Для того чтобы выявить причины проблем, возникающих на наиболее критичных этапах процесса, используем схемы причинно-следственных связей или диаграмма «Исикава».
Диаграмма Исикавы является одним из основных инструментов, которые используются для измерения, оценки, контроля и усовершенствования качества производственных процессов и вместе с диаграммой рассеяния, стратификацией, контрольным листом, гистограммой, диаграммой Парето и контрольной картой входит в список «семи инструментов контроля качества».
Сама диаграмма представляет собой график, основная проблема изображена центральной стрелкой, а причины возникновения данной проблемы (факторы) изображаются в виде стрелок, направленных острием к центральной стрелке.
Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:
- Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат;
- Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам;
|
|
- Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов;
- Анализ полученной структуры;
- Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно.
Первое что нужно сделать, необходимо выявить основные факторы, обуславливающие задержки в оформлении документов на наиболее критичном этапе процесса – согласование договора. Для выявления основных и второстепенных факторов, влияющих на критичность данного этапа, построим диаграмму Исикава (рисунок 7).
Рисунок 7 – Диаграмма Исикава для этапа согласования договора
Этап согласования договоров является наиболее критичным по сравнению с другими этапами процесса, и самыми главными факторами, влияющими на него являются следующие: время рассмотрения договорной документации и квалификация персонала, выполняющего данную работу. В ходе анализа этих основных факторов были определены причины вторичного и третичного порядка и были выделены следующие наиболее важные из них, которые могут возникнуть на этапе согласования договоров:
- несовершенство порядка согласования договорных документов (необходимость согласования документов во многих службах, необходимость в переделывании задач при повторных согласованиях - некорректно оформленный договор, ошибки специалистов, отсутствие либо недостаток информации, неверные указания руководителя, программные проблемы, нерациональная работа специалистов согласующих служб связана с противоречиями между обязанностями и полномочиями и т.д.);
- достаточно высокий уровень бюрократии (несовершенство организационной структуры, а также много уровней управления);
|
|
- возможности персонала при выполнении данного этапа (квалификация, загруженность, состояние, недостаточная мотивация для выполнения работы).
По критичности и степени влияния проблем, этап согласования договоров должен быть подвергнут внедрению улучшений.
Вторым по критичности этапом процесса заключения договоров является: подготовка договорной документации. Факторы, влияющие на критичность данного этапа, проанализируем также с помощью диаграммы Исикава, которая приведена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Диаграмма Исикава для этапа подготовка договорной документации
Этап подготовки договорной документации – это второй по длительности этап процесса заключения договоров. По итогам анализа причин при помощи диаграммы Исикавы выявлены следующие основные факторы: переговоры с поставщиком, оформление договорной документации и компетентность персонала, выполняющего данную работу. В ходе анализа этих факторов были определены причины вторичного и третичного порядка и были выделены следующие наиболее важные из них, которые могут возникнуть на этапе подготовки документации:
- недостатки организации работы (отсутствие делегирования полномочий);
- особенности работы с поставщиками (территориальная удаленность контрагента, необходимость командировок, решение вопросов преимущественно по телефону, сложность разъяснения и согласования положений договора, язык переговоров, средства связи и др.);
- длительное время согласования условий договора (отсутствие необходимого специалиста на момент оформления документации, объем документов);
- недостаточная компетентность и коммуникабельность персонала.
Проанализируем длительность следующего этапа процесса – регистрация договора, диаграмма Исикава приведена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Диаграмма Исикава для этапа регистрация договора
Этап регистрации – это третий по критичности этап процесса. По итогам анализа причин при помощи диаграммы Исикавы выявлены следующие основные факторы: обработка информации и персонал задействованный в данной работе. В ходе анализа этих факторов определены причины и выделены важные из них, которые могут возникнуть на этапе регистрации договора:
- недостатки в организации работ на этапе регистрации (программные проблемы, длительное обработка информации, процессные проблемы - дублирование работ, некомпетентность менеджеров, недостаток информации, большой объем ручной работы, длительное время оформления регистрации);
- персонал (заинтересованность, профессиональные навыки).
По степени влияния проблем, этап регистрация договоров должен быть подвергнут внедрению улучшений.
Анализ факторов, влияющих на критичность этапа выбор поставщика представлен на рисунке 10.
Рисунок 10 – Диаграмма Исикава для этапа выбор поставщика
По итогам анализа причин при помощи диаграммы Исикавы выявлены следующие основные факторы на этапе выбор поставщика: оценка поставщика, компетентность, профессиональные навыки. В ходе анализа этих факторов определены причины и выделены важные из них, которые могут возникнуть на этапе выбора:
|
|
- оценка поставщика (оценка качества продукции, потребности в работе; материальные возможности – престиж, объем работ; доверие – наличие договорных отношений в прошлом и настоящем, надежность – цена, честность, обязательность, заинтересованность, подтверждающие документы (лицензия, сертификат, учредительные документы компании);
- квалификация и компетентность персонала;
В процессе управления договорами присутствуют этапы, совсем небольшие по продолжительности, и классифицируются как незначительные по степени важности. К ним относятся такие этапы, как получить коммерческие предложения, поиск поставщика и прочее. Данные этапы в меньшей степени влияют на процесс заключения договоров, но как мы понимаем без них невозможно выполнить, весь жизненный цикл договора до момента регистрации.
В результате проведенного анализа процесса, выполнения декомпозиции этапов, а также определения критичности каждого этапа и анализа факторов, необходимо разработать мероприятия по улучшению всего процесса заключения договоров с целью устранения причин несоответствий, отрицательно влияющих на каждый этап и процесса заключения договоров в целом.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ДОГОВОРОВ НА ПАО «ОДК-САТУРН»
Наиболее важная проблема в управлении договорами, сформулированная ранее, которая отрицательно сказывается на репутации ПАО «ОДК-Сатурн» это – оформление договоров позднее необходимого срока. Причины выявленные в ходе анализа процесса и влияющие на оформление договоров, являются важными и носят в большинстве своем организационный характер. Исходя из этого, необходимо разработать программу улучшения процесса заключения договоров, которая позволит устранить выявленные проблемы и внедрить изменения для дальнейшего появления подобных проблем.