Методика организации и проведения экологических праздников в детском саду

Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей.

I. Организационный этап. Предварительное планирование праздника. Создание «совета праздника».

II. Проектный этап. Общая разработка праздничного проекта.

III. Сценарный этап. Разработка сценария праздника, его детализация.

IV. Подготовительный этап. Многоуровневая подготовка праздника.

V. Этап пропедевтики. Предварительное ознакомление детей с праздником.

VI. Репетиционный этап. Подготовка отдельных номеров, фрагментов праздника.

VII. Этап реализации замысла. Непосредственно праздник.

VIII. Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов. Оценка эффективности действий.

IX. После праздничный этап. Обращение к воспоминаниям, приобретенным умениям и навыкам для реализации новых замыслов и проектов.

Планирование экскурсий с детьми дошкольного возраста.

Экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы.

Планирование проведение экскурсий

1 этап – осенний цикл (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Воспитатель раскрывает размещение объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта).

- Рассказ воспитателя, раскрывающий назначение объектов наблюдения, смысл специальных терминов.

- Закрепление полученных представлений. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ детей и различные творческие работы и игры: рисунки, аппликации, развлечения, викторины.

2 этап - весенний цикл (март, апрель, май)

На повторных экскурсиях дети сами могут вести группу по маршруту в сопровождении взрослых. Известно, что дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является важным условием для формирования навыков самоорганизации познавательной деятельности, развития связной диалогической и монологической речи в процессе проигрывания роли экскурсовода – гида. Дети с удовольствием рассказывают о достопримечательностях родного города.

Примерная структура экскурсий.

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии

¨ дорога к объекту

¨ рассматривание внешнего вида объекта

¨ повторение и знакомство с правилами культуры поведения

¨ рассказ воспитателя

¨ проблемные вопросы

¨ подведение итогов

(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)

Условия эффективности экскурсий:

¨ учет возрастных особенностей детей;

¨ благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

¨ непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

¨ естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города

¨ продвижение от опыта к знанию.

¨ обязательное соблюдение мер безопасности.

Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.

Оценка успешности экологического образования детей разных возрастных групп.

Экологическое воспитание в учебном заведении направлено на развитие экологической культуры обучающихся, а цель и результат этого процесса -- экологическая воспитанность личности.

Возможность и успешность изучения законов природы вдошкольном детстве в рамках экологического образования и воспитания доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье.

Оценка результатов деятельности выявляются в проведенной методики.

Диагностика: выявляет уровень развития ребенка: высоком уровне, среднем уровне, уровнем ниже среднего, низкий уровень

Возможности воспитания ценностного отношения к миру природы у детей среднего дошкольного возраста.

Познание природы помогает детям среднего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Под ценностным отношением детей среднего дошкольного возраста к природе мы понимаем устойчивое личностное принятие природных объектов и явлений на основе осознания их ценности и практической значимости для человека. Оно характеризуется позитивным отношением к природе и желанием познавать ее и взаимодействовать с ней. Ценностное отношение детей среднего возраста к природе включает в себя три основные группы ценностей:

1. познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию природных объектов и явлений;

2. ценности преобразования, определяющие мотивацию деятельности в природе;

3. ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: