Особенности выбора УМК по русскому языку

В примерном учебном плане среднего общего образования представлено примерное распределение учебных часов для освоения учебного предмета «русский язык»: на базовом уровне изучения – 70 часов, на углубленном – 210 часов.

В соответствии с п.18.1.2. ФГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы «должны являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов». 

В УМК по русскому языку, как на базовом, так и на углубленном уровнях, ценится блочная подача материала, которая позволяет повторять, систематизировать и обобщать ранее изученное, расширять и углублять предметный материал.

В УМК углубленного уровня изучения русского языка приветствуется наличие дидактических материалов, способствующих решению как практических, так и теоретических задач, в том числе межпредметного характера, поскольку результаты углублённого уровня ориентированы на получение компетенций для последующей профессиональной деятельности и в рамках данной предметной области, и в смежных с ней областях.

Практика показывает, что не все УМК в полной мере обеспечивают формирование и развитие компетенций обучающихся по русскому языку. Если содержание УМК по русскому языку нацелено на развитие лингвистической, языковой компетенций, расширение языковедческих знаний, то, как правило, содержательно мало поддерживается культуроведческая и коммуникативная компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистические аспекты). Есть УМК, содержательно нацеленные на развитие коммуникативной, культуроведческой компетенций, но в них слабо представлен материал для развития языковедческой компетенции.

Педагогами отмечаются следующие недостатки широко используемых в школах Республики Коми учебниках под редакцией Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.; Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.; Бабайцевой В.В.; Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.:

- материал по орфографии не расширен по сравнению с программой основной школы; материал структурирован по отдельным орфограммам; хотя есть запрос на структурирование материала по месту нахождения орфограмм; в непродуктивной форме представлены задания на отработку навыков соблюдения орфографических и пунктуационных норм;

- не представлены отдельными разделами морфологические и синтаксические нормы;

- недостаточно представлены задания, позволяющие отработать навыки редактирования текстов;

- разделы «Развитие речи», «Анализ текста» представлены текстами и заданиями к ним, не отвечающими всему спектру планируемых результатов по предмету.

В таких случаях уместно дополнять выбранные УМК учебными пособиями и сборниками для подготовки к ЕГЭ известных издательств, позволяющими обеспечить учебный процесс тренировочными заданиями разного формата, самостоятельными работами, домашними заданиями, тематическими тестами.

Большую помощь педагогу в подготовке к урокам и в самоподготовке обучающихся оказывают открытые сегменты банка заданий ЕГЭ и ОГЭ (сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru) и другие федеральные сайты:

· Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ».

· Информационно-образовательные ресурсы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

· Федеральный портал «Российское образование».

· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

· Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования» (ФЦТ).

· Центр дистанционного обучения «100EGE.ru».

Алгоритм выбора УМК по русскому языку предполагает следующие действия:

1. Предварительно изучить УМК, обратив внимание на важные моменты: обеспечивает ли УМК достижение, как минимум, предметных результатов освоения программы? Обеспечивает ли содержание учебника разнообразие форм организации учебной деятельности? Носит ли содержание учебника проблемный характер изложения, требующий деятельностного подхода? Обеспечивает ли УМК реализацию дифференцированного подхода?

2. Особое внимание уделить соотношению теоретической и практической части предлагаемого учебного материала. Сопоставить соотношение предполагаемых часов на формирование и развитие компетенций (языковедческой, коммуникативной). Обратить внимание на структурирование материала в рамках языковедческой компетенции: обеспечена ли блочная подача учебного материала для повторения, расширения/углубления, систематизации и обобщения в должном объеме? В рамках коммуникативной компетенции – на наличие достаточного количества дидактических материалов для многоаспектного анализа текстов разных функциональных разновидностей языка и функционально-смысловых типов речи (анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль), преобразования текста в другие виды передачи информации (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады), использования разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное), редактирования текстов.

3. Определить, как можно использовать учебник: в качестве основного ресурса реализации предметной программы или дополнительного ресурса совместно с утвержденным и имеющимся в библиотечном фонде. Определить, какие учебные пособия в печатном/электронном формате будут необходимы, чтобы дополнить/разнообразить учебный материал, а также выстроить контроль и оценку предметных достижений обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: