Запись Г. Ф. Нефедова, 1945 г.
Архив МГУ.
71. Сопоставьте систему аффрикат, представленную в тексте 2 задания 66 и в тексте 2 задания 70. Одинаковы ли пути ее формирования в смоленских и рязанских говорах?
72. С помощью карты ДАРЯ (Вып. I, карта № 47) уточните территорию распространения говоров с двумя аффрикатами (/чʼ/: /ц/ или /ч/: /ц/), с одной аффрикатой (/цʼ/ или /ц/), с отсутствием аффрикат.
Согласные /ш/ – /ж/ и /с/ – /з/, /сʼ/ – /зʼ/
73. Определите позиционные условия, в которых возможны мягкие шипящие [жʼ] и [шʼ]. Являются ли они самостоятельными фонемами? Если нет, то почему?
Жʼи́сʼ моjа́ прошlа́ нʼе о́цʼенʼ ва́жно. Жʼиlа́ ф такʼи́jо го́ды тʼежо́lыjо. И на конʼцʼе́ с”ицʼа́с рабо́татʼ нʼе могу́. И зако́н̄о лʼи нʼе́т, wот скажʼи́тʼе, у мнʼа́ уса́дʼбу обрʼе́залʼи, уса́дʼба быlа́ с нацʼа́lа жʼи́зʼнʼи. Так и решʼи́lасʼа бро́сʼитʼ. И колʼсо́ны мужʼика́м шʼи́лʼи из э́тово. (Костром.)
|
|
74. Дайте артикуляционную характеристику звуков [с”] и [з”]. В соответствии с какими фонемами они произносятся?
З”е́мскаjа была́ шко́ла. Лʼjо́т с”мʼата́ну. (Ряз.) Паjе́ду с пʼе́с”нʼим, прʼиjе́ду съ слʼиза́м. Ана́ па́шыт с” пʼе́с”нʼим ы бʼис съшнʼика́. (Твер.) С”ирʼо́шка, пъс”пʼашы́ш, лʼу͡дзʼе́j нъс”мʼашы́ш! (Псковск.) Фс”о́ с такʼи́ма лʼудʼа́мʼи гош̄у́сʼ с хоро́шыма. Горо́ховʼикʼи пʼеклʼи́ с”его́дʼнʼа. Го́рнʼиj с”еноко́с обʼира́м. Она́ ровнʼа́jец̄а з го́рнʼимʼи з”е́млʼамʼи. (Арх.)
75. Выпишите примеры реализации свистящих и шипящих переднеязычных согласных фонем. Охарактеризуйте особенности артикуляции шипящих и свистящих согласных в данном говоре.
Ло́шатʼ отвʼаза́ласʼ, да́j-ко jа́ иjо́ прʼивʼазу́ за о́твот. Прʼисла́ изо ско́лы фцʼера́сʼ О́лʼа и ра́довалашʼ: у иф покра́шʼилʼи и о́кна и дʼвʼе́рʼи, топʼе́рʼ крашʼи́во. А ту́т исʼо́ на зорноу́ [= на жернове] мукʼи́ на́о измоло́тʼ. У нас жʼдʼи́шʼ ходʼи́тʼ босʼико́м по лʼе́шу нʼилʼжʼа́, жмʼе́jи во́дʼацʼи. Jа за музыко́м шофшʼе́м нʼе робо́тывала. Бы́л у мʼенʼа́ одʼи́н поɣотʼо́нок, jово́ усазу́, а сама́ на пʼи́цʼ. Он чʼо́-нʼибутʼ рожобjо́т, слʼи́зʼиваjу к jому́. И ушʼа́ была́ моjа́ робо́та. А так нʼе робо́тывала.
|
|
Вологодская обл., Белозерский р-н, д. Костино.
Архив МГУ.
Долгие шипящие согласные
и их диалектные соответствия
76. Выпишите из текстов примеры на долгие шипящие согласные и их соответствия. Дайте характеристику этих звуков по твердости-мягкости и способу образования.
1. Фсʼо́ вы́тъш̄ʼут у тʼибʼа́ у дурака́. Пато́м чʼо́j-тъ иш̄ʼо́ у нʼе́j уташ̄ʼи́лʼи. А у́трам прʼишо́л праш̄ʼе́нʼjа прасʼи́тʼ. Он грʼи́т: «Jиж̄ʼа́j з бо́гъм, jиж̄ʼа́jтʼи и жывʼи́тʼи, как хатʼи́тʼи, так и жывʼи́тʼи. (Ряз., касим.)
2. Уднаво́ ф папы́ вы́уцʼил, свʼешчʼе́нству. Мʼета́тʼ – ба́бы, касʼи́тʼ – ба́бы, а мушчʼи́нъф нʼе́ту. Зʼимлʼа́ радʼи́т в двʼе ты́шчʼи лʼе́т аднаво́ у́мныва чʼилавʼе́ка, като́рыj пʼирʼивара́чʼиваит нʼи́с на́ вʼирʼх. (Ряз.)
3. Вʼичʼарʼи́нку сыгра́им – вʼинʼчʼа́тʼ, вʼитʼ к нʼавʼе́сʼтʼи прʼиjеж̄а́jутʼ-тъ. Да́, прʼиjе́хълʼи, а ту́т нʼи пуша́jутʼ на́с, закры́лʼи върата́. (Липецк.)
4. Jе́штʼе вы́ погу́штʼе-то. По пʼи́ш̄э и свʼи́ш̄от. Онʼи́ угоштʼа́jуца. Пуштʼа́j jе́дʼот сʼуда́. С вештʼа́мʼи. Поjеждʼа́j. Jе́ждывал мушты́на. Штʼепа́-то горʼе́ла. Он нʼе на́ш, прʼиjе́жджоj. (Арх., пинеж.)
5. Да иш̄о́ страш̄а́т, што сожгу́. Два́ jа́ш̄ыка ко́jего днʼи́ прʼивʼезлʼи́. Нʼе зна́j што́, на попʼелʼи́ш̄о захотʼе́лосʼ мнʼе́. В о́болок, даг г дож̄у́. У нас э́дака повʼе́тʼ, ка́к нʼе заjеж̄а́лʼи. Вот э́тʼи го́ды jеж̄а́лʼи на санʼа́х. Вʼертолʼо́т наро́цʼно прʼиjежджа́л. У мʼенʼа́ сво́j своjеро́шчʼеноj хмʼе́лʼ. Идʼи́, суха́ рука́, нʼе брʼеж̄ы́. (Арх., карг.)
6. Потрʼе́плʼом, пото́м чʼе́шом, чʼе́шом, почʼе́шом jево́ на жэлʼе́знуjу ш̄э́тʼ. Пото́м мы чʼе́шом рушно́j ш̄э́тʼjу. Рушна́jа ш̄э́тʼ – штэтʼи́ны ис поросʼа́т. Шшэтʼи́на надʼе́лана и здʼе́лана ш̄о́тка та́конʼкаjа. (Костром.)
Чем объясняется наличие разных звукотипов в системе одного и того же говора, у одного и того же информанта? Какова фонемная принадлежность каждого из звукотипов?
Установите цепочку диахронических изменений древнерусских /шʼчʼ/ и /жʼдʼжʼ/. Наметьте направление этих изменений (утрата мягкости, утрата смычного или щелевого конечного элемента). Какие этапы этих изменений представлены в рассмотренных вами текстах?
77. Как противопоставлены говоры центра и периферии по характеру звукотипов, соответствующих древнерусским /шʼчʼ/ и /жʼдʼжʼ/?
Реализации фонемы /j /
78. Как различается позиционное поведение /j / между гласными в говорах двух типов?
1. О́н тут ыдʼо́т, и то́лʼкъ зашо́л в э́тът лʼасо́чʼик, са́мыjа густата́-тъ, как э́тът фʼи́лʼин зарʼо́т! Уш о́н нʼи слы́шыт, што о́н нъвʼирʼху́ арʼо́т, лʼата́jат. (Ряз., касим.)
2. То́ крупно́э [сено] называ́эцэ озʼерʼи́на. Она́ была́ убо́га. О́j, каки́э душны́э! Jа́ была́ суро́ваjа, бо́jкаjа. Осолʼа́т, онʼи́ жосткʼи́э такʼи́э. Она́ уш по́лну нагру́ску назбʼира́эт. Фсʼо́ розвʼе́шат да и фсʼо́. Малʼе́нʼечʼко хотʼ потʼа́гʼиват вʼетʼеро́к. (Арх., карг.)
|
|
79. Выпишите из текстов примеры с фонемой /j/ в интервокальной позиции. Зависит ли утрата [j] в этой позиции от места ударения? Охарактеризуйте этапы изменения гласных после утраты [j]. Какими дополнительными (морфологическими) условиями определяется это явление?
1. А но́цʼ-то мʼе́сʼацʼна была́, свʼе́тла. У́прʼаш-то фсʼа́ jево́на. Двʼе́ лʼе́нты шыроку́ш̄ы. Jа́ со стола́ фсʼо лʼи́шно убʼеру́. Пого́ды э́кʼи худы́э. Он зна́ат. Мʼенʼа́ пуга́ат. Как проста́jа, дак унʼесʼо́т. В зʼи́мно врʼе́мʼе. Наско́лʼ лʼу́дʼи ста́лʼи пу́тʼнʼи. То́нкоjо по́ртно, лʼон по́ лʼну. Шуга́и – э́то, зна́ш, пʼетʼишо́фка. Жэ́нш̄ына хо́дʼит на дво́р обрʼежа́эт коро́ф. Мʼенʼа́ руга́эт. (Арх., пинеж.)
2. Как п.а́т. цʼасо́в, с рабо́ты прʼиjеж̄а́ат, вы́брʼицʼа, вы́моицʼа, рукава́ засуцʼи́ў, пошо́ў. И та́к нам така́а жы́сʼ. Сама́ ста́lа худа́, здоро́в.jа н.е ста́lо. Jа́ накос.и́lа трʼи́ боlшы́jе сто́га. (Волог.)
3. Сʼицʼа́с-то дʼе́сʼе́тʼ со́ток отрʼе́залʼи от мʼенʼа́, jа́ нʼи влада́jу и колхо́с нʼи влада́ат, та́к пропада́jот. Вот кака́а-то мнʼе́ бы на́до э́то по́мош длʼа облʼекцʼе́н̄ʼа прʼестарʼе́лым. (Костром.)
Каково значение рассмотренного явления для группировки говоров русского языка?
Диалектные различия в категориях
глухости/звонкости
и твердости/мягкости
80. Выпишите примеры, отражающие напряженность глухих и ненапряженность звонких согласных. Одинаково ли проявляется напряженность смычных и щелевых глухих согласных? Дайте фонемную интерпретацию признака напряженности / ненапряженности в северных говорах.
|
|
Ну́ ък jа́ уш тут на пʼе́нʼс”еjу пош̄ла́. Тʼе́х подро́с”тʼилъ, мʼенʼа́ и ф С”евʼеродвʼи́нс вы́звалʼи… Wот Ко́лʼка-та нʼи́н [ее] пhа́рʼенʼ. Опʼе́т” тhа́моткʼи то́жо ч.оты́рʼи з”имы́ жыла́. Нʼичэво́, гоорʼа́т, ну во́т норма́лʼнʼо. А ско́лʼко ра́с етʼ болʼе́лʼи гр̄ʼи́п̄ом да. Ва́рʼеш̄кʼи вʼаза́ла. По дво́jим ва́рʼеш̄кам сва́тʼjе там дъла́. Дак вот трʼо́м дак шэ́сʼ рукавʼи́цс, jа́ там jи́м пhа́р с”вʼеза́ла. (Арх., леш. [Фонохрестоматия. – С. 38–39]).
Кака́jа жэ ты эт нʼевʼе́ста, иш̄о́ нʼе од̄аи́м [отдадим].
У́тром фста́лʼи, а рʼо́у-то [рёву] дак! А рʼо́у-то росполно́ у тʼулʼе́нʼа-та. Сʼе́вʼерноj-от вʼе́тʼер морʼа́нка ска́ут [cкажут]. Ф тфоро́к мол поло́жыш то́жэ смʼета́нкʼи. (Арх., мез. [Фонохрестоматия. – С. 31–35]).
Ис сосны́, ис сосно́оj са́рʼгʼи. Што́бы выпʼива́лʼи кро́j (кровь). Вʼе́сʼ ф кроjи́. (Арх., конош.)
81. Охарактеризуйте качество согласного в позиции перед гласными, восходящими к /ѣ/, и перед гласным, восходящим к /е/ древнерусского языка. Как реализованы мягкие согласные в позиции конца слова? Сделайте вывод о характере противопоставленности согласных по признаку твердости / мягкости в данном говоре.
1. Да от. изба́, бы́лʼи у на́с в. из.бʼ͡ие кожу́х-от вʼи́д.ел.и. А кожу́ха-то н.е буlо́, он прʼа́мо ид.от ис п.ецʼи́-то, да ды́м-от в. и́збу ид.о́т, а в из.бʼ͡ие-тъ, вот хош в э́тъj сʼтʼинʼе́ и боlша́jа дыра́ вот така́jа, как вот э́то, и зʼдʼе́lана труба́, ды́м-от и ид.о́т в э́ту трубу́. Свʼет.и́лʼи lуцʼи́ну вот. О́х, дʼе́душко, дʼе́душко, ка́к jа жы́т.-то ста́ну! Ско́лʼкʼо т.ебʼе́ лʼе́т, лʼе́т трʼина́цʼат., навʼе́рно? От.е́цʼ-то мо́j прʼиjе́хаl, м.ен.а́ и за́браl.
2. А лʼну́ уш ма́lо, н.емно́го jево́ потрʼеблʼе́jут. Н.е зна́j, на ко́j пра́х э́т.и поlовʼикʼи́, то́лʼкʼи от и́х пы́l одна́ да ко́пот.. А в д.ер.е́внʼи как-то нʼе́т поlовʼико́ў, дак и н.еlо́ўко. По поlовʼика́м-то ход.и́т. – по́l-от н.е то́пцʼет.
Вологодская обл., Харовский р-н, д. Мишутиха.
Аудиозапись Л.Л. Касаткина, 1971 г., фоноархив ИРЯ РАН.
82. Можно ли считать позицию конца слова сильной по твердости / мягкости для губных согласных в данных говорах?
На голо́ушкʼе кро́ў вы́ступʼила. Онʼи́ кабано́ў кормʼи́лʼи. (Арх., конош.) Уш ф хлʼе́ф вы́хожэно. Фпlа́ф са́м пlывʼо́т Ры́шко. В ва́н̄у стаска́лʼи, вы́мылʼи кро́ф. (Арх., усть.) Jа, бо́жэ изба́ў, штобы суда́ в.ерну́ўс.е. С.ид.и́м, у м.ен.а́ он.и́ с.е́ ў рʼо́ў. И св.екро́ў jа прʼив.езlа́, она́ со мно́j жыlа́. (Волог.) Нʼе зна́лʼи, што тако́jе морко́ф. (Новг.)
83. Выпишите примеры на палатальные переднеязычные согласные. В чем состоят особенности их образования?
…дзʼвʼе́ д”е́фʼкʼи вы́ръс̄ ”ила. Ч.еты́рʼе з”имы́ вод”и́лас”а, с то́j два́ го́да да з друго́j. Опʼе́т” тhа́моткʼи то́жо ч.оты́рʼи з”имы́ ж.ыла́. Д”н”о́м нʼицʼо́ нʼе замʼечʼа́jу... Jа́ гъру ит”, а у jи́х ит” та́м фс”о фо́ртоцʼкʼи по́лы. И вот ту́т пос”лʼе е́того спа́т” поволʼи́лʼис”… (Арх. [Фонохрестоматия. – С. 38–39].)
Результаты изменений
в группах согласных
84. Выпишите из текста примеры, содержащие результаты ассимилятивных и диссимилятивных процессов в группах согласных. Охарактеризуйте направление (прогрессивное или регрессивное) этих процессов. Определите признак, по которому происходила ассимиляция или диссимиляция.
1. У сва́тʼjи-то сʼи́мʼа ом̄ʼенʼи́ла. По тʼе́ днʼи́ хотʼ ом̄а́нут, а сʼе́днʼи, вʼи́дно, и нʼе ом̄а́нут. (Арх.) Пʼатʼ цʼеловʼе́к молотʼи́ло, цʼерʼо́тку и сто́роны ом̄оло́тʼат. (Костром.) Ан̄ʼе́ жэ́нʼшчʼины, ан̄ʼе́ фсʼо вът бо́лʼшэ дʼе́въчʼкʼи. Он [лён] пан̄ʼа́таj, в рʼи́гу паса́жанаj. Ан̄а́ пашла́, пато́м фтара́jа и трʼе́тʼjа. Вот папро́сʼат, на́чʼит, в васкрʼисʼе́нʼjъ лʼи в бу́н̄ʼи там во́т што. (Твер.)
2. Нъпʼаку́тʼ пъшанʼи́шных лʼипʼо́шак на ɣу́шы, на вадʼе́, а анʼи́ фсʼо рамно́ пы́шнаи, лʼо́хкаи, сла́ткаи. (Курск.) А дочʼ нʼида́мна за́муш вы́шла, ана́ ув а́рмʼии была́. (Брян.)
3. Пʼешнʼико́ф ма́ло, по пʼешно́j нау́чʼут. Моlотʼи́lамʼи врушну́jу и моlотʼи́лʼи э́тот хлʼе́бушко. Поjду́т жо́нкʼи жа́тʼ врушну́jу. (Костр.) На́ша срʼа́да свъjару́шна, а у э́нтʼих ла́вышна. (Ряз.)
4. Как у мʼенʼа́ нога́-то болʼнʼа́, дак уш jа́ нʼичʼего́. На болʼнʼи́цʼнʼе сʼе́ла. Во́лʼнʼо им жы́тʼ. Го́лʼнʼеj мо́х пла́ват по́вʼерʼху. Отʼе́цʼ наш од̄ʼе́лʼнʼо ходʼил там потка́шывал. Поjе́хал в носʼнʼу́jу. Хлʼе́п пшэнʼи́сʼнʼеj… (Арх.)
85. Чем объясняется возможность произношения [сʼн] в соответствии с /чʼн/ в севернорусских говорах?
Вʼековʼе́сʼноj напʼе́ф у на́с. А нау́лʼисʼну [дверь] нʼикогда́ нʼе замыка́м. У нас сло́ва нʼе быва́ло попʼерʼе́сʼного из-за рʼебʼа́т. Кʼирпʼи́сʼно дʼе́ло-то дʼе́лалʼи. (Арх., пинеж.)
86. Охарактеризуйте позиционное изменение в сочетаниях переднязычных согласных с последующим [j]. Для каких говоров оно характерно? (См. ДАРЯ, вып. 1, карта № 74).
1. По́ полу иду́, по тʼесо́вому иду́,
Ко столу́, ко дубо́вому иду́,
Ко сва́т̄ʼам потхожу́,
Со сва́т̄ʼам говорʼу́. (Костр.)
2. А он скры́лсʼи но́шʼjу, у Запаро́ж̄у уjе́хал. (Курск.) А ту́т свин̄ʼа́ ишла́, здаро́ваjа, сы́таjа. Пу́к из руж̄а́. (Смолен.) Быва́ла, и бʼел̄ʼо́ мы́jетʼ. (Твер.)
87. Охарактеризуйте изменение в группах зубных согласных [ст], [сʼтʼ], [зд], [зʼдʼ]. В каких позициях происходит это изменение?
На́а окла́сʼ э́тʼимʼи кʼирпʼицʼа́мʼи. Ну казацʼо́к jе́сʼ, ну кашэмʼи́рнʼик jе́сʼ? Шэ́сʼ зубо́ф вы́ломʼила. Сʼидʼи́м чʼа́j пjо́м, а бо́жjа мʼи́лосʼ в глаза́х [о церкви перед окнами]. Пʼе́рво jе́сво [яство] ку́шалʼи. Хоро́шыj лʼо́н, даг дʼивjа́ прʼе́сʼ. Так фсʼо́ хозʼа́jсво нару́шылʼи. На по́jес опозда́лʼи. Го́сʼjушкʼи прʼишлʼи́. Гвозʼjо́ вы́таш̄ы. (Арх.)
88. Какие из рассмотренных явлений в системе согласных фонем существенны для диалектного членения русского языка? Какие единицы диалектного членения они выделяют?
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
При общем анализе системы консонантизма отдельного говора необходимо ориентироваться на те элементы, которые в масштабах русского диалектного языка образуют диалектное различие. При таком подходе в поле зрения должны оказаться не только собственно диалектные явления, но и явления, общие для части говоров и литературного языка. Например, в тексте 1 необходимо отметить: [в] губно-зубного образования (так как в других говорах возможна [w] губно-губная); чередование [в || ф] (так как возможно чередование [в || ў]); отсутствие утраты [j] в интервокальной позиции; [г] смычный, в интервокальной позиции – [ɣ] фрикативный; [сʼ] и [зʼ] не шепелявые, [ш] и [ж] твердые и т. д.
I. Мужы́к-от ходʼи́л на́jмовацʼа на робо́ту. Бы́л он здорову́ш̄оj. Поjдʼо́т трава́ косʼи́тʼ, то́лʼкʼи коса́ урʼи́т. И о́вот jоɣо́ нʼе тро́ɣал. А вы́дут друɣʼи́jо, так н̄ʼо́м оводʼjо́, а но́ц̄ʼу комарʼjо́ и ослопʼи́ло. А трава́ росла́ жоштока́jа, клʼе́вʼор нʼе ро́с.
Пошо́л е́тот мужы́к он̄ово́ днʼи́ косʼи́тʼи, смо́трʼит, а хто́-то слʼет jоɣо́ сʼе́но собʼира́jот. А хто́, jо́н нʼе вʼи́дʼит. Упʼе́талсʼи он, сʼе́л зало́ɣовац̄а и хо́чʼот узна́тʼ, хто́ ето jому́ помоɣа́jот. Но глаза́м нʼичʼоɣо́ нʼе мо́жот увʼи́дʼетʼ, а то́лʼко слы́шыт, как сʼе́но шуршы́т да сока́тываjоцʼа в он̄у́ ку́цʼу. Смо́трʼит: нʼеболʼша́jа свʼин̄ʼа́ ф ку́цʼе сʼидʼи́т. Ста́л он има́тʼ э́та свʼин̄ʼа́. То́ко он хотʼе́л схватʼи́тʼ jejе́, как она́ пʼиуно́м ста́ла и та́к до́ўго ловʼи́л он ра́знаjа птʼи́чʼа, но нʼицʼеɣо́ нʼе поjма́л, а то́лʼко фсʼа сʼи́ла ростʼерʼа́л.
Вологодская обл., Белозерский р-н, д. Раменье.
Архив МГУ.
II. Ну а иш̄о́ у нʼи́х до́шʼ бълʼна́jа лʼижа́ла. Тʼи́хвам балʼе́ла. А сʼамʼи́ ɣадо́шʼкав бʼе́ɣала с рʼибʼатʼи́шкамʼи па у́лʼисы, увʼида́ла съмалʼо́т ды ɣъварʼи́тʼ: пъбʼаɣу́ ма́мы скажу́. Ну и́х ту́т-тъ и накры́ла. Jе́тъ дʼе́вашʼка, Нʼи́нашʼка, вы́скашʼила на у́лʼису, а на jе́j пла́тʼишка и вʼисо́шʼкʼи ɣърʼа́тʼ. Ана́ крʼишʼи́тʼ иза фсʼе́х маш̄ʼэ́j. Бʼаɣʼи́тʼ наро́т с сʼе́на, пътхватʼи́ла иjэ́ ста́ршаjа, там сʼирʼе́дʼнʼиjа, сʼистра́ на́ рукʼи ды у ɣо́спʼиталʼ, у на́с, у дʼирʼе́внʼи стъjа́л. Ана́ там пъкрʼишʼа́ла-пъкрʼишʼа́ла, но́шʼ, дʼе́нʼ и умʼирла́.
Курская обл., Фатежский р-н, д. Анненково.
Запись О. Н. Золотаревой., 1993 г., фоноархив МГУ.
III. С Пʼатро́въ дʼнʼи́ пашлʼи́ нъ рабо́чʼу по́ру хлʼе́п убʼира́тʼ. И вот лʼу́лʼичʼкʼу сплʼалʼи́ ма́лʼинʼкʼиjу ис хвърасту́. Иjе́ на ɣло́блʼи нады́мутʼ, э́ту лʼу́лʼичʼкʼу, а ɣло́блʼи-т вʼисако́, и на ɣло́блʼи лʼу́лʼкʼу, и вʼерʼе́тʼjем накро́jутʼ, завʼе́сʼутʼ jиjе́. А упʼерʼадʼе́ сʼидʼи́тʼ ма́лʼчʼик ɣадо́ф васʼмʼи́, крау́лʼа. Как ана́ зъкрʼичʼи́тʼ, иду́ иjе́ карʼмʼи́тʼ. Илʼ хто́-нʼтʼ нъ пʼирʼамʼе́ных. У́трам вʼа́жъцъ хърашо́, мы вʼа́жым, мы вʼа́жым, а ана́ крʼичʼи́тʼ. А у jе́j уш ис пупка́ кро́ў, да. Пашла́, иjе́ замы́ла как пълаɣа́ица, панʼа́нʼчʼилъ и пълажы́лъ спа́тʼ, а сама́ апʼе́тʼ пашла́ вʼаза́тʼ. А со́ску ана́ у мʼнʼа́ нʼи брала́, та́к адны́j сʼи́сʼкʼиj и карʼмʼи́лъ. Нʼабо́сʼ нʼадʼе́лʼу мы убʼира́лʼи-ты. И нъчʼава́ла та́ма. До́ж, ɣраза́.
Липецкая обл., Задонский р-н, с. Отскочное.
Запись Н. Н. Пшеничновой, 1963 г., фоноархив ИРЯ РАН.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Диалектные различия в словообразовании касаются прежде всего продуктивности того или иного словообразовательного типа, значения общерусских аффиксов и словообразовательного состава слов с одним и тем же корнем и значением.
Различия в наборе словообразовательных типов встречаются значительно реже.
89. Определите признак, по которому в говорах противопоставлены соответственные члены диалектного различия, образованного прилагательными со значением ʼочень большойʼ:
больша́нный – больша́нский – больша́стый – больша́щий – большеха́нный – большеха́нский – большеха́тый – больши́нецкий – больши́нный – больши́нский – большину́щий – больши́щий – большуве́нный – большу́нный – большухе́нный –большу́щий.
90. Значение ʼочень сильный, интенсивныйʼ выражается в рязанских говорах следующими словами: страше́нный – страши́щий – страшну́щий – стращу́щий. Охарактеризуйте их способ и средства словообразования.
91. Охарактеризуйте словообразовательный тип, к которому относятся выделенные слова:
1. Как в Масквʼе́: стукавʼе́нʼ, гръмавʼе́нʼ, ръзjаж̄ʼа́jутʼ машы́ны. Ны́нʼишнʼуjу но́чʼ фсʼу но́чʼ у маво́ была́ плʼа́ска, тънцавʼе́нʼ. Анʼи́ аткры́лʼи кры́шку гро́ба, а та́м стукавʼе́нʼ. (Ряз.)
2. Мо́жът, jа́ вот зъмара́тъjъ, чʼарнʼи́ш̄ʼиjа вы́шла. Вʼиш, Вʼи́тʼкʼа фсʼе́х пʼирʼаро́с, балʼшы́ш̄ʼаj бу́дʼитʼ. Уш стага́ нъмʼата́лʼи, прʼа́мъ страшы́ш̄ʼии. (Ряз.)
92. Охарактеризуйте средства и способ словообразования прилагательных, а также их словообразовательное значение. По какому признаку эти прилагательные можно отнести к диалектным?
Боевя́щий, бойкя́щий, больша́щий, глупя́щий, глухя́щий, говоркя́щий (говорко́й ʼразговорчивыйʼ), длиння́щий, добря́щий, довольня́щий, дойня́щий (до́йный ʼдающий молоко из вымениʼ), долгя́щий.
93. Определите производящую основу и словообразовательное значение однокоренных слов. Установите их словообразовательные отличия:
1. Долби́лко, долбенёк, долбни́к ʼдятелʼ.
2. Дикари́ха, дика́рка, дику́лька, дику́ша ʼглупая женщинаʼ.
В чем заключается диалектная специфика этих слов: в составе аффиксов, в характере их соединения с мотивирующими основами?