Для проведения занятия ведущий готовит наглядные подсобные материалы, подходящие для его задачи. Таким материалом, например, может быть отрывок из книги А.Н.Толстого «Петр Первый»[1]. Здесь описан эпизод встречи на бивуаке графини Козельской, авантюристки и фаворитки польского короля Августа, с королем шведов Карлом 12, воевавшим против него.
В начале занятия ведущий проводит вводную беседу, в которой настраивает аудиторию на работу, говорит о целях и задачах занятия. Он напоминает слушателям о негативном воздействии коммуникативных барьеров на процесс взаимодействия, возникающих как в начале, так и во все время общения. Примеры и определения таких барьеров слушатели могут назвать исходя из собственного опыта, а также, известные им из курса «Основы теории коммуникации». Ведущий указывает слушателям на то, как важно с самого начала общения преодолеть психологическое сознательное или подсознательное противодействие собеседника для осуществления успешной коммуникации, с самого начала расположив к себе оппонента или, как минимум, поставив его в патовую коммуникативную ситуацию, когда он не сможет активно противостоять взаимопониманию и взаимодействию.
Любой человек в первые секунды общения подсознательно воспринимает обратившегося к нему с некоторой настороженностью, опаской и готовностью противодействовать любому возможному агрессору, вторгнувшемуся в его личное пространство. Поэтому так важно с самого начала постараться расположить к себе собеседника, обескуражив его демонстрируемой доброжелательностью, открытостью, оптимизмом, хорошим настроением и комплиментарным общением.
Далее, для иллюстрации своих слов, ведущий зачитывает подготовленный им отрывок, с возможно максимальным выражением, проявляя свое актерское и ораторское искусство. Или, если он не уверен в своих возможностях, просит кого ни будь из слушателей, обладающих большим потенциалом, сделать это. Затем слушатели приступают к обсуждению услышанного, подробно анализируя каждую информационную деталь повествования, давая подробную характеристику (отвечая на вопросы: - кто, что, почему, зачем, как, и результат…).
Затем ведущий просит аудиторию «нарисовать», возможно, полный психологический портрет образа каждого из героев отрывка. После группового обсуждения данные портреты фиксируются на классной доске и в блокнотах участников. Вызвав двух желающих из числа слушателей (предпочтительно явно наиболее подготовленных и колоритных), ведущий просит, вжившись в «образ» и примерив на себя его портрет, проиграть некую сценку общения или взаимодействия этих «образов». Поменяться ролями.
Аудитория оценивает игру участников, подробно разбирая находки, успехи и неудачи импровизации. Оценивается не столько успешное повторение внешних признаков, сколько степень погружения участников сценки в избранный образ. Ведущий старается добиться максимально полного участия аудитории в практическом занятии. Необходимо получить результат самооценки участников, их впечатления о сложности вхождения в образ. Облегчает он или усложняет процесс общения и взаимодействия или нет и т.д.
Далее ведущий подводит итоги занятия, обращая внимание слушателей на тот очевидный факт, что успешному эффективному общению с преодолением психологических барьеров можно научиться, выработав у себя коммуникативные навыки.
«Ведь мы с вами только что проделали (воочию увидели) это».
Литература: 1, 3, 5, 8,16,31






