Творческая работа по наработке навыков преодоления коммуникативных барьеров или «Говорливый говорун говорящий»

Для проведения занятия ведущий готовит наглядные подсобные материалы, подходящие для его задачи. Таким материалом, например, может быть отрывок из книги А.Н.Толстого «Петр Первый»[1]. Здесь описан эпизод встречи на бивуаке графини Козельской, авантюристки и фаворитки польского короля Августа, с королем шведов Карлом 12, воевавшим против него.

В начале занятия ведущий проводит вводную беседу, в которой настраивает аудиторию на работу, говорит о целях и задачах занятия. Он напоминает слушателям о негативном воздействии коммуникативных барьеров на процесс взаимодействия, возникающих как в начале, так и во все время общения. Примеры и определения таких барьеров слушатели могут назвать исходя из собственного опыта, а также, известные им из курса «Основы теории коммуникации». Ведущий указывает слушателям на то, как важно с самого начала общения преодолеть психологическое сознательное или подсознательное противодействие собеседника для осуществления успешной коммуникации, с самого начала расположив к себе оппонента или, как минимум, поставив его в патовую коммуникативную ситуацию, когда он не сможет активно противостоять взаимопониманию и взаимодействию.

Любой человек в первые секунды общения подсознательно воспринимает обратившегося к нему с некоторой настороженностью, опаской и готовностью противодействовать любому возможному агрессору, вторгнувшемуся в его личное пространство. Поэтому так важно с самого начала постараться расположить к себе собеседника, обескуражив его демонстрируемой доброжелательностью, открытостью, оптимизмом, хорошим настроением и комплиментарным общением.

Далее, для иллюстрации своих слов, ведущий зачитывает подготовленный им отрывок, с возможно максимальным выражением, проявляя свое актерское и ораторское искусство. Или, если он не уверен в своих возможностях, просит кого ни будь из слушателей, обладающих большим потенциалом, сделать это. Затем слушатели приступают к обсуждению услышанного, подробно анализируя каждую информационную деталь повествования, давая подробную характеристику (отвечая на вопросы: - кто, что, почему, зачем, как, и результат…).

Затем ведущий просит аудиторию «нарисовать», возможно, полный психологический портрет образа каждого из героев отрывка. После группового обсуждения данные портреты фиксируются на классной доске и в блокнотах участников. Вызвав двух желающих из числа слушателей (предпочтительно явно наиболее подготовленных и колоритных), ведущий просит, вжившись в «образ» и примерив на себя его портрет, проиграть некую сценку общения или взаимодействия этих «образов». Поменяться ролями.

Аудитория оценивает игру участников, подробно разбирая находки, успехи и неудачи импровизации. Оценивается не столько успешное повторение внешних признаков, сколько степень погружения участников сценки в избранный образ. Ведущий старается добиться максимально полного участия аудитории в практическом занятии. Необходимо получить результат самооценки участников, их впечатления о сложности вхождения в образ. Облегчает он или усложняет процесс общения и взаимодействия или нет и т.д.

Далее ведущий подводит итоги занятия, обращая внимание слушателей на тот очевидный факт, что успешному эффективному общению с преодолением психологических барьеров можно научиться, выработав у себя коммуникативные навыки.

  «Ведь мы с вами только что проделали (воочию увидели) это».

Литература: 1, 3, 5, 8,16,31




double arrow
Сейчас читают про: