По результатам анализа процесса было установлено, что на некоторых этапах процесса имеются несоответствия, влияющие на длительность оформления договоров. Данные несоответствия, в большей степени вызваны наличием проблем на предприятии.
При разработке улучшений необходимо определить, какие вопросы подлежат решению, установить их относительную важность с целью определения приоритетности для внедрения улучшений. А также возможность, выявить какие проблемы могут быть устранены посредством изменений внутри ПАО «ОДК-Сатурн», а какие из проблем, возможно, совместно с программистами.
Воспользуемся одним из семи инструментов контроля качества (или одним из семи инструментов управления процессом совершенствования), как матричная диаграмма, которая необходима для определения работ по улучшению качества, их важности и ответственности при улучшении процесса.
Матричную диаграмму используют для такой организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей.
Цель матричной диаграммы - табличное представление логических связей и относительной важности этих связей между большим количеством словесных (вербальных) описаний, имеющих отношение к следующему:
- задачам (проблемам) качества;
- причинам проблем качества;
-требованиям, установленным и предполагаемым потребностям потребителей;
- характеристикам и функциям продукции;
- характеристикам и функциям процессов;
-характеристикам и функциям производственных операций и оборудования.
Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов (и явлений) различным причинам их проявления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень (силу) зависимости этих факторов от причин их возникновения и/или от мер по их устранению.
В отдельных клеточках матрицы с помощью графических символов оценивается связь имеющихся проблем с возможностью их решения со стороны ПАО ОДК-Сатурн» и совместного решения с программистами. При этом символ, стоящий на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, показывает не только наличие связи между соответствующими элементами, но и тесноту их связи. Если связи между проблемой и возможностью ее улучшения нет, клетка матрицы остается пустой.
В матричной диаграмме приведен перечень проблем, подлежащих устранению, и указана возможность внедрения улучшений для каждой из выявленных проблем. Внедрение улучшений процесса со стороны ПАО «ОДК-Сатурн» предполагает действия, реализуемые только предприятием. Совместное внедрение улучшений предполагает взаимодействие предприятия и контрагента, т.е. совместные работы по усовершенствованию процесса.
Проблемы, показанные в матричной диаграмме планирования относятся к различным этапам процесса заключения договоров. В матрице планирования улучшений также указаны этапы процесса, на которые оказывают влияния мероприятия по устранению проблем.
Матричная диаграмма улучшений процесса заключения договоров на ПАО «ОДК-Сатурн» представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Матрица планирования улучшений процесса управления договорами на ПАО «ОДК-Сатурн»
Наименование проблемы | Возможность внедрения улучшений | Этапы процесса управления договорами, на которые оказывают влияние предполагаемые мероприятия по внедрению улучшений | Сокращение общей длительности процесса заключения договоров в результате внедрения улучшений | |
Со стороны ПАО «ОДК-Сатурн» | Совместно с програм- мистами | |||
Несовершенство порядка согласования договорных документов | ● | ● | Согласование и подписание договоров | ● |
Необходимость в переделывании задач при повторных согласованиях | ○ | Согласование и подписание договоров | ● | |
Недостаточная квалификация, компетентность, коммуникабельность персонала, высокая загруженность персонала | ● | Согласование и подписание договоров; Подготовка договорной документации; Регистрация договора; Выбор поставщика | ● | |
Особенности работы с поставщиками | □ | Подготовка договорной документации | ○ | |
Длительное время оформления договорной документации | ● | Подготовка договорной документации | ● | |
Недостаточное информационное обеспечение | ○ | ○ | Согласование и подписание договоров Подготовка договорной документации; Выбор поставщика | ○ |
Процессные проблемы (дублирование работ) | ● | ● | Регистрация договора | ● |
Программные проблемы | ○ | ● | Регистрация договора | ● |
Недостатки в организации работ на этапе регистрации | ○ | Регистрация договора | ● | |
Оценка поставщика способного удовлетворить потребности предприятия | ○ | Выбор поставщика | ● |
Условные обозначения: ● - высокая степень; ○ - средняя степень; □ - низкая степень
Проанализировав данные матрицы планирования улучшений процесса заключения договоров на ПАО «ОДК-Сатурн», можно сделать вывод, что планирование и реализация совершенствования процесса, внедрение мероприятий по улучшению, должно проводиться силами предприятия, т.е. ПАО «ОДК-Сатурн».