Й уровень (пороговый) уровень

Обучающиеся этой группы демонстрируют позитивное или нейтральное отношение к деятельности на иностранном языке, познавательные мотивы могут быть слабо сформированы. Они демонстрируют владение когнитивными компетенциями и компетенциями сотрудничества. Обучающиеся, так называемого уровня Threshold, демонстрируют знание материала (осваивают УД с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач), но испытывают затруднения в тех случаях, когда способ решения УЗ неочевиден.

Для обучающихся, находящихся на 4-м (пороговом) уровне сформированности иноязычной компетенции педагогу обязательно нужно создавать ситуации успеха. Комплекс мероприятий, направленный на создание ситуаций успеха у младших школьников во внеурочной деятельности на ИЯ делает акцент на такие функции ситуации успеха, как:

— устранение тревожности;

—развитие положительных личностных качеств.

Мы построили алгоритм создания ситуации успеха во внеурочной деятельности на ИЯ:

1) доброжелательность;

2) снятие страха;

3) скрытая инструкция;

4) авансирование;

5) персональная исключительность;

6) педагогическое внушение;

7) высокая оценка деятельности.

Ситуация успеха — важнейший фактор стимуляции общения во внеурочной деятельности на ИЯ. Выделяют стимулы первого и второго порядка.

1. Стимулы первого порядка, «как поощрение деятельности обучающихся».

— Яркая, образная, эмоциональная речь педагога;

— Словеснаяпохвала («Well done», «Good for you!», «You're absolutely right!», «Keep it up!», «You're on your way», «Hooray for you!», «I am proud of you!»);

— Перспективы;

— Организация коллективной деятельности;

— Сравнение успехов обучающегося с его прежними;

— Положительный пример.

 

2. Стимулы второго порядка: «создание условий, при которых обучающиеся работают с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами».

— Дозированное домашнее чтение;

— Проблемно-поисковая ситуация;

— Выполнение второстепенных развлекательных заданий после прочитанного текста;

— Концентрация внимания на промежуточных успехах обучающегося.

 

Й уровень (повышенный) уровень.

Обучающиеся этой группы могут продемонстрировать прочное усвоение прочитанного, хороший уровень освоения когнитивных компетенций и компетенций сотрудничества. Обучающиеся, находящиеся на 4-м (повышенном) уровне сформированности иноязычной компетенции демонстрируют заинтересованность в деятельности на ИЯ, они могут доминировать, познавательные мотивы у таких обучающихся присутствуют.

Целесообразно продолжить работу по решению поисковых и исследовательских задач, при наличии устойчивых интересов и основательной подготовке обучающиеся 5-ого (повышенного уровня) могут быть вовлечены в проектную деятельность, сориентированы на углублённое изучение материала.

Й (высокий) уровень.

Обучающиеся этой группы демонстрируют прочное усвоение и понимание прочитанного, распознают скрытый смысл сказанного.

Обучающиеся 6-го (высокого) уровня сформированности иноязычной компетенции демонстрируют высокий уровень освоения когнитивных компетенций и компетенций сотрудничества, познавательные мотивы в деятельности на ИЯ присутствуют, имеют потенциал для углублённого смыслового чтения.

Индивидуальные траектории для эмоционально-осозанного восприятия иноязычного текста целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и с их планами на будущее.

Сравнительная характеристика заданий.

Для пониженного уровня сформированности иноязычной компетенции Для порогового уровня сформированности иноязычной компетенции Для повышенного и высокого уровня сформированности иноязычной компетенции
Найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту. Ответьте на вопросы по тексту, передайте подробно содержание текста (напишите Summary).  Перескажите весь текст, выскажите свое отношение к прочитанному.

 

Так же, нам представляются достаточно объективными критериями оценки устного высказывания критерии, выделенные Г.А.Китайгородской[4].

1) Темп речи с учётом пауз хезитации.

Пауза хезитации — это некоторый перерыв в фонации, часто заполняемый определёнными звуками.

Факторами, влияющими на появление паузы-хезитации являются:

— психолингвистические факторы: связаны с основными этапами порождения высказывания (ориентировка, внутреннее программирование, реализация плана);

— языковые: связаны с уровнем владения языком. Здесь можно выделить орфоэпические трудности, т.е., трудности произношения, лексические трудности (вспоминание слова), грамматические трудности (синтаксические);

— социолингвистические факторы (тип языкового окружения);

— индивидуальные факторы (малый словарный запас, привычка);

— психологические (волнение говорящего, темперамент, эмоциональное возбуждение, рассеянное внимание, ощущение неловкости, нежелание говорить);

— физиологические факторы.

Паузы хезитации могут быть незаполненными и заполненными.

Незаполненная пауза хезитации образует перерыв в звучании.

К заполненным паузам можно отнести вокализации «Э-э», «м-м-м», «а-а-а»; затяжки звуков (“Hisfriendsaregoingto-o-o…”), в том числе, обучающиеся часто вставляют в высказывание на иностранном языке выражения-паразиты на русском, такие как «ну», «это», «это самое» и т.п, метатекстовые комментарии, обращённые к педагогу «ну, знаете», «ну, понимаете», повтор слова (“hebought..boughtabread”). Заполенными паузами хезитации являются незаконченные высказывания, в которых смысл, необходимый для коммуникации, невозможно извлечь ни из контекста, ни из ситуации, ни из фоновых знаний говорящих обучающихся.

Наблюдая устную речь обучающихся, мы предположили, что она изобилует паузами хезитации. В подготовленной речи их должно быть минимальное количество. Ограничение просмотра телевизора, компьютерных игр и пребывание в социальных сетях уменьшит их количество. При работе с паузами необходимо учитывать и физиологическое состояние организма.

 

Целесообразно будет приучить ребёнка использовать в своём высказывании «хезитационные фразы британцев—filler words»:

1.  «Let'ssee»;

2. «Just a second..»;

3. «Well…»;

4. «IfI’mnotmistaken..»;

5. «To tellthetruth..».

2) Время реакции при спонтанном высказывании;

3) Употребление обучающимся готовых форм, коммуникативных блоков, идиом и т.п.;

4) Степень сложности синтаксиса;

5) Развёрнутость ответа, сообщения;

6) Количество ошибок на единицу высказывания.

При разработке средств управления психофизическим состоянием обучающихся начальных классов С.М. Зорин подчёркивает, что для максимальной активизации процесса деятельности и творческих возможностей личности необходимы психофизиологическая поддержка учащихся, управление их состоянием и вниманием.

Построенный нами алгоритм создания ситуации успеха во внеурочной деятельности на ИЯ минимизирует тревожность обучающихся, чувство неловкости, возрастут показатели сформированности всех описанных нами в исследовании компетенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: