Требования к оформлению кабинета специального психолога

Задачи работы кабинета специального психолога и структура его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.

Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; компьютер.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы; набор игрушек, настольных игр с учетом возраста детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей.

Документация: график работы кабинета, обеспечивающий проведение занятий, консультаций в удобное для детей, учителей и родителей время (после уроков, во время больших перемен); перспективный план работы; карты психологического изучения детей; журналы первичного приема, посещаемости, учета групповых занятий с детьми; бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель: рабочий стол психолога - 1; шкаф для пособий - 1; шкаф для техники - 1; рабочие места детей - 6; журнальный стол - 1; кресла - 6; стулья.

Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные сменные перегородки помещения; цветы; клетка для птиц; аквариум.

Требования к материально-техническому оснащению психологического кабинета:

Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованных помещениях, которые должны отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета.

Требования к помещению и интерьеру:

Для кабинета специального психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс не менее 25-30 кв.м, с тем чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью, а шум от работы звуковоспроизводящей аппаратуры снизит выносной пульт управления. Максимальная громкость звучания записей - 30 дБ. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Освещение и цвет. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещенности до 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует релаксации и снятию напряжения. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных цветов, тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, линолеум в зеленых тонах).

Организация пространства. Для занятий коррелирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения и так называемой «детской территории» в психологическом кабинете.

Учитывая специфику задач кабинета специального психолога, он должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КШП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности на сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.

Зона игр и занятий:

Шкафы или стенка для хранения игрушек, детские столы и стулья, полки для игрушек, пособий, книг, диванчик, набор детской игровой мебели, настенная доска, зеркало, стол-барьер для детей, ковры или ковровые покрытия.

Зона подвижной деятельности детей:

Горка со скатом, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка.

Уголок живой природы.

Рабочая зона специалиста: стол специалиста, стул, мягкая мебель с журнальным столом.

Релаксационный сектор: фотообои с пейзажем, мягкие ковровые покрытия, комнатные растения, пейзажная музыка, эфирные масла и т.д.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах неблагоприятных экологических воздействии, а также испытавших травматический стресс.

Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета специального психолога, основным контингентом которого являются лица различного возраста, дошкольники, их родители, воспитатели и учителя.

Диагностический сектор должен содержать:

-мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми; комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп; детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей; зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектор разделены стеной); компьютерный набор методик для диагностики (при наличии компьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки); ксерокс.

Коррекционный сектор:

Мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы; видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей; рабочий стол; пакет нормативных документов, регламентирующих работу психолога; материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста; детские столы и стулья с матовой поверхностью, чтобы она не блестела и не отвлекала внимание детей, «игровая комната» (игрушки из реальной жизни, отреагирования агрессии, для творческого самовыражения и освобождения эмоций).

 

       Составление описания кабинета психолога

 

При взаимодействии с психологом образовательной организации для детей с ОВЗ при посещении МБОУ «Начальная школа-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»  был изучен кабинет специального психолога с целью анализа его устройства.

Полученные данные были сопоставлены с Требованиями к оформлению кабинета специального психолога, указанными выше.

Рабочая зона специалиста;

Зона игр и занятий

- документация по работе с детьми, пакет нормативных документов, регламентирующих работу психолога; материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста (методическая литература, личная документация детей, с которыми работает специальный психолог)

 - видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;

- рабочий стол;

- учебные столы для работы с детьми

- материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего 

Зона первичного приема и беседы с клиентом

(Диагностический сектор)

- мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми; комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп; 

- материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста

 - шкафу размещены психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения

-удобная мягкая мебель;

-пастельные, успокаивающие

тона,

- живые цветы;

 -журнальный столик 

 - боковые бра

 

Зона игровой терапии

-рабочие место, для индивидуальной/коллективной творческой работы

-игровые пособия и игровое оборудование

 

Таким образом, сравнивая оснащения кабинета специального психологаМБОУ «Начальная школа-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» с требованиями к оснащению кабинета специального психолога, можно сделать вывод, что кабинет отвечает лишь некоторым требованиям оснащения.

Отсутствуют:

Зона ожидания приема (представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КШП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей)

Зона консультативной работы - оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

 В зоне игровой терапии: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; цветовой дизайн для создания «детского пространства».

24 марта: Самостоятельная работа: анализ и внесение результатов работы в рамках подготовительного этапа в дневник и отчёт по практике

 

25 марта: В целях подготовки к занятию психолога, было проведено знакомство со специалистами, работающими в организации в должности «Специальный психолог». Было отмечено, что во все кабинеты оснащены примерно одинаковыми методическими материалами для проведения занятий (комплект Симаго, игровые пособия, доски Сегена, дидактические игры и др.)

Прошла беседа с психологом, по теме предстоящего занятия:невербальное общение. Конфликт, причины возникновения и способы его разрешения.

 

26 марта: Были изучены психологические особенности проведения психологических занятий с детьми с ООП(гиперактивность), а так же  психологические методики проведения психологических занятий с детьми с ООП(гиперактивность)

 

Детям с СДВГ свойственен недостаток произвольного внимания, что проявляется в невозможности длительного сосредотачиваться на определенном объекте при одновременном отвлечении от других, как следствие проявление - невнимательность, повышенная отвлеченность от тех занятий, которые детям не интересны. Если ребенок занимается чем-то интересным (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), то они могут увлеченно заниматься часами. Также, у детей с СДВГ наблюдается дефицит избирательности внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, которыеявляются более яркими и интересными. Достаточно частоснижается и переключаемость внимания. При этом поданным Е. Taylor, объем внимания у детей с СДВГ не снижается, он такой же, как и у здоровых сверстников. Таким образом, симптомы проявления нарушения внимания у детей с СДВГ заключаются в слабой концентрации внимания, рассредоточенности, ригидности внимания, персеверации внимания, когда ребенок не может оторваться от определенного предмета, способа решения.

Целью коррекционной работы психологас детьми и подростками с СДВГ является оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал, чувствует себя комфортно и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать необходимые жизненные задачи. Выбор методов психокоррекции зависит от потребностей ребенка, целей, которые ставят взрослые перед психологом.

В коррекционной работе могут применяться несколько видов психотерапий.

Наиболее эффективной и непринуждённой формой работы с детьми и подростками с СДВГ является игровая терапия. Достоинством игровой терапии является то, что у детей имеется особенность к непосредственному характеру восприятия переживаний в процессе игры, не проходя «цензуру» сознания, что особенно важно и эффективно в игротерапии при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, в проработке своих чувств и действий, развитию рефлексии (Кэдьюсон X., Шеффер Ч.).

Не менее значима в работе с детьми - песочная терапия, когда ребенок выстраивает собственную картину мира в миниатюре из песка, что также открывает доступ к своему бессознательному. Игра с песком позволяет ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, через образную форму восприятия мира, что помогает снизить психическое напряжение (Эй-демиллер Э. Г.).

Одним из эффективных подходов оказания психологической помощи гиперактивным детям является арт-терапия, которая повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, уменьшает утомление.В арт-терапии возможно снизить или избавиться от негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением, при этом опираться на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции. Это помогает развить у ребенка чувство внутреннего контроля, помогает выстроить отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме.

Лечебное слушание музыки или музыкотерапия наиболее часто используется в коррекционной работе с эмоциональными состояниями, повышенной двигательной активностью, речевыми расстройствами, разнообразными страхами, которые чрезмерно присутствуют у детей и подростков с СДВГ. По мнению, Лютовой-Робертс Е. К. выбирая музыкальное произведение в работе с гиперактивными детьми, необходимо отдавать предпочтение более ритмичному характеру музыки, так танцевальная музыка больше подходит для девочек, маршеобразная музыка ближе к мальчикам.

Чтобы ребенок с СДВГ смог научиться понимать свое тело, управлять им, умел бы адекватно реагировать на эмоциональные переживания в невербальной форме, восстанавливать свое нормальное состояние организма, необходимо применение психогимнастики. Психогимнастика - это метод, который помогает детям проявить себя невербально, научиться лучше понимать себя и других людей без помощи слов.

Метод нарративной психотерапии достаточно молодой, но не менее эффективный в работе с детьми с СВДГ. Сочиненные истории детей помогают психотерапевту более глубоко понять эмоциональное состояние, переживание ребенка, его внутренний конфликт, защитные механизмы, которые он готов применять. В процессе совместной работы с психотерапевтом ребенок научается осознавать свои затруднения в эмоциональном плане, искать пути решения и выхода из своих проблем.

Одним из значимых методов коррекции гиперактивного поведения в психотерапии является поведенческая психотерапия, способствующая изменению и коррекции нежелательных поведенческих программ поведения такого ребенка и выработке полезных навыков поведения, которые будут способствовать дальнейшей адаптации. Это, в свою очередь, требует от специалиста высокого профессионализма и большого опыта работы с детьми с СДВГ. Работа проводиться на протяжении длительного времени.

Описанные выше методы коррекции будут эффективны тогда, когда будет осуществляться тесное сотрудничество специалистов, родителей и педагогов. Поэтому не менее важной является семейная и родительская терапия, направленная на коррекцию поведенческих паттернов родителей и педагогов, замена неадаптивных форм поведения по отношению к своим детям на адаптивные формы. В реализации данной цели имеет хорошие результаты проведение тренинга родительской компетентности Э.Мэш, Д.Вольф. Тренинг направлен на преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка, адаптации к эмоциональным трудностям, вызванные воспитанием ребенка с СДВГ. Для родителей, имеющих ребенка с СДВГ, важно понимать и знать биологическую природу заболевания, особенности проявлений СДВГ, принципы воспитания, техники, позволяющие изменить поведение ребенка. Так как родители часто не понимают, что поведение их ребенка не связано зачастую с плохим воспитанием, а является следствием заболевания. Поэтому главной задачей в семейной психотерапии является снижение чувства вины за «плохое» воспитание ребенка и принятие его нарушения в собственной картине мира, возможность нахождения собственных ресурсов для дальнейшего спокойного и последовательного воспитания ребенка с СДВГ.

Методики:

Методика «ДА и НЕТ» предназначена для диагностики уровня произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени проявления дефицита внимания. В методике задаются вопросы, на, которые ребенок не должен произносить запретные слова «ДА» или «НЕТ». Результаты диагностики проводятся путем подсчета баллов, начисляющих за количество допущенных ошибок ребенком.

Целью методики «Вежливость» является диагностика уровня внимания, произвольности и самоконтроля детей. Ребенку необходимо выполнять те команды, в которых ведущий, говорит слово «пожалуйста». Результаты методики выставляются также в баллах, начисляющих за ошибки.

Методика «Обведение контура» применяется для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что свидетельствует о дефиците внимания и самоконтроле моторно-двигательной функции. Ребенку предлагаются рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Ему необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Результаты подсчитываются в бальной системе оценивания.

Таким образом, только при комплексном подходе всех специалистов, родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходят воспитание, обучение, коррекция, способствующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде.

 

27 марта: Изучение психологических особенностей проведения психологических занятий с детьми с ООП (нарушения ОДА) и методик проведения психологических занятий с детьми с ООП (нарушения ОДА)

 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений.

Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебральным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной речи (дизартрия, алалия). У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается.

Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения. Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого- медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и

физического дефекта. Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя - логопеда, педагога-психолога.. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно - перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно - потребностной сферы. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка.

Задачи психологической коррекционной работы для детей с НОДА:

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания,

 развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

 Развитие пространственных представлений.

 Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП. Направления психологической коррекционной деятельности:

 коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов

 Развитие пространственных представлений

 Развитие эмоционально-волевой сферы

 Повышение психологической компетентности и оказание психологической помощи родителям, воспитывающих данную категорию детей

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с НОДА, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в подгруппы, проводить подгрупповые занятия. Во время занятий реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в

форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного возраста.

Методическое обеспечение:

· Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитаниядетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия,2001, 192с.

· Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно - развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб,2008

· Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей спроблемами в развитии. – СПБ. 2003

· Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическаяпомощь дошкольникам. – М.: Книголюб, 2007

· Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогическойреабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебральногопаралича.- Астрахань, 2008

· Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственныхпредставлений у детей с ДЦП. -2004г.

 

28 марта: Прошло посещение занятия психолога, на тему: невербальное общение. Конфликт, причины возникновения и способы его разрешения.

 

Составлен план занятия:

1 часть - вводная, подготовка детей к занятию

2 часть - повторение, закрепление пройденного материала (игровая форма)

3 часть - основная:

- подведение к теме занятия (посредством мультимедийной аппаратуры)

 - беседа на тему занятия

 – совместная изобразительная деятельность детей по теме занятия

4 часть – подведение итогов занятия

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: