Методическая литература по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Педагогика, 1989. - 253 с.

Аннотация: В книге содержится подробная поэтапная работа с детьми с ДЦП не только для логопедов, но и родителей. Также описаны особенности становления речи в онтогенезе, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и др.

 

2. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст./ Е.М. Мастюкова - М.: МедЭксперсс. - 1997. - 465с

Аннотация: В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического раз вития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике. Она может быть полезна для студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.

 

3. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. Сборник научных трудов. М.: Просвещение. - 1989. - 416с.

Аннотация: Рассматриваются факторы, влияющие на развитие речи у детей с церебральным параличом. Патология двигательной функциональной системы приводит к патологии артикуляционной моторики и задержке становления речи. Отрицательно влияют на речевое развитие и социальные факторы (узость круга общения, гиперопека со стороны родителей, приводящая к отсутствию стимулов к использованию речи). Подробно характеризуется дизартрия, дается классификация ее видов.

 

4. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А. Данилова - Л. - 1977. - 365 с.

Аннотация: В книге предлагается схема психолого-логопедического обследования детей с церебральным параличом по специально разработанным методикам, которые позволяют выявить особенности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речевого развития. Издание рассчитано на психологов, логопедов и врачей, занимающихся реабилитацией детей с церебральным параличом.

 

5. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками/ И.Ю. Левченко и др: КНИГОЛЮБ, 2008.- 176с

 

Аннотация:В пособии рассмотрены особенности развития детей с церебральным параличом, даны основные направления коррекционно-развивающей работы с ними. Основное внимание уделено значению и специфике дифференцированного воспитания детей с ДЦП.

Описаны методы исследования, определены основные подходы к организации и содержанию занятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной среды.

Адресовано психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим в различных учреждениях, оказывающих медико-психологическую помощь детям с церебральным параличом, а также их родителям.

6. Красный, Ю.Е. АРТ - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства/ Ю.Е. Красный: Теревинф, 2014.- 256с.

 

Аннотация: В книге описан многолетний эксперимент по преподаванию искусства детям с церебральным параличом и другими нарушениями психофизического развития. Автор пытается выйти за пределы узко терапевтических задач, обосновать социальную ценность детей с ДЦП, связанную с особенностями их художественного творчества. Значительная часть книги посвящена подробному описанию приемов и форм творческих занятий с детьми с ДЦП с использованием различных материалов и техник. Уникальным является обращение для реабилитации и социальной адаптации к анимационному творчеству, которое создает исключительные условия для сотрудничества детей с ДЦП со здоровыми детьми.
Книга адресована педагогам, психологам, социальным работникам, деятелям искусства и культуры, а также родителям особых и обычных детей.

 

По теме «Психологические особенности детей с нарушениями функций ОДА» найдено достаточно учебных, периодических, а так же методических изданий, что свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы.

 

18 марта: Работа с литературой по изучению  опыта работы специалистов с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

1. Мамайчук, И.И. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:Психологические науки/ И.И. Мамайчук, Н.В. Андрущенко//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2015. –С.54-59

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического сопровождения школьников с детским церебральным параличом. На основе опыта работы с этими детьми отражены основные цели, задачи и специфика Монтессоритерапии в системе психолого-педагогического сопровождения, а также этапы и коррекционные технологии.

 

2. Абкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Я. Абкович// Специальное образование. - 2016. - № 3.- С.5-12

Аннотация: Статья посвящена вопросам выявления особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). В статье подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлена типология детей с двигательными нарушениями. На основании результатов комплексного психолого-педагогического изучения психофизического развития детей 7-12 лет с нейромоторными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы автор делает вывод о том, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, независимо от нозологического диагноза, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе. К особым образовательным потребностям детей с НОДА относятся потребности в доступной архитектурной среде; коррекции нарушений познавательного и речевого развития; психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений; коррекционной работе по развитию навыков самообслуживания; помощи ассистента (тьютора). Предлагаемые материалы могут представлять практический интерес для педагогических работников образовательных организаций, а также для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий

 

3. Гусейнова, А.А.Педагогические аспекты сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве / А.А. Гусейнова// Гуманитарные науки.- 2017.- №2.- С.142-148

 

Аннотация: В статье представлены психолого-педагогические особенности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и раскрыты вопросы организации и содержания обучения и воспитания детей данной категории в условиях инклюзивного образования. Описаны особые образовательные потребности и специальные условия для психо-лого-педагогического сопровождения дошкольников с двигательными нарушениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: