Обучающиеся этой группы демонстрируют позитивное или нейтральное отношение к деятельности на иностранном языке, познавательные мотивы могут быть слабо сформированы. Они демонстрируют владение когнитивными компетенциями и компетенциями сотрудничества. Обучающиеся, так называемого уровня Threshold, демонстрируют знание материала (осваивают УД с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач), но испытывают затруднения в тех случаях, когда способ решения УЗ неочевиден.
Для обучающихся, находящихся на 4-м (пороговом) уровне сформированности иноязычной компетенции педагогу обязательно нужно создавать ситуации успеха. Комплекс мероприятий, направленный на создание ситуаций успеха у младших школьников во внеурочной деятельности на ИЯ делает акцент на такие функции ситуации успеха, как:
— устранение тревожности;
—развитие положительных личностных качеств.
Мы построили алгоритм создания ситуации успеха во внеурочной деятельности на ИЯ:
1) доброжелательность;
|
|
2) снятие страха;
3) скрытая инструкция;
4) авансирование;
5) персональная исключительность;
6) педагогическое внушение;
7) высокая оценка деятельности.
Ситуация успеха — важнейший фактор стимуляции общения во внеурочной деятельности на ИЯ. Выделяют стимулы первого и второго порядка.
1. Стимулы первого порядка, «как поощрение деятельности обучающихся».
— Яркая, образная, эмоциональная речь педагога;
— Словеснаяпохвала («Well done», «Good for you!», «You're absolutely right!», «Keep it up!», «You're on your way», «Hooray for you!», «I am proud of you!»);
— Перспективы;
— Организация коллективной деятельности;
— Сравнение успехов обучающегося с его прежними;
— Положительный пример.
2. Стимулы второго порядка: «создание условий, при которых обучающиеся работают с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами».
— Дозированное домашнее чтение;
— Проблемно-поисковая ситуация;
— Выполнение второстепенных развлекательных заданий после прочитанного текста;
— Концентрация внимания на промежуточных успехах обучающегося.
Й уровень (повышенный) уровень.
Обучающиеся этой группы могут продемонстрировать прочное усвоение прочитанного, хороший уровень освоения когнитивных компетенций и компетенций сотрудничества. Обучающиеся, находящиеся на 4-м (повышенном) уровне сформированности иноязычной компетенции демонстрируют заинтересованность в деятельности на ИЯ, они могут доминировать, познавательные мотивы у таких обучающихся присутствуют.
Целесообразно продолжить работу по решению поисковых и исследовательских задач, при наличии устойчивых интересов и основательной подготовке обучающиеся 5-ого (повышенного уровня) могут быть вовлечены в проектную деятельность, сориентированы на углублённое изучение материала.
|
|
Й (высокий) уровень.
Обучающиеся этой группы демонстрируют прочное усвоение и понимание прочитанного, распознают скрытый смысл сказанного.
Обучающиеся 6-го (высокого) уровня сформированности иноязычной компетенции демонстрируют высокий уровень освоения когнитивных компетенций и компетенций сотрудничества, познавательные мотивы в деятельности на ИЯ присутствуют, имеют потенциал для углублённого смыслового чтения.
Индивидуальные траектории для эмоционально-осозанного восприятия иноязычного текста целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и с их планами на будущее.
Сравнительная характеристика заданий.
Для пониженного уровня сформированности иноязычной компетенции | Для порогового уровня сформированности иноязычной компетенции | Для повышенного и высокого уровня сформированности иноязычной компетенции |
Найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту. | Ответьте на вопросы по тексту, передайте подробно содержание текста (напишите Summary). | Перескажите весь текст, выскажите свое отношение к прочитанному. |
Так же, нам представляются достаточно объективными критериями оценки устного высказывания критерии, выделенные Г.А.Китайгородской[4].
1) Темп речи с учётом пауз хезитации.
Пауза хезитации — это некоторый перерыв в фонации, часто заполняемый определёнными звуками.
Факторами, влияющими на появление паузы-хезитации являются:
— психолингвистические факторы: связаны с основными этапами порождения высказывания (ориентировка, внутреннее программирование, реализация плана);
— языковые: связаны с уровнем владения языком. Здесь можно выделить орфоэпические трудности, т.е., трудности произношения, лексические трудности (вспоминание слова), грамматические трудности (синтаксические);
— социолингвистические факторы (тип языкового окружения);
— индивидуальные факторы (малый словарный запас, привычка);
— психологические (волнение говорящего, темперамент, эмоциональное возбуждение, рассеянное внимание, ощущение неловкости, нежелание говорить);
— физиологические факторы.
Паузы хезитации могут быть незаполненными и заполненными.
Незаполненная пауза хезитации образует перерыв в звучании.
К заполненным паузам можно отнести вокализации «Э-э», «м-м-м», «а-а-а»; затяжки звуков (“Hisfriendsaregoingto-o-o…”), в том числе, обучающиеся часто вставляют в высказывание на иностранном языке выражения-паразиты на русском, такие как «ну», «это», «это самое» и т.п, метатекстовые комментарии, обращённые к педагогу «ну, знаете», «ну, понимаете», повтор слова (“hebought..boughtabread”). Заполенными паузами хезитации являются незаконченные высказывания, в которых смысл, необходимый для коммуникации, невозможно извлечь ни из контекста, ни из ситуации, ни из фоновых знаний говорящих обучающихся.
Наблюдая устную речь обучающихся, мы предположили, что она изобилует паузами хезитации. В подготовленной речи их должно быть минимальное количество. Ограничение просмотра телевизора, компьютерных игр и пребывание в социальных сетях уменьшит их количество. При работе с паузами необходимо учитывать и физиологическое состояние организма.
Целесообразно будет приучить ребёнка использовать в своём высказывании «хезитационные фразы британцев—filler words»:
1. «Let'ssee»;
2. «Just a second..»;
3. «Well…»;
4. «IfI’mnotmistaken..»;
5. «To tellthetruth..».
2) Время реакции при спонтанном высказывании;
3) Употребление обучающимся готовых форм, коммуникативных блоков, идиом и т.п.;
4) Степень сложности синтаксиса;
5) Развёрнутость ответа, сообщения;
|
|
6) Количество ошибок на единицу высказывания.
При разработке средств управления психофизическим состоянием обучающихся начальных классов С.М. Зорин подчёркивает, что для максимальной активизации процесса деятельности и творческих возможностей личности необходимы психофизиологическая поддержка учащихся, управление их состоянием и вниманием.
Построенный нами алгоритм создания ситуации успеха во внеурочной деятельности на ИЯ минимизирует тревожность обучающихся, чувство неловкости, возрастут показатели сформированности всех описанных нами в исследовании компетенций.