Оценка персонала: понятие, виды, методы

      В своей профессиональной деятельности субъекту управления персоналом регулярно при­ходится сталкиваться с необходимостью получе­ния оценки объектов управления, кадровых про­цессов и социальных явлений для обоснования и уточнения своих действий на основе процесса познания их состояния и тенденций изменения. Такая «оценка — это результат соизмерения, ре­зультат сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона, то есть известного, познанного или представляемого человеком».

Качественные методы характеризуют сотрудников без применения строгих количественных данных. К качественной оценке относятся:

  • Матричный метод — сравнение качеств конкретного человека с идеальной моделью сотрудника для той или иной должности.
  • Метод системы произвольных характеристик — кадровая служба или руководитель выделяют самые крупные достижения и самые серьезные нарушения в работе и делают выводы на основе их сопоставления.
  • Оценка выполнения задач — самый простой метод, когда оценивается работа сотрудника в целом.
  • Метод «360 градусов» — оценка работника коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами и им самим.
  • Групповая дискуссия — разговор работника с руководителем или экспертами в этой сфере деятельности о результатах его работы и перспективах.

Количественные методы - все результаты проведения выражены в цифрах:

  • Метод балльной оценки. За каждое профессиональное достижение персонал получает определенное, заранее оговоренное количество баллов, которые суммируются по итогам конкретного периода — месяца, квартала или года.
  • Ранговый метод. Группа руководителей составляет нечто вроде рейтинга сотрудников, потом все рейтинги сверяются между собой, и тех сотрудников, которые оказались на самых низких позициях, увольняют или переводят на менее ответственную должность.
  • Метод свободной балльной оценки. В этом случае каждое качество сотрудника оценивается экспертами на определенное количество баллов, а результаты суммируются. На основе полученных фактов составляется рейтинг.

 

Комбинированные методы - наиболее эффективные, поскольку в них используются и описательные, и количественные аспекты:

  • Метод суммы оценок. Каждая характеристика работника оценивается по определенной шкале, а затем выводится некий средний показатель, сравниваемый с идеальным для конкретной должности.
  • Система группировки. Всех сотрудников делят на несколько групп — от тех, кто работает неудовлетворительно, до тех, чья работа практически безупречна.

 

Виды оценки:

  1. Аттестация. В ходе нее оценивается квалификация, результаты труда, уровень практических навыков и теоретических знаний, деловые и личностные качества сотрудника. Критерий оценки — профессиональный стандарт должностей и специальностей.
  2. Ассессмент-центр (центр оценки). Современный метод оценки персонала, позволяющий получить достоверную информацию о личностных, деловых качествах сотрудника.
  3. Тестирование. При оценке кандидатов используют как профессиональные, так и психологические тесты.
  4. Интервьюирование. Метод, основанный на вопросах и ответах.
  5. Метод экспертных оценок персонала. Он заключается в привлечении к оценке персонала экспертов, которые анализируют характеристики сотрудников и на основе собственного опыта и знаний делают заключения.
  6. Деловые игры. Оценка персонала с помощью имитации деловой активности.

 

Технологии оценки работников в организации.

Группа Примеры Особенности

Качественные, позволяющие охарактеризовать работника по наличию тех или иных качеств, без задействования цифр

Матричный метод Сопоставление с эталонной моделью работника для данного места;
Система произвольных параметров Выделение и сопоставление наиболее значимых свершений и провалов в работе;
«360 градусов» Оценивание другими коллегами, руководством, клиентами;
Аттестация Оценка квалификации, результатов работы, черт характера на предмет соответствия заранее установленным стандартам;

Количественные методы – итоги выражаются в цифрах, а значит демонстрируют наиболее объективную картину

Бальное оценивание Каждому достижению присуждается заранее определенный балл, количество которых суммируется в конце отчетного периода;
Ранжирование Составление рейтинга работников, на основе которого принимаются решения о переводе или увольнении сотрудников, оказавшихся на последних позициях;

Комбинированные, использующие качественные и количественные приёмы

Суммарное оценивание Каждый из параметров оценивается по шкале с выводом среднего коэффициента, который сравнивается с эталоном для данной должности;
Группировка Коллектив делится на группы по уровню работы (от самого низкого до почти идеального).
Психологические методы - Беседы; Кейсы; Интервью; Тестирование; Деловые игры.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: