ФГОС среднего общего образования

Требования ФГОС среднего общего образования Учебный план ОО
Наличие всех обязательных учебных предметов (8) 8 +
Наличие 3(4)учебных предметов на углубленном уровне(соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области) 3 +
Наличие 11 (12) учебных предметов (базовый + углубленный уровень) 12 +
Наличие не менее одного учебного предмета из каждой предметной области 7 ПО +
Индивидуальный(е) проект(ы) +
Кол-во учебных занятий за 2 года (не менее 2170 и не более 2590 часов из расчета 35 учебных недель) 2380
Вывод о соответствии учебного плана ФГОС среднего общего образования Соответствует

Наряду с профильно ориентированными элективными курсами, в учебный план необходимо включить курсы общеразвивающей направленности по выбору учащихся (таблица 2).

Профильно ориентированные элективные курсы и курсы по выбору с общеразвивающей направленностью составляют часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Суммарный объем этой части учебного плана по ФГОС среднего общего образования не должен превышать 40 % от общего объема учебного плана (п. 15 ФГОС среднего общего образования).

При расчете аудиторной недельной нагрузки учащихся надо учитывать требования СанПиН 2.4.2.2821-10 [9], требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

От продолжительности учебной недели – пятидневная или шестидневная, зависит максимально допустимая недельная нагрузка старшеклассников. Для учащихся 10-11-х классов аудиторная недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе составляет 34 часа; при шестидневной – 37 часов (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Если в 10-м классе учебный год длится 35 недель, а в 11-м – 34 недели, то общее количество часов на одного учащегося составляет: для пятидневной недели – 2346 часов; для шестидневной недели – 2553 часа. Такая нагрузка старшеклассника за два года обучения не противоречит требованиям ФГОС среднего общего образования: не менее 2170 и не более 2590 часов на одного обучающегося за два года обучения (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Разработчики примерной ООП среднего общего образования предлагают учебные планы из расчета 35 учебных недель в год, администрация образовательной организации разрабатывает учебный план на период, который установила календарным учебным графиком с учетом начала государственной итоговой аттестации, и делает расчет учебного плана самостоятельно.

В таблице 5 представлен вариант расчета недельной нагрузки для естественно-научного профиля на 34-недельный учебный год.

Таблица 5.

Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественно-научного

профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю на класс

10 11

Русский язык и литература

Русский язык 1 1
Литература 3 3
Родной язык и литература Русский родной язык 1 0

Математика и информатика

Математика 6 6
Информатика 2 2
Иностранные языки Иностранный язык 2 2

Естественные науки

Астрономия 0 1
Химия 5 5
Биология 3 3
Биофизика 1 1

Общественные науки

История (Россия в мире) 2 2
Теория познания 1 1

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура 3 3
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1

Индивидуальный проект

1 1

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация 1 1
Навыки работы с медиатекстами 1 1

Итого в неделю:

34 34

Всего за два года обучения:

2312

 

Универсальный профиль выбирается старшеклассниками, которые либо не имеют устойчивых предпочтений, либо, напротив, имеют предпочтения, выходящие за содержание обучения в обычных профилях.

В универсальном профиле может не быть предметов для углубленного изучения. Чтобы заявить универсальный профиль, достаточно ограничиться предметами только на базовом уровне (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Если образовательная организация решает вводить в учебный план универсального профиля предметы для углубленного изучения, то их количество определяется участниками образовательных отношений самостоятельно, а индивидуализация содержания образования и профильная направленность реализуется курсами по выбору учащихся. Требование ФГОС среднего общего образования выбрать 3-4 предмета для углубленного изучения не распространяется на универсальный профиль (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Примерная ООП среднего общего образования предлагает четыре варианта учебных планов универсального профиля и комбинации учебных предметов для углубленного изучения. Например: русский язык, литература, математика, биология. Или, напротив, ограничивает углубленное изучение одним предметом – иностранным языком.

Разработчики примерной ООП среднего общего образования отмечают, что универсальный профиль позволяет решить проблемы индивидуализации обучения в условиях, когда запросы старшеклассников слишком разнородны или неочевидны.

Алгоритм разработки учебного плана профиля(кромеуниверсального):

1. Выявить предпочтения учащихся, на основе анализа результатов спланировать профили обучения.

2. Включить в учебный пан профиля обязательные учебные предметы: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), астрономию, физическую культуру и ОБЖ.

3. Дополнить обязательные учебные предметы предметами ля изучения на базовом уровне. Их должно быть не менее одного из каждой предметной области.

4. Включить в учебный план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле. Если учебный предмет выбран для углубленного изучения, то на базовом уровне он не изучается.

5. Дополнить учебный план элективным курсом «Индивидуальный проект» с объемом не менее 1 часа в неделю.

6. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2-5. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС среднего общего образования (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов.

7. Дополнить учебный план профиля факультативными и элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то можно завершить формирование учебного плана, или увеличить (уменьшить) количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: