Нормативно-правовое обеспечение разработки основной образовательной программы среднего общего образования

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1.  Особенности разработки основной образовательной программы среднего общего образования 7

1.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки основной образовательной программы среднего общего образования. 7

1.2. Особенности разработки учебного плана среднего общего образования. 11

1.3. Особенности разработки плана внеурочной деятельности старшеклассников. 19

1.4. Особенности разработки рабочих программ учебных предметов, курсов. 22

2. Разработка рабочих программ и организации преподавания учебных предметов предметной области «Родной язык и родная литература» на уровне среднего общего образования. 27

2.1. Нормативно-правовое обеспечение. 27

2.2. Планирование преподавания предметной области «Родной язык и родная литература» 29

2.3. Примерное содержание программ учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература». 31

3.  Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 34

4.  Индивидуальный проект: подготовка и защита в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 42

4.1. Организация проектной деятельности старшеклассников. 42

4.2. Организация защиты индивидуального итогового проекта. 46

5.  Разработка оценочных и методических материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (на примере русского языка и литературы) 48

5.1. Общие требования. 48

5.2. Особенности промежуточной аттестации по русскому языку. 50

5.3. Особенности промежуточной аттестация по литературе. 54

6. Выбор учебно-методических комплексов для организации обучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. 58

6.1. Общие требования. 58

6.2. Особенности выбора УМК по русскому языку. 60

6.3. Особенности выбора УМК по литературе. 62

Список нормативно-правовых актов и литературы.. 65

Приложения. 68



ВВЕДЕНИЕ

Согласно плану действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, общеобразовательные организации переходят на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего общего образования в 2020-2021 учебном году. При условии создания необходимых условий можно перейти на ФГОС среднего общего образования с опережением сроков данного графика.

В целях обеспечения пилотного режима введения ФГОС среднего общего образования приказом Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 25.10.2016 № 330 были утверждены 5 общеобразовательных организаций, имеющих статус республиканской пилотной площадки по введению ФГОС основного общего образования, в статусе республиканских пилотных площадок (далее – пилотные площадки) по введению ФГОС среднего общего образования.

Так с 2017-2018 учебного года в Республики Коми начался пилотный режим введения ФГОС среднего общего образования.

Для обеспечения данного процесса пилотными площадками разработаны проекты деятельности образовательной организации на 2016-2020 годы по введению ФГОС среднего общего образования. Реализация данных проектов предусматривает разработку механизмов организации предпрофильной подготовки на уровне основного общего образования (8-9 классы) и профильного обучения на уровне среднего общего образования (10-11 классы), а также создание необходимых условий их внедрения. В процессе реализации проектов деятельности пилотных площадок образовательные организации столкнулись с проблемами разработки нормативных локальных актов и программного обеспечения образовательного процесса, обусловленными существенными различиями требований государственных образовательных стандартов среднего общего образования первого и второго поколения.

В целях оказания методической помощи пилотным площадкам специалистами ГОУДПО «КРИРО» разработаны тематические инструктивно-методические материалы, содержащие разъяснения, алгоритмы действий и рекомендации по реализации требований ФГОС среднего общего образования в опережающем режиме.



Особенности разработки основной образовательной программы среднего общего образования

Нормативно-правовое обеспечение разработки основной образовательной программы среднего общего образования

Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ) [1] к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ; образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ. Исходя из этого, следующим документом, регламентирующим разработку основной образовательной программы (далее – ООП) среднего общего образования, является ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 [4]  (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 [5]; от 31.12.2015 № 1578 [6]; от 29.06.2017 № 613 [7]).

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [11] одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з) и размещена в государственной информационной системе (сайт fgosreestr.ru) в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ. Согласно части 10 статьи 2 указанного закона в состав примерной основной образовательной программы (далее – примерная ООП) входят примерный учебный план[1], примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иные компоненты. В ней же определены рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Как указано в примерных ООП общего образования, примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ: определяют инвариантную (обязательную) и вариативную части учебных предметов. В связи с этим именно примерная ООП становится основным источником содержательной части рабочих программ учебных предметов, курсов. Именно в примерной ООП представлен полный детализированный перечень личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов освоения программ, входящих в состав содержательного раздела ООП образовательной организации, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП. Это обеспечивает создание единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Кроме перечисленных выше документов (Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, ФГОС среднего общего образования, примерной ООП среднего общего образования) при разработке ООП образовательной организацией учитываются:

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253; в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529) (далее – ФПУ; Федеральный перечень учебников).

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год[2].

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» [9]  (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189; с изменениями и дополнениями от 29.06.2011, от 25.12.2013, от 24.11.2015).

- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013 г.).

- другие нормативно-правовые документы, в том числе Республики Коми.

При разработке рабочей программы конкретного учебного предмета могут быть указаны и другие нормативно-правовые документы. Например, при разработке и реализации рабочих программ учебного предмета «Математика», элективных и факультативных курсов по предмету учитываются положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р, соответствующие уровню среднего общего образования.

Кроме нормативно-правовых документов разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочной деятельности регламентируется нормативным локальным актом (актами) образовательной организации (положением и/или порядком).

При разработке локальных актов по ФГОС среднего общего образования рекомендуется, прежде всего, распределить полномочия. Как правило, заместитель руководителя по учебной, учебно-воспитательной работе курирует введение ФГОС на уровне старшей школы: организует работу коллегиальных органов управления, работу структурных подразделений и их руководителей по направлениям введения ФГОС.

Полноправными участниками процесса разработки локальных актов по ФГОС среднего общего образования в образовательной организации являются объединения старшеклассников и их родителей (законных представителей), их права гарантируются самим ФГОС среднего общего образования, а также частью 17 статьи 34, пунктами 4, 7 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

В процессе введения ФГОС среднего общего образования высока роль структурных подразделений (предметных школьных методических объединений, школьных методических объединений классных руководителей) и педагогов сопровождения (педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора). Их необходимо привлечь к разработке локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования, в том числе рабочих программ учебных предметов, учебных, факультативных и элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, как основных участников реализации ООП среднего общего образования и, следовательно, выполнения требований данных локальных актов.

В целях организации работ по систематизации и разработке локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования необходимо разработать план управления этим процессом – Дорожную карту введения ФГОС среднего общего образования (приложение 1). До рассмотрения вопроса о разработке соответствующих локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования, необходимо проанализировать имеющуюся нормативную локальную базу на предмет их наличия, либо соответствия современному законодательству. Отметим также, что иногда требуется только внести изменения в существующий локальный акт, чтобы привести его в соответствие современным требованиям. Затем вопрос обсуждается или рассматривается на заседании педагогического совета, либо методического или научно-методического совета, в зависимости от того, какими функциями обладает тот или иной орган управления образовательной организацией. Далее этот вопрос рассматривается на заседании коллегиального органа, в компетенции которого он находится.

Вторым этапом разработки и систематизации локальных актов по введению ФГОС среднего общего образования является принятие коллегиального решения с ведением протокола обсуждения и издание распорядительного документа (приказа, распоряжения), в котором прописываются сроки, ответственные, исполнители, утверждается план-график мероприятий (приложение 2). Целесообразно создание рабочей группы по введению ФГОС среднего общего образования и разработке ООП среднего общего образования, которая закрепляется этим же приказом, а также назначение ответственных за разработку рабочих программ учебных предметов, учебных, факультативных и элективных курсов, курсов внеурочной деятельности[3] из числа педагогов, работающих на уровне среднего общего образования.

Важно при разработке ООП среднего общего образования отразить особенности образовательной организации, потребности учащихся и их родителей. Так обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников: удовлетворение индивидуальных запросов учащихся через изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору; формирование способности к построению индивидуальной образовательной траектории учащихся через реализацию индивидуальных учебных планов, выполнение индивидуального проекта в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. В случае же копирования примерной ООП образовательная организация нарушает норму части 6 статьи 12 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, которая предписывает учитывать[4] примерную ООП, а не переписывать ее.

При разработке ООП среднего общего образования необходимо учесть отличия ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования. Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 % от общего объема ООП, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 %. В основной школе соотношение этих частей меньше и составляет 70/30.

В 40 % части, формируемой участниками образовательных отношений, входит соответствующая часть учебного плана, призванная обеспечить профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого учащегося, а также вариативная часть плана внеурочной деятельности учащихся 10-11-х классов, большая доля курсов которого реализуется по выбору старшеклассников и их родителей, т.к. должна дополнять реализацию содержания профиля обучения.

Следующие отличия касаются содержания учебного плана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: