Особенности выбора УМК по литературе

В примерном учебном плане среднего общего образования представлено примерное распределение учебных часов для освоения учебного предмета «литература»: на базовом уровне изучения – 210 часов, на углубленном – 350 часов.

В соответствии с ФГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования должны являться «содержательной <…> основой для разработки рабочих программ учебных предметов» (п. 18.1.2 ФГОС среднего общего образования).

Содержание учебного предмета формируется разработчиками рабочих программ по литературе с учетом примерной ООП среднего общего образования.

В пояснительной записке к примерной программе учебного предмета «литература» заявлено, что учебный модуль – единица программы, логически самостоятельный компонент учебной программы, а учебный материал для составления модулей и их количество определяются составителем в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Разработчик рабочей программы самостоятельно выбирает из содержания примерной программы учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.) и определяет принцип распределения планируемых результатов, чтобы обеспечить их достижение средствами учебного материала. Модули могут быть созданы в соответствии с тематическим, историко-хронологическим, теоретико-литературным и др. подходами.

Вопрос отбора учебного материала решается учителем на основе вариативности, представленной в примерной основной образовательной программе среднего общего образования списками А,В,С. Список А состоит из конкретных произведений, относимых к эпическим или лироэпическим жанрам (поэма). Список В строится на конкретных именах авторов, а выбор произведений данного поэта/писателя предоставляется разработчику рабочей программы. Список С представляет открытый перечень имен авторов в хронологическом порядке (по периодам/эпохам) и в родовой дифференциации (эпос, драма, лирика).

При формировании списков произведений для модулей учителю важно помнить о перенесении фокуса внимания в литературном образовании на уровне среднего общего образования с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя. Опытный педагог знает, какие произведения из данных списков традиционно вызывают интерес обучающихся, а значит, их следует включить в модули, чтобы обеспечить продуктивную читательскую деятельность обучающихся.

Таким образом, особое значение в выборе УМК по литературе имеет не столько список предложенных автором /авторским коллективом для изучения литературных произведений, сколько объем практической составляющей, реализующей концепцию практико-ориентированного подхода в обучении, возможность погружения обучающихся в самостоятельную и творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Для обеспечения нужного объема практической составляющей разработчики рабочих программ по литературе будут осуществлять задачу подбора к основному УМК, имеющемуся в библиотечном фонде школы, дополнительных ресурсов (электронных, цифровых), способных восполнить неполноту дидактических материалов для эффективной реализации учебных программ и достижения планируемых результатов, предусмотренных основной образовательной программой среднего общего образования.

В программе подчеркнута прямая взаимосвязь формирования читательской компетенции с библиотечным обеспечением – возможностями библиотеки отвечать интересам и потребностям участников образовательной деятельности. Для обеспечения доступности того или иного материала предлагается сетевое образовательное взаимодействие.

Алгоритм выбора УМК по литературе:

1. Предварительно изучить УМК, обратив внимание на следующие важные моменты: обеспечивает ли УМК достижение предметных (как минимум) результатов освоения программы? Обеспечивает ли учебник разнообразие форм организации учебной деятельности? Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? Обеспечивает ли УМК условия для индивидуального развития обучающихся?

2. Выбрать УМК в соответствии с тем подходом (тематическим, историко-хронологическим, теоретико-литературным), который наилучшим, с точки зрения педагогов, образом обеспечивает полноту реализации программы и достижения предметных результатов (всей совокупности планируемых результатов).

3. При выборе УМК по литературе особое внимание уделить форме подачи материала, его языку. Ценится включение в содержание учебного материала планов анализа произведений разных жанров и родов литературы (в доступной форме с помощью подводящих вопросов), алгоритмов написания сочинений (в формате итогового сочинения и пр.), справочного материала, статей с историко-культурным комментарием к текстам произведений со ссылками на взаимосвязи с другими областями гуманитарного знания, ссылками на интерпретации литературных произведений в других формах искусства, фрагментов литературно-критических статей, списков литературы для внеклассного самостоятельного чтения.

4. Обратить внимание на количество и качество вопросов, связанных с информационной переработкой учебных материалов, и практико-ориентированных заданий дифференцированного характера. Они должны давать возможность обучающимся дискутировать, включаться в самостоятельную и творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию (в т.ч. проектные задания для индивидуальной, парной и групповой работы).

5. Сформировать список литературы для чтения и изучения на основе списков А,В,С, представленных в примерной основной образовательной программе среднего общего образования, с учетом уровня изучения предмета (углубленный, базовый). Включить в модули произведения из данных списков, которые традиционно вызывают интерес обучающихся.

Согласно п. III.3.5. «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы» примерной ООП среднего общего образования «комплексно система информационно-методических и учебно-методических условий образовательной организации может быть представлена в основной образовательной программе в виде таблицы, включающей в себя параметры реализуемых возможностей информационно-образовательной среды и качественные показатели степени реализации создаваемых условий в образовательной деятельности». Такая таблица может быть представлена и в рабочих программах по учебным предметам.

Таким образом, основное требование к выбору УМК заключается в следующем: представленность в Федеральном перечне учебников (отдельно для базового изучения предмета или углубленного (профильного) изучения предмета в соответствии с образовательными потребностями и интересами обучающихся). Перед педагогами – разработчиками рабочих программ стоит задача подбора к основному УМК, имеющемуся в библиотечном фонде школы, дополнительных учебных пособий (в электронном и/или печатном формате), способных восполнить отсутствие или неполноту его содержания дидактическими материалами для достижения планируемых результатов, предусмотренных основной образовательной программой среднего общего образования образовательной организации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: