования: они отражают перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по годам обучения учебных предметов, курсов, практик и иных видов учебной деятельности, а также фиксируют формы промежуточной аттестации учащихся (пункт 22 статьи 2 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ).

Профиль – способ организации обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными предпочтениями и возможностями. Учебный план профиля составляют: обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей; учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области; учебные предметы для изучения на углубленном уровне; элективные курсы.

Образовательная организация может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования. В таблице 2 показано, какие предметные области охватывает каждый профиль, какие учебные предметы для углубленного изучения и элективные курсы рекомендует включать в профиль примерной ООП среднего общего образования.

Таблица 2.

Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП

среднего общего образования

Сферы деятельности по профилю Предметные области Предметы для углубленного изучения Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная Математика и информатика. Естественные науки Математика. Информатика. Физика Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии Математика и информатика. Естественные науки Математика. Химия. Биология Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки Иностранный язык. История. Право Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы Математика и информатика. Общественные науки Математика. География. Экономика Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки Математика. История Технология. Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Иностранные языки Иностранный язык Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки Русский язык. Литература. Математика. Биология Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Родной язык и литература Русский язык. Коми литература Индивидуальный проект

 

Включение элективных курсов в учебный план профиля особенно важно для курсов с выраженной профильной направленностью (таблица 3).

Таблица 3.

Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля

с элективными курсами и курсами по выбору [6]

Предметная область Учебный предмет Уровень изучения Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык Б 68
Литература Б 204
Родной язык и литература Русский родной язык Б 34

Математика и информатика

Математика У 408
Информатика Б 136
Иностранные языки Иностранный язык Б 136

Естественные науки

Астрономия Б 34
Химия У 340
Биология У 204
Биофизика Э 68

Общественные науки

История (Россия в мире) Б 136
Теория познания Э 68

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура Б 204
Основы безопасности жизнедеятельности Б 68

Индивидуальный проект

Э 68

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психоэмоциональной сферы человека   68
Эффективная коммуникация   68
Навыки работы с медиатекстами   68

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 408 часа – 17 % [7].

Сокращения в таблице:

- Б – предмет для изучения на базовом уровне;

- У – предмет для изучения на углубленном уровне;

- Э – элективный курс[8].

 

Проанализируем данный учебный план по таблице 4.

Таблица 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: