Русская диалектология. 18 страница

Ар­хан­гель­ская обл., Хол­мо­гор­ский р-н, д.Звоз.

Аудиоза­пись Л. Л. Шес­та­ко­вой, 1977 г., фо­но­ар­хив МГУ.

ЛЕК­СИ­КО­ГРА­ФИЯ

Диа­лект­ная лек­си­ко­гра­фия име­ет дав­ние тра­ди­ции, на­чи­наю­щие­ся с «Опы­та ве­ли­ко­рус­ско­го об­ла­ст­но­го сло­ва­ря», из­дан­но­го в 1852 г. Ака­де­ми­ей на­ук. К на­стоя­ще­му вре­ме­ни уже из­да­но и про­дол­жа­ет из­да­вать­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во раз­но­об­раз­ных диа­лект­ных сло­ва­рей. Прак­ти­че­ская ра­бо­та над сло­ва­ря­ми со­про­во­ж­да­ет­ся раз­ви­ти­ем тео­рии об­щей и диа­лект­ной лек­си­ко­гра­фии, от­ра­бот­кой прин­ци­пов со­став­ле­ния сло­ва­рей. На ос­но­ве обоб­ще­ния опы­та оте­че­ст­вен­ной лек­си­ко­гра­фии ус­та­нов­ле­ны па­ра­мет­ры, по ко­то­рым мо­жет быть оха­рак­те­ри­зо­ван ка­ж­дый диа­лект­ный сло­варь и оп­ре­де­ле­но его ме­сто в об­щей ти­по­ло­гии диа­лект­ных сло­ва­рей.

Па­ра­мет­ры и ха­рак­те­ри­сти­ки
диа­лект­ных сло­ва­рей

Существует несколько параметров, по которым могут быть охарактеризованы диалектные словари русского языка.

1. Объ­ект лек­си­ко­гра­фи­ро­ва­ния.

По­ли­диа­лект­ный сло­варь – вклю­ча­ет лек­си­ку со­во­куп­но­сти го­во­ров оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии (рай­она, об­лас­ти и т.п.), со­дер­жит ука­за­ние на ме­сто фик­са­ции ка­ж­до­го сло­ва и его лек­си­ко-се­ман­ти­че­ско­го ва­ри­ан­та в ви­де тер­ри­то­ри­аль­ных по­мет. Это по­зво­ля­ет в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти вы­чле­нить из сло­вар­ной ста­тьи све­де­ния, от­но­ся­щие­ся к ча­ст­ной диа­лект­ной сис­те­ме (сис­те­ме од­но­го го­во­ра).

Мо­но­диа­лект­ный сло­варь – вклю­ча­ет лек­си­ку го­во­ра од­ной де­рев­ни (ча­ст­ной диа­лект­ной сис­те­мы).

Идио­лект­ный сло­варь – вклю­ча­ет лек­си­ку го­во­ра язы­ко­вой лич­но­сти (идио­лек­та).

2. От­бор вклю­чае­мо­го ма­те­риа­ла.

Пол­ный сло­варь – вклю­ча­ет всю лек­си­ку го­во­ра (со­во­куп­но­сти го­во­ров).

Диф­фе­рен­ци­аль­ный сло­варь – вклю­ча­ет часть лек­си­ки го­во­ра или со­во­куп­но­сти го­во­ров (толь­ко диа­лект­ную, толь­ко про­сто­реч­ную или диа­лект­ную и диа­лект­но-про­сто­реч­ную лек­си­ку).

3. Ха­рак­тер ин­фор­ма­ции о сло­ве.

Тол­ко­вый сло­варь – со­дер­жит тол­ко­ва­ние зна­че­ния сло­ва.

Тол­ко­во-ис­то­ри­че­ский сло­варь – со­дер­жит тол­ко­ва­ние зна­че­ния сло­ва и ис­то­ри­че­ские све­де­ния о нем.

Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь – со­дер­жит све­де­ния о про­ис­хо­ж­де­нии сло­ва.

Час­тот­ный сло­варь – со­дер­жит све­де­ния о ко­ли­че­ст­ве упот­реб­ле­ний сло­ва.

4. От­ра­же­ние сис­тем­ных свойств лек­си­ки.

Сис­тем­ный сло­варь – вклю­ча­ет в се­бя лек­си­ку од­но­го син­хрон­но­го сре­за, со­б­ран­ную на ос­но­ве еди­ных прин­ци­пов при пла­но­мер­ном, сис­те­ма­ти­че­ском об­сле­до­ва­нии го­во­ров ком­пакт­ной тер­ри­то­рии, ха­рак­те­ри­зую­щих­ся струк­тур­ной и ге­не­ти­че­ской общ­но­стью. Сло­вар­ная ста­тья сис­тем­но­го сло­ва­ря пред­став­ля­ет сло­во как мик­ро­сис­те­му, от­ра­жаю­щую его свя­зи по ли­нии эпи­диг­ма­ти­ки (по­ли­се­мия),син­таг­ма­ти­ки (ти­пи­зи­ро­ван­ные кон­тек­сты упот­реб­ле­ния, по­ме­щен­ные в ил­лю­ст­ра­тив­ной час­ти сло­вар­ной ста­тьи) и па­ра­диг­ма­ти­ки (си­но­ни­мия и ва­ри­ант­ность, ус­та­нав­ли­вае­мые пу­тем пе­ре­кре­ст­ных ссы­лок).

Свод­ный сло­варь – пред­став­ля­ет тер­ри­то­ри­аль­но не­од­но­род­ную лек­си­ку раз­ных вре­мен­ных сре­зов, со­б­ран­ную из не­рав­но­цен­ных по пред­ста­ви­тель­но­сти ис­точ­ни­ков (на­уч­ных ста­тей, мо­но­гра­фий, сло­ва­рей про­шло­го и на­стоя­ще­го ве­ков, сло­вар­ных кар­то­тек). Сло­вар­ная ста­тья свод­но­го сло­ва­ря пред­став­ля­ет со­бой свод­ку све­де­ний, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ли со­ста­ви­те­ли к мо­мен­ту со­став­ле­ния сло­ва­ря.

5. Сте­пень пол­но­ты ин­фор­ма­ции о сло­ве.

Сло­варь ака­де­ми­че­ско­го ти­па – пред­став­ля­ет мак­си­мум раз­но­сто­рон­ней ин­фор­ма­ции о сло­ве:

• све­де­ния о его фо­не­ма­ти­че­ских и ак­цен­то­ло­ги­че­ских ва­ри­ан­тах;

• де­таль­ную раз­ра­бот­ку грам­ма­ти­че­ских, ак­цен­то­ло­ги­че­ских, сти­ли­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик;

• де­таль­ную раз­ра­бот­ку сис­те­мы зна­че­ний и упот­реб­ле­ний, ил­лю­ст­ри­руе­мых зна­чи­тель­ным ко­ли­че­ст­вом кон­тек­стов, за­пи­сан­ных в фо­не­ти­че­ской транс­крип­ции с ука­за­ни­ем мес­та уда­ре­ния;

• све­де­ния о лек­си­че­ской и се­ман­ти­че­ской со­че­тае­мо­сти;

• све­де­ния о вхо­ж­де­нии сло­ва во фра­зео­ло­ги­че­ские еди­ни­цы, об упот­реб­ляе­мо­сти в ка­че­ст­ве то­по­ни­мов, ан­тро­по­ни­мов.

Сло­варь ака­де­ми­че­ско­го ти­па опи­ра­ет­ся на об­шир­ную кар­то­те­ку с дос­та­точ­ным ко­ли­че­ст­вом кон­тек­стов упот­реб­ле­ния ка­ж­до­го сло­ва. Све­де­ния, со­дер­жа­щие­ся в сло­ва­ре ака­де­ми­че­ско­го ти­па, пред­став­ля­ют на­уч­ную цен­ность как для изу­че­ния ис­то­рии язы­ка в раз­ных ее ас­пек­тах – фо­не­ти­ки, ак­цен­то­ло­гии, сло­во­об­ра­зо­ва­ния, грам­ма­ти­ки и лек­си­ки, так и для изу­че­ния со­вре­мен­но­го рус­ско­го на­цио­наль­но­го язы­ка во всем бо­гат­ст­ве его функ­цио­наль­ных и тер­ри­то­ри­аль­ных раз­но­вид­но­стей.

Сло­варь спра­воч­но­го ти­па – со­дер­жит са­мые об­щие све­де­ния о сло­ве, без их де­та­ли­за­ции.

6. Ас­пект сис­тем­но­сти – сло­ва­ри си­но­ни­ми­че­ские, ан­то­ни­ми­че­ские, те­ма­ти­че­ские, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные, мо­ти­ва­ци­он­ные, сло­ва­ри со­че­тае­мо­сти.

7. Ис­ход­ная еди­ни­ца опи­са­ния.

Сло­варь лек­си­ко­ло­ги­че­ский – сло­во.

Сло­варь фра­зео­ло­ги­че­ский – фра­зео­ло­ги­че­ская еди­ни­ца.

Сло­варь идео­гра­фи­че­ский – идея, зна­че­ние.

8. Спо­соб рас­по­ло­же­ния ма­те­риа­ла.

Пря­мой сло­варь – рас­по­ло­же­ние слов по на­чаль­ной бу­к­ве.

Об­рат­ный сло­варь – рас­по­ло­же­ние слов по ко­неч­ной бу­к­ве.

ПРАК­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ЗА­ДА­НИЯ

С уче­том рас­смот­рен­ных вы­ше па­ра­мет­ров «Ар­хан­гель­ский об­ла­ст­ной сло­варь» (М., 1980–2016, вып. 1–17) мо­жет быть оха­рак­те­ри­зо­ван как лек­си­ко­ло­ги­че­ский по­ли­диа­лект­ный, диф­фе­рен­ци­аль­ный, тол­ко­вый, сис­тем­ный сло­варь ака­де­ми­че­ско­го ти­па с пря­мым рас­по­ло­же­ни­ем еди­ниц лек­си­ко­гра­фи­ро­ва­ния, «Псков­ский об­ла­ст­ной сло­варь с ис­то­ри­че­ски­ми дан­ны­ми» (Л., 1967–1915, вып. 1–24) как лек­си­ко­ло­ги­че­ский по­ли­диа­лект­ный, пол­ный, тол­ко­во-ис­то­ри­че­ский, сис­тем­ный сло­варь ака­де­ми­че­ско­го ти­па с пря­мым рас­по­ло­же­ни­ем ма­те­риа­ла.

269. Дай­те об­щую ха­рак­те­ри­сти­ку «Сло­ва­ря рус­ских на­род­ных го­во­ров» (М.–Л., 1965–2016, вып. 1–48), «Сло­ва­ря рус­ских го­во­ров Ка­ре­лии и со­пре­дель­ных об­лас­тей» (СПб., 1994–2005, вып. 1–6), «Сло­ва­ря со­вре­мен­но­го рус­ско­го на­род­но­го го­во­ра» (д. Де­ули­но Ря­зан­ско­го р-на, Ря­зан­ской обл.), (М., 1969), «Сло­ва­ря брян­ских го­во­ров» (Л., 1976–1988, вып. 1–5), «Пол­но­го сло­ва­ря си­бир­ско­го го­во­ра» (Томск, 1992–1995, вып. 1–4), «Опы­та сло­ва­ря го­во­ров Ка­ли­нин­ской об­лас­ти» (Ка­ли­нин, 1972).

270. Про­чи­тай­те ввод­ную ста­тью к вып. 1 «Ар­хан­гель­ско­го об­ла­ст­но­го сло­ва­ря» (М., 1980, с. 8–18). Оха­рак­те­ри­зуй­те по­ни­ма­ние прин­ци­па диф­фе­рен­ци­аль­но­сти, при­ня­тое в этом сло­ва­ре.

271. Срав­ни­те сло­вар­ные ста­тьи на сло­во го́лый в «Сло­ва­ре брян­ских го­во­ров» (вып. 3, с. 36–37) и «Ар­хан­гель­ском об­ла­ст­ном сло­ва­ре» (вып. 9, с. 260–262), ус­та­но­ви­те раз­ли­чия ме­ж­ду ни­ми. Ка­кие раз­ли­чия объ­яс­ня­ют­ся раз­ны­ми прин­ци­па­ми от­бо­ра ма­те­риа­ла? Ка­кие раз­ли­чия мо­гут быть свя­за­ны с бы­то­ва­ни­ем об­ще­рус­ско­го сло­ва на уда­лен­ных друг от дру­га тер­ри­то­ри­ях?

272. Ка­кое от­ра­же­ние на­хо­дит прин­цип от­бо­ра ма­те­риа­ла в струк­ту­ре сло­вар­ной ста­тьи «Псков­ско­го об­ла­ст­но­го сло­ва­ря» (вып. 6, с. 111) на сло­во вяз 1?

273. Оха­рак­те­ри­зуй­те струк­ту­ру сло­вар­ной ста­тьи мно­го­знач­но­го сло­ва бить, по­ме­щен­но­го в вып. 2 «Ар­хан­гель­ско­го об­ла­ст­но­го сло­ва­ря» (с. 25–27). Ка­ки­ми лек­си­ко­гра­фи­че­ски­ми сред­ст­ва­ми по­да­ют­ся в ней от­дель­ные зна­че­ния сло­ва, их от­тен­ки, осо­бен­но­сти со­че­тае­мо­сти (грам­ма­ти­че­ской и лек­си­че­ской), фра­зео­ло­гия? По ка­ким при­зна­кам, от­ра­жен­ным в дан­ной сло­вар­ной ста­тье, АОС мож­но от­не­сти к сло­ва­рям ака­де­ми­че­ско­го ти­па?

274. Про­чи­тай­те сло­вар­ные ста­тьи на сло­ва гла́вный, гла­ва́рь, гне­ви́ть, го­во­ру́н, го­ди́на, по­ме­щен­ные в вып. 9 «Ар­хан­гель­ско­го об­ла­ст­но­го сло­ва­ря». Что яви­лось ос­но­ва­ни­ем для вклю­че­ния этих слов в сло­варь диф­фе­рен­ци­аль­но­го ти­па (от­ли­чия в се­ман­ти­ке, со­че­тае­мо­сти, сти­ли­сти­че­ские от­ли­чия)?

275. Оха­рак­те­ри­зуй­те струк­ту­ру сло­вар­ной ста­тьи на сло­во го­ря­чи́ть («Ар­хан­гель­ский об­ла­ст­ной сло­варь», вып. 9, с. 385). Ка­кие ас­пек­ты сис­тем­но­сти лек­си­ки от­ра­же­ны в этой сло­вар­ной ста­тье (по­ли­се­мия, си­но­ни­мия, со­че­тае­мость лек­си­че­ская и се­ман­ти­че­ская, сти­ли­сти­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка) и ка­ки­ми сред­ст­ва­ми?

276. «Ар­хан­гель­ский об­ла­ст­ной сло­варь» яв­ля­ет­ся по­ли­диа­лект­ным. Ка­ки­ми сред­ст­ва­ми пред­став­лен в нем па­ра­метр «объ­ект лек­си­ко­гра­фи­ро­ва­ния»? Мож­но ли из сло­вар­ной ста­тьи это­го сло­ва­ря из­влечь ин­фор­ма­цию о се­ман­ти­че­ской струк­ту­ре мно­го­знач­но­го сло­ва в от­дель­ном кон­крет­ном го­во­ре? По­ка­жи­те это на при­ме­ре сло­вар­ной ста­тьи на сло­во го­ре­ва́ть (вып. 9, с. 339–340).

277. Оха­рак­те­ри­зуй­те «Сло­варь со­вре­мен­но­го рус­ско­го на­род­но­го го­во­ра» по па­ра­мет­ру «объ­ект лек­си­ко­гра­фи­ро­ва­ния». Как про­яв­ля­ет­ся этот па­ра­метр в струк­ту­ре сло­вар­ной ста­тьи?

278. Оха­рак­те­ри­зуй­те «Сло­варь рус­ских на­род­ных го­во­ров» по па­ра­мет­ру «от­ра­же­ние сис­тем­ных свойств лек­си­ки». Срав­ни­те сло­вар­ную ста­тью на сло­во го­то́во в «Сло­ва­ре рус­ских на­род­ных го­во­ров» (вып. 7, с. 100) и «Ар­хан­гель­ском об­ла­ст­ном сло­ва­ре» (вып. 9, с. 339) и оп­ре­де­ли­те от­ли­чия в его лек­си­ко­гра­фи­че­ской об­ра­бот­ке в сло­ва­ре свод­но­го и сис­тем­но­го ти­па.

279. Оха­рак­те­ри­зуй­те струк­ту­ру сло­вар­ной ста­тьи на сло­во за­ви­ва́ть, пред­став­лен­ное в «Фра­зео­ло­ги­че­ском сло­ва­ре рус­ских го­во­ров Си­би­ри» (Но­во­си­бирск, 1973, с. 74-75). Что яв­ля­ет­ся еди­ни­цей лек­си­ко­гра­фи­ро­ва­ния – сло­во или фра­зео­ло­гизм? По ка­ко­му прин­ци­пу сгруп­пи­ро­ва­ны фра­зео­ло­гиз­мы? Мож­но ли от­не­сти этот сло­варь к сло­ва­рям сис­тем­но­го ти­па? По ка­ким при­зна­кам?

280. Сло­ва­ри ка­ко­го ти­па пред­став­ля­ют при­ве­ден­ные ни­же фраг­мен­ты? Ка­кие па­ра­мет­ры на­шли от­ра­же­ние в этих фраг­мен­тах?

1. ко­лоб­ни́к мо­жев­ни́к ко­жо́вник
во­ро́бник по­ле́вник бор­жо́вник
про́бник по­хлев­ни́к мор­жо́вник
под­со́бник ме́вник кря­жо́вник
 осо́бник ог­не́вник бе­ре́зовник
  по­со́бник дне́вник ма́ковник
 при­спо­со́бник днев­ни́к шел­ко́вник
 верб­ни́к чер­нев­ни́к на­шел­ко́вник
 горб­ни́к на́ревник пол­ко́вник

2. го­ли́к, -а́, м. Ве­ник из го­лых пруть­ев.

Лек­си­че­ский мо­ти­ва­тор: го­лый ʼли­шен­ный рас­ти­тель­но­го по­кро­ваʼ

Струк­тур­ный мо­ти­ва­тор: ве­ник

Го­ли­ком пол ме­тут. Он го­лый, без ли­сть­ев. Го­лик – ве­ник без лис­те́й, пол им по­шор­кать.

го­ло́дный, -ая, -ое. Ис­пы­ты­ваю­щий го­лод.

Лек­си­че­ский мо­ти­ва­тор: го­лод ʼост­рое ощу­ще­ние по­треб­но­сти в пи­щеʼ.

Струк­тур­ный мо­ти­ва­тор: хо­лод­ный ʼис­пы­ты­ваю­щий ощу­ще­ние хо­ло­даʼ.

А де­ти-то при­шли хо­лод­ны-го­лод­ны.


281. Ни­же пред­став­лен фраг­мент «Экс­прес­сив­но­го сло­ва­ря диа­лект­ной лич­но­сти» (ав­тор – Е.А. Не­фе­до­ва, М., 2001). Оха­рак­те­ри­зуй­те сло­варь по па­ра­мет­рам, ко­то­рые на­хо­дят от­ра­же­ние в этом фраг­мен­те. Под знаком p подаются синонимы к заглавному слову, под знаком? – его дериваты, под знаком ї – фразеология.


ИКО́НОЧКА, -и, ж. Ико­на. Ласк. Ты от­кро́й за­сто­ро́ноцек да ме­ня́ по­по́й с ико́ноцьки (при ле­че­нии ма­ги­че­ски­ми сред­ст­ва­ми).

ИК­РУ́ШКА, -и, ж. Ик­ра. Пре­небр. Там в ба́ноцьке ик­ра́, ик­ру́шка.

ИС­ТРЯ­СТИ́, -у́, -ёт, сов., что. Лег­ко­мыс­лен­но, по ме­ло­чам из­рас­хо­до­вать, рас­тран­жи­рить. Об­разн., не­одобр. По­лу­ци́ла пе́нь­зию, дак по­ка́ не ис­т­ре­сёт…

p ИЗ­ЛЯ­ГА́ТЬ

? ТРЯ­СТИ́

КА­П­ЛИ́НОЧКА, -и, ж. Очень ма­лое ко­ли­че­ст­во че­го-ни­будь. Об­разн. Ма́сла рас­ти́тельного по­ло́жу ка­п­ли́­ночь­ку. Ка́пли ни­це­го́ не при­ве­зё­но, ка­п­ли́ночьки.

p МА­ЛЁ­ШЕЧ­КО

? КА́ПЛЯ

КА­РА­ВА́Й, -а́я, м. О чем-ни­будь ок­руг­лом, силь­но вы­пи­раю­щем впе­ред. Об­разн. Э́кой жы­во́т – ка­ра­ва́й но́сит.

p ВО́СТРОЕ БРЮ́ХО (см. БРЮ́­ХО), КА­РА­ВА́ШЕК, ПА­ЧИ́НА.

? КА­РА­ВА́ШЕК

КАР­ТЁЛ­КА, -и, ж. Об очень тол­стой жен­щи­не. Об­разн. (КАР­ТЁЛ­КА – боль­шая боч­ка), не­одобр., инд. Йе­во́нна жэ­на́ ле­жы́т ка­рёл­ка дли́нная, то́лстая. А йесь бо́цьки та­ки́йе. В сравн. КАК КАР­ТЁЛ­КА. Отол­сте́ли, об­ма­те­ре́ли, как кар­тёл­ки мя́ккийе.

p КИ­БИ́ТКА, КО­КО́РА, КО­КО́РИНА, КО­РО́БОЧКА, КО­РО­БУ́ХА

КА­ТА­НУ́ТЬ, -ну́, -нёт, сов., ко­го. От­пра­вить ку­да-н. во­пре­киже­ла­нию, за­ста­вить по­ехать. Об­разн. Йейо́ по пар­ти́йной ли́нии ка­та­ну́ли ту­да́ ро­бо́тать.

p НА­ВЕ­СЕ­ЛИ́ТЬ

? КА­ТИ́ТЬСЯ

ї КИ­ДА́ТЬСЯ В ГЛА­ЗА́. Быть на ви­ду, при­вле­кать вни­ма­ние. Об­разн., инд. Ты́ не ви­да́ла, в гла­за́ не ки­да́йецце?

КИ­ТА́Й, -а́я, м. В сравн. ЧТО В КИ­ТА́Е. Очень мно­го. О б­разн. А там што ф Ки­та́йе мух уж­жы́т.

p ВЗА­ВА­ЛЫ́


 

ДИА­ЛЕКТ­НОЕ ЧЛЕ­НЕ­НИЕ
РУС­СКО­ГО ЯЗЫ­КА

Се­вер­ное на­ре­чие

I. Сва́таjут нʼивʼе́сту. Со­сва́таjут нʼивʼе́сту, ч”ерʼез нʼидʼи́лʼу сва́дʼба. А конʼ сва́дʼбоj бы­ва́jот дʼивʼи́ц”нʼик, ту́т собʼира́jуц”е то́жо дʼе́вушскʼи да э́тʼи, пʼефц”и́ ра́нʼшэ собʼира́лʼисʼ, тут пʼи́сʼнʼи пʼи́лʼи да фсʼа́ко. И фсʼа́кʼи тут ч”ас­ту́шкʼи нʼеj прʼипʼева́лʼи и пла́кала ана́, пла́ч” бы­ла́ та­ка́jа дак. Нʼе зна́jу, шо́ тʼепʼе́рʼич”а на э́тоj пла́ч”и, какʼи́jе нʼеj пʼи́сʼнʼи прʼипʼева́лʼи. Прʼипʼева́лʼи такʼи́э пʼи́сʼнʼи, што ху́до у свʼекро́ушкʼи жзы́тʼ бу́дʼот. Хо­ро́ша свʼекро́вушка, дык и хо­ро­шо́, а то́ и пло́хо жывʼе́ц”е. Вот та́к э́то фсʼо нʼе́j прʼипʼева́лʼи, а она́ пла́кала. А по­то́м э́тот вʼе́ч"ер конʼч"а́лсʼа и на­за́фтрʼе бы­ла́ сва́дʼба.

«У свʼекро́ушкʼи жзытʼ ху́до,

Свʼекро́фка бу́дʼо бʼи́тʼ,

А по под­ру́гам му́ш ходʼи́тʼ», вот та́к.

А как хо­ро́шы лʼу́ди, дак э́того и нʼе случ”а́лосʼ, а плохʼи́jе, дак и пло́хо мо­ло́ткʼе пʼе́рвы го́ды жзы́тʼ. А на­за́фтрʼе э́того вʼе́ч”ера бу́дʼо сва́дʼба. Сва́дʼба бу́дʼот – за нʼивʼе́стоj прʼиjе́дут там к нʼивʼе́сʼтʼи жанʼи́х со с по́jездом. Как лʼе́том, дак ф та­ран­та́сах наjе́дут, а как зʼимо́j, дак опʼе́тʼ ф по­шавнʼа́х. Дʼерʼевʼа́н̄ы по́шавнʼи там узо́рц”аты бы́лʼи. Сва́дʼба та́к бы­ва́jе: мно́го на­ро́ду бу́дʼо, ра́нʼшэ на сва́jбʼе мно́го. А дʼе́ушкʼи нарʼе́дʼац̄”а ф съра­фа́нах ф красʼи́вых, в ру­ба́хах, плат­ка́х и вот э́то то́жэ ф сва́jбу поjу́т, нʼеj то́жо прʼипʼева́jут тут. А по­то́м и за сто́л возʼму́т, за­кро́jут нʼиjе́ ша́лʼjу, жанʼи́х за­кро́jот ша́лʼjу и поjе́дут ко вʼинʼцʼу́. Овʼинʼ­цʼе́jу­ц”е, пʼе́рва до вʼинʼцʼа́ jе́дут в ра́зных санʼа́х, нʼивʼе́ста ф тʼе́х санʼа́х, а жанʼи́х в другʼи́х, а от вʼинʼцʼа́ jе́дут уш вмʼи́сʼтʼе уш, вмʼисʼтʼа́х. О́т прʼиjеж̄а́jут э́т̄а опʼе́тʼ г жанʼиху́, ту́т опʼетʼ сто́л, ту́т опʼетʼ плʼа́ска да пʼи́сʼнʼи у дʼе́вок. А ту́т мо­ло­ды́х про­здравлʼе́jут да, да вот и попоjу́т, и поплʼа́шут. Вʼе́ц”ер э́тот, прʼиjи́зʼдʼины на­зы­ва́лʼисʼ, отвʼеду́т, а на­за́фтрʼе сва́дʼбы jи́зʼдʼа к нʼивʼе́сʼтʼи, нахлʼи́бʼины на­зы­ва́лʼисʼ, там то́жэ дʼе́нʼ гулʼа́jут, ц”е́лоj дʼе́нʼ гулʼа́jут там. Дʼе́фкʼи там ф кру­га́х да, ну фсʼа́кʼи свои́ и́гры бы́лʼи дак иг­ра́jут. Вод дʼе́нʼ проjдʼо́т, мо­ло­ды́jе ноч”у́jут ту́т у тʼо́шы мо­ло­до́j, а на трʼе́тʼеj дʼе́нʼ уш jе́дут до­мо́j. Мо­ло­ду́jу вʼезʼо́ до­мо́jу жзы́тʼ. Хо­ро­шо́, как ф хо­ро́шы лʼу́дʼи, дак и хо­ро­шо́ прʼи́мут свʼо́кор да свʼекро́ва. А у ко­уго́ ко­уго́ и нʼе́т, у ко­уго́ свʼекро́фкʼи нʼет, у ко­уго́ и свʼо́кра нʼе́ту, фсʼа́ко бы­ва́ло. Ра́нʼшэ на­ро́ду мно́го бы́ло, ста́ры лʼу́дʼи до́лго жзы́лʼи, свʼо́кор и свʼекро́фка бы́лʼи. Ну, та́м уш ош̄о́ какʼи́э род­ны́э, сʼо́стры нʼому́ бы́лʼи, бра́тʼjа лʼи. У ко­уго́ хо­ро­шо́ по­жывʼе́ц̄ʼе, дак и до́лго вмʼисʼтʼа́х жы­ву́т, а как ху́до, дък и ръзʼдʼи́лʼац̄ʼе бра́тʼjа лʼи од̄ʼи́лʼат в дру­го́jо мʼе́сто. А ра́нʼшэ до́мы са́мʼи ста́вʼилʼи, дак со­стро́jат дру­го́j до́м, мо­ло­ды́х и отвʼеду́т, што ва́м вот ко́мната, до́м своj, и вы́ как хотʼитʼе́ тут жывʼи́тʼе. А у другʼи́х дак и до́лго жы­ву́т и нʼе розʼдʼи́лʼиваjуц̄ʼе, та́к и про­жы­ву́т, свʼо́кра да свʼекро́фку по­то́м схо­ро́нʼат jи од­ны́ остаjу́ц̄ʼе жзы́тʼ. Дак вот ф сва́дʼбу-ту бо́лʼно крʼе́пко гулʼа́лʼи, по­пла́цʼот, по­пла́цʼот, по­то́м нʼиjе́ срʼе́дʼат. Ф какʼи́jе пла́тʼjе одʼе́нут, и вот э́то нʼе́j по­лотʼе́нʼцʼе на­ло́жат на́ ру­ку и жэнʼиху́ за сто́л подаjу́т, а жанʼи́х вы­ку­па́jот. Хто́ ка­ко́j бо­га́тоj, дак такʼи́ и вы́купы бы́лʼи. А хто́ бʼе́дны, дак и ма́лʼенʼкʼи вы́купы бы́лʼи.

Ар­хан­гель­ская обл., Ви­но­гра­дов­ский р-н, с. Топ­са.

Аудиоза­пись Е.С. Куд­ря­шо­вой, 1988 г., фо­но­ар­хив МГУ.

II. По­до­шло́ тʼепло́, ста́ла вʼесна́, за­убы­ва́ла во­да́, во́т ы прʼимʼечʼа́jут, што на́до с”е́jатʼ. Поjе́халʼи па­ха́тʼ, спа­ха́лʼи по́лосу, на́до жы́то с”е́jатʼ. Рос̄”е́jалʼи, на́до бо­ронʼи́тʼ. Бо­ронʼи́тʼ ста́лʼи дʼерʼевʼа́ноj бо­ро­но́j. Два ра́за фс”лʼе́т, зна́цʼит, два ра́за по од­но­му́ мʼе́сту проjеж̄а́лʼи, э́то на­зы­ва́лос” – до́лʼилʼи. А по­то́м ста́лʼи пʼерʼе́чʼитʼ – попʼерʼо́к по­ло­сы́ опʼа́дʼ два ра́за фс”лʼе́т. Во́д за­бо­ронʼи́лʼи, жы́то рос”тʼо́т. Сначʼа́ло вы́шло ма́лʼенʼко, по­то́м бо́лʼшэ, бо́лʼшэ. Вы́росло, ну́, по­улмʼе́тра прʼимʼе́рно, на́ ко­лос по­шло́. Ко́лос сначʼа́ла бы́л тʼо́мно-корʼи́чʼнʼевоj, ну́, каг бы кра́сна ко­ра́ бы­ла́, по­то́м забʼилʼе́ло, забʼилʼе́ло, забʼилʼе́ло. Во́т пошлʼи́ жа́тʼ. Ста́лʼи жа́тʼ, на­бра́лʼи ар­жа­но́j со­ло́мы, на́вʼилʼи вʼа́зок. Ну́, во́т ы жну́т. Сно­пы́, во́с”емʼ сно­по́ф, э́то зна́чʼит гру́да. Ста́вʼилʼи с”е́мʼ сно­по́ф, вос”мы́м кры́лʼи. Роз­ло­ма́jут со­ло́му кру­го́м, завʼа́заны вʼа́скʼи, и по­кро́jут – э́то гру́да. Ну во́т, жа́лʼи-жа́лʼи, вы́жалʼи фс”о́. На́до кла́с” на гум­но́. На гум­но́ на­ста́вʼилʼи ост­ро́вʼи, так ост­ро́фʼ от ост­ро́вʼи прʼимʼе́рно по­лар­шы́на, ну́, полмʼе́тра. Вод жы́то ста́лʼи воз”и́тʼ на тʼелʼе́гʼе, на ло́шадʼи. Му­жы́г ж̄э­но́j. Ну во́т, во́з”ат, му́ш кладʼо́т, а жэ­на́ подаjо́т сно­пы́. Сначʼа́ла на́ вос, прʼивʼезу́т, ста́лʼи кла́с”. Та́м по­ткла́ткʼи бы́лʼи, чʼу́ркʼи под­ло́жэны да жэ́рдʼи под нʼи́с, што­бы со­ло́ма нʼе задʼева́ла з”емлʼи́, то бу́дʼет по́ртʼицʼе. Кла́лʼи-кла́лʼи, кла­ду́хʼи на­кла́лʼи, по­то́м ро́ш скла́лʼи ф ко­уро­са́ та́г жо, завʼершы́лʼи, за­кры́лʼи. Ну во́т, врʼе́мʼо по­тхо́дʼит, на́до мо­лотʼи́тʼ.

Ар­хан­гель­ская обл., Верх­не-То­ем­ский р-н, д. Ти­мо­ши­но.

Аудиоза­пись Е.А. Не­фе­до­вой, 1970 г., фо­но­ар­хив МГУ.

III. Ну́, jа́ сʼево́дʼнʼе вʼи́дʼела со́н, та­ко́j стра́шныj, даг да́жэ прʼишло́сʼа крыцʼа́тʼ. Бу́т̄о бы в мо́j до́м за­бра­ло́сʼа два́ роз­бо́jнʼика и хотʼа́т мʼинʼа́ поjи́сʼ. Jа́ ис­пу­га́ласʼ и нацʼала́ крʼицʼа́тʼ. По­то́м ос­та­новʼи́ласʼ, слу́шаjу, што́ бу́дуд дʼе́латʼ. По­слу́шала, по­слу́шала, нʼе́т, фсʼо́ пробʼира́эцʼе кру­го́м моjего́ до́му. Ужэ́ забʼира́jуцʼа ф по­тпо́лʼjо. Jа́ ис по­тпо́лʼjа жду́, ско́ро лʼи мои́ до́скʼи забрʼецʼа́т ф по­тпо́лʼjе. Сʼе́ла на кро­ва́тʼ, сʼижу́ и жду́. Ну́, до́скʼи нʼе забрʼецʼе́лʼи. По­смотрʼу́ в око́шко, онʼе́ ужэ кру­го́м до́му хо́дʼат. И та­ка́jа ш̄э́лка нʼеболʼша́jа. Онʼе́ глʼадʼа́т в око́шко и в э́ту ш̄э́лʼ хо́чʼут запоўсʼтʼи́. Одʼи́н роз­бо́jниг болʼшо́j, дру­го́j ма́лʼенʼкоj. Jа та́к на­пу­га́ласʼе и зду́мала и́х ко­ло́тʼ иго́лкʼима и нʼека́к нʼе мо­гу́ дос­та́тʼ-ту. Ста́ла ру́ку-то протʼага́тʼ, одʼи́н ста́л мʼенʼа́ та­ш̄ы́тʼ ту­ды́. Вот jа́ сосʼе́ду и закрʼицʼа́ла. Ну́, крʼицʼа́тʼ нʼе мо­гу́, го́лос мо́j пʼерʼехватʼи́ло, то́лʼко тʼихо́нʼко крʼицʼу́:

– Олʼоксʼе́j, Олʼоксʼе́j!

Нʼека́к нʼе слы́шу. Взʼала́ да и скрʼицʼа́ла во фсʼу́ мо­го­ту́, што: Нʼу́рка, то­гда́ и про­сну́ласʼе.

Ар­хан­гель­ская обл., Шен­кур­ский р-н, д. Вер­хо­па­день­га.

Аудиоза­пись О.Г. Ге­цо­вой, 1957 г., фо­но­ар­хив МГУ.

IV. Пошлʼи́ одʼи́н раз дʼе́фʼкʼи вʼицʼерова́тʼ. Во́т онʼе́ то́лʼко со­бралʼи́сʼа на вʼицʼерʼи́нку, ма́lо, идʼо́т ба́ба-jага́, страш­на́jа та­ка́jа, ж жэлʼе́зным вʼерʼетно́м, прʼе́сʼнʼицʼа болʼшу́ш̄аjа, са­ма́ болʼшу́ш̄аjа, но́с длʼи́н̄ыj крʼуцʼко́м. Прʼихо́дʼит, сʼе́lа на пʼецʼно́j сто́ўп, сʼидʼи́т и прʼедʼо́т, то́лʼко вʼерʼетʼо́шко фурчʼи́т. Во́т дʼе́фкʼи фсʼе́ ис­пу­га́лʼисʼ, ну што́ тʼипʼе́рʼ дʼе́lатʼ? А э́та ба́ба-jага́ сʼидʼи́т да прʼидʼо́т, сlу́шат и́хны сlова́. Сʼидʼе́lа, сʼидʼе́lа, нʼе зна́ат бо́лʼшэ, што́ дʼе́lатʼ, а до́ўго врʼе́мʼо идʼо́т. Од­на́ дʼе́фка и гъворʼи́т:







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: