Заключение договоров с подрядчиками в целях выполнения государственного задания

 

Анализ данных документов, показывает, что запрет на частичную передачу государственного задания субподрядчикам отсутствует. Таким образом, для всех 4 выделенных типов сетевых объединений применим механизм договорных отношений с любыми другими организациями, предусмотренными Гражданским Кодексом РФ, в том числе и, например, частичная передача государственного задания на образовательные услуги по дистанционному обучению.

Однако существует ряд ограничений для сделок государственных и муниципальных учреждений. Так, ФЗ «Об АУ» устанавливает ограничения на крупные сделки (ст. 14 указанного ФЗ): «крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки».

В ст. 15 ФЗ «Об АУ» определен порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения:

1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

2. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

 

Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и, соответственно, не являются государственными или муниципальными заказчиками, они вправе не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ, однако начиная с 1 января 2012 г. вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которому автономные учреждения при закупке товаров, работ, услуг обязаны будут руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

Бюджетные и казенные учреждения попадают под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, договорные отношения серьезно ограничены в силу того, что исполнитель работ и услуг выбирается согласно конкурсным процедурам 94-ФЗ или 223-ФЗ, т.к. выбор поставщика по конкурсу означает нарушение нескольких принципов существования сетевых объединений: географическую (территориальную) близость, устойчивость состава входящих в сетевое объединение организаций, наличие функциональных связей между организациями. Попытки включить в конкурную документацию признаки организаций, которые входят в состав образовательного сетевого объединения, будет расцениваться ФАС в условиях действующего законодательства как нарушение 94-ФЗ и 223-ФЗ. Возможное решение проблемы: принятие поправок в 94-ФЗ и 223-ФЗ, исключающее организации, входящие в образовательные сетевое объединение, из действия данных ФЗ.

Выделение в составе образовательных услуг нескольких

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, «государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)». При этом, «государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» (ст. 6 БК РФ). При этом, в нормативно-правовой базе отсутствует описание, что из себя представляет государственная услуга или государственная работа. Тем более, нет указание, что то, что образовательная услуга – это полный комплекс действий по выполнению государственного стандарта.

Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Минфина РФ (стр. 20) таким образом трактует это понятие работ и услуг: «Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории)». Дается лишь следующее уточнение, что «при определении наименований услуг (работ) для включения в перечень необходимо четко сформулировать суть услуги (работы). Не рекомендуется делать слишком общие формулировки (например, Услуга – «Экологическое просвещение») или слишком детальные (например, Услуга – «проведение первичного осмотра в рамках оказания специализированной медицинской помощи по отделению терапия в дневных стационарах»). Уровень детализации должен быть оптимальным, во-первых, для того, чтобы отделить ее других аналогичных услуг, во-вторых, для обеспечения возможности расчета нормативных затрат на ее оказание» (стр. 22 указанных Комплексных рекомендаций)». Однако, указание на то, что услуга должна быть не слишком детализирована – относится к разряду рекомендаций.

Такая, достаточно широкая, трактовка государственных услуг и работ позволяет принимать решения на региональном уровне о разной детализации государственных услуг и подходов к их описанию и выделению.

Например, Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2011 г. N 314-р «Об утверждении отраслевого перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Санкт-Петербурга в сфере образования» (в ред. Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2011 N 877-р) выделено 210 государственных услуг только в сфере дошкольного образования. При этом, услуги выделяются по специфике их оказания: возраст детей, количество детей в группе, количество часов пребывания детей, специфика реализуемой программы и т.д. Тем не менее, есть исключения: «Обучение плаванию в группе общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной направленности с бассейном для детей; Дети в возрасте от 1 до 7 лет года в возрасте от 1 года до 7 лет (5 (или 6) дней в неделю)» (п. 1-210 отраслевого перечня). То есть, выделена определенная составляющая в сложном комплексе образовательной услуги на основе выделения определенной компетенции.

С другой стороны, возможно описание услуг в обобщенном виде. Так, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Архангельской области, подведомственными министерству образования, науки и культуры Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11 августа 2011 г. № 529, содержит всего 37 государственных услуг и работ для всей сферы образования. При этом, выделена услуга «реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования» (п. 1.13 указанного перечня), т.е. такие достаточно разнородные процессы обучения детей на разных ступенях образования объединены в одну услугу.

Таким образом, трактовка государственной слуги позволяет разделить те функции, которые оказывают различные образовательные учреждения в рамках одного образовательного сетевого объединения. Следовательно, можно разрабатывать государственное задание с достаточной степенью подробности, чтобы учесть вклад каждого образовательного учреждения в образовательный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: