Изучение психологических особенностей проведения психологических занятий с детьми с ООП (ЗПР) методик проведения психологических занятий с детьми с ООП (ЗПР)

В основном, помощь детям с ЗПР оказывается в виде психологической коррекции. Несмотря на широкий спектр применения, в настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему её использования, так как не раскрыты основные направления и механизмы воздействия этого вида помощи при ЗПР различного генеза.

А.Н. Соколов разработал программу коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых по ходу сеансов транскраниальныхмикрополяризаций для детей дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза. Программа направлена на коррекцию и развитие внимания, сенсорно-перцептивных процессов памяти, мышления, речи, мелкой моторики. Занятия строились таким образом, чтобы целенаправленное формирование психологических новообразований в когнитивной сфере составляли потенциальные возможности психического развития ребенка, а в дальнейшем, осмысливались и актуализировались в систему его повседневных жизненных (социальных) отношений

У.В. Ульенкова создала оригинальную программу формирования самостоятельности мышления как одного из компонентов общей способности к учению у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Коррекционная программа формирования внутреннего плана действий (ВПД) в старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР, разработанная И.Ю. Троицкой, предполагает стройную и теоретически обоснованную систему работы с детьми средствами продуктивной деятельности.

В ней изучалась психологическая специфика становления ВПД у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, была разработана и апробирована для детей с ЗПР программа формирования ВПД в продуктивной деятельности в результате специально организованной педагогической помощи.

У.В. Ульенкова совместно с Ю.Л. Левицкой разработали оригинальную коррекционную программу, имеющую цель формирование у 5-7 летних детей с ЗПР общей способности к учению в школе средствами рисования в дошкольном учреждении.

В структуре интегративной способности к учению в качестве устойчивых характеристик авторы выделяют внутренние условия формирования саморегулируемой интеллектуальной деятельности: оптимальным образом развитые для возраста мотивационный, интеллектуальный, регулятивный компоненты, являющиеся предпосылками к становлению субъектной активности ребенка в учебной деятельности школьного типа.

Задачей коррекционно-развивающей программы является формирование у детей устойчивого позитивного мотива деятельности, операционального и регулятивно-оценочного компонентов.

В области коррекции коммуникативной сферы интересна программа Е.Е. Дмитриевой. Она создала оригинальную программу коррекции социального недоразвития детей с ЗПР, цель которой - преодоление отставания в развитии коммуникативной деятельности и выведение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на уровень возрастных требований. Программа нацелена на решение задач общеразвивающих (расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира, развитие мышления и речи, формирование познавательной активности, эмпатийного отношения к взрослым и сверстникам и др.) и специально направленных на формирование коммуникативной деятельности (потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении, преодоление ситуативности в общении). Автором подобран богатый иллюстративно-художественный материал для проведения с детьми бесед, чтения, обсуждения книг. В коррекционных целях использовались разнообразные приемы и методы: наблюдения в природе, опыты, работа с разнообразным природным материалом, викторины, кукольные спектакли, игры-драматизации и игры-путешествия, повседневные ситуации общения детей со взрослыми (прогулки, режимные моменты), тематические родительские собрания.

Проблемой формирования саморегуляции у детей с ЗПР занимается ряд ученых кафедры возрастной, специальной и педагогической психологии Нижегородского университета под руководством У.В. Улье-ковой. В.В. Кисова разработала и апробировала экспериментальную программу по формированию саморегуляции в учебной деятельности у старших дошкольников с ЗПР средствами занятий продуктивной деятельности - рисованием, аппликацией, конструированием, ручным трудом, традиционными для дошкольного учреждения.

В специальной психологии коррекционная работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического развития детей с ЗПР, на коррекцию и развитие нарушенных или задержанных в развитии функций.

Вышеизложенное показывает, что существуют различные подходы к реализации коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР, и психологическая коррекция является важнейшим звеном в системе коррекционно-реабилитационных мероприятий с детьми данной формы патологии.

 

30 марта: Проведен анализ занятия психолога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: