Формирование элементарных математических представлений в младшей группе детского сада (3-4 года)

В методических разработках представлены следующие дидактические игры и упражнения для формирования и закрепления умений группы

«Ориентировка в пространстве»:

Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела: «Сделай, как я», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?».  

Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди – сзади, слева – справа: «Достань игрушку», «Поможем маме накрыть на стол», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку», «Где что находится?», «Где звенит колокольчик?», «Что изменилось?», «Расставим игрушки», «Кто дальше бросит мяч».

• Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения: в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»

«Величина»:

     Формируя у детей представления о массе предметов, воспитатель учит их:   

• выделять массу среди других признаков предметов, пользуясь приемами обследования;   

• сравнивать ярко контрастные и одинаковые по массе предметы;   

• отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами тяжелый – легкий, тяжелее – легче (одинаковые, равные по тяжести).   

Для первоначального знакомства детей с массой берут предметы, одинаковые по всем признакам, кроме изучаемого свойства. Сначала детям предлагают сравнивать два предмета, используя уже знакомые приемы обследования. Воспитатель делает вывод: «Один кубик тяжелее, его тяжело держать и поднимать, а другой – легче, его легко держать. Кубики разные по тяжести – один легче, другой тяжелее».

После введения сравнительных понятий необходимо познакомить детей с абсолютными понятиями: «Этот кубик легче, про него можно сказать «легкий», а как сказать про этот кубик, если он тяжелее?» (Тяжелый.).

В процессе дальнейшей работы следует развивать умение детей различать разные по тяжести предметы, подвести их к пониманию того, что предметы могут быть и одинаковые по массе.

«Форма»:

На основе чувственного познания обогащают представления детей о геометрических фигурах. Детям предлагают обследовать прямую и кривую линии (движение по линиям-дорожкам, проведение по ним пальчиком, моделирование веревочек для шариков, дорожек и т.д.).

Когда дети хорошо овладели знаниями об основных геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике), то им дают первичные представления о прямоугольнике. Знакомя с прямоугольником, воспитатель предлагает обвести его стороны, сопровождая действия словами: «Длинная, короткая, длинная, короткая».

 

«Формирование элементарных математических представлений в средней группе детского сада» (4-5 лет)

«Величина»:

Увеличение числового предела позволяет предлагать детям для сравнения и установления сериационного ряда большее количество предметов, сохраняя контрастность между ними (размер демонстрационного материала приблизительно 3 см, раздаточного материала приблизительно 2 см).   

Продолжая начатую в младшей группе работу по развитию у детей представлений о массе предметов, в средней группе воспитатель решает следующие задачи:   

• развивает точность восприятия, учит определять массу предметов, «взвешивая» их на ладонях (в руках);

• обучает умению определять равенство и неравенство предметов по их массе (по образцу);

• учит располагать 3–4 предмета в возрастающем и убывающем порядке и понимать относительность массы при сравнении предметов (один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого);

• обучает сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов.

Обучая детей располагать предметы по тяжести в возрастающем и убывающем порядке, сначала берут 3 предмета, например, 3 куба: 2 красных массой 300 г и 150 г и 1 синий массой 150 г. После попарного сравнения кубов по тяжести организуют игровое упражнение «Найди пару».

В дальнейшем для сравнения детям предлагают 3 разных по весу предмета, например, кубы массой 100, 200 и 300 г. Дети поочередно сравнивают кубы по тяжести, «взвешивая» их на ладонях, расставляют в возрастающем или убывающем порядке, после чего рассказывают о тяжести каждого предмета относительно другого, используя слова самый тяжелый, легче, самый легкий.

Для проверки правильности результатов сравнения можно использовать чашечные весы. Необходимо систематически обращать внимание на речь детей, использование ими специальных понятий для характеристики тяжести предметов и описания своих действий.

«Форма»:

В средней группе продолжается работа по накоплению у детей сенсорного опыта в ходе ознакомления с геометрическими фигурами (обведение контура фигур осязательно-двигательным путем; перевод одной из граней пространственной фигуры на плоскость; построение плоских фигур с помощью палочек, веревочек). Детям предлагают простые задания на объединение и дополнение фигур по образцу, составление предметов из нескольких частей (например, из кругов и полукругов составить кошку, мышку, медвежонка и т. д.). Подобные упражнения учат детей подбирать и соотносить части по форме, размеру и пространственному расположению.

Уделяется внимание совершенствованию представлений детей о линиях, с середины года их начинают знакомить с ломаной линией (на сенсорном уровне). Дошкольникам можно предложить задания на моделирование линий с помощью подручного материала или пластилина.

В конце года можно попробовать вместе с детьми конструировать фигуры, например, куб по готовому макету, что тоже способствует накоплению зрительных представлений о геометрических фигурах.

Предлагают задания на конструирование несложных построек из пространственных фигур как по образцу, так и по их плоскостному изображению, предварительно научив детей анализировать постройки и подбирать соответствующие объемные фигуры знакомыми способами (обследование, «подкладывание» плоской фигуры к объемной и т. д.).

«Ориентировка в пространстве»:

В средней группе осуществляется подготовка детей к освоению наглядного моделирования. Основное внимание уделяется работе с графическим планом, который дети используют при ознакомлении с пространственными отношениями и графическими моделями при решении конструктивных задач.

Детей учат пользоваться планами разных по площади помещений и участков:

• части групповой комнаты;

• групповой комнаты;

• участка для прогулок;

• участка детского сада;

• всего помещения детского сада.

В процессе обучения дети осваивают условные обозначения, при помощи которых на плане изображаются разные предметы; начинают понимать, что расположение предметов на плане совпадает с их расположением в пространстве.

В дальнейшем детей обучают ориентироваться в пространстве, меняя исходную точку отсчета, то есть пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с местонахождением самого ребенка.

 

«Формирование элементарных математических представлений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: