Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Творческие PR-мастерские»

 

 

Реализуемый в данном курсе методический ресурс обеспечит интеграцию полученных студентами знаний с практической деятельностью в сфере развития креативности и творчества.

Инновационность образовательных технологий курса состоит в том, что теоретические занятия всех форм обеспечены достаточным объемом самостоятельной работы, практических семинарских занятий и тематическими дискуссиями, что значительно расширит проблемное поле теоретических представлений обучающихся о предмете дисциплины и одновременно сформирует устойчивые навыки по применению полученных знаний в реальной, быстро меняющейся социально-политической ситуации в современной России.

 

Проблемами развития креативности личности занимаются в русле разработки принципов и форм психологического воздействия, деловых игр, социально-психологического тренинга и т.д. (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов и др.).

Развивать креативность можно используя как интерактивные технологии обучения, так и традиционные методы. Интерактивное обучение, в отличие от традиционного лекционного способа подачи нового материала основано на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и преподавателем. При работе со студентами особое внимание необходимо обращать на факторы, влияющие на творческий рост. Во-первых, это внутренние причины – побуждение к творчеству, т.е. потребности и мотивы творческой деятельности. Во-вторых, это то, что отпущено человеку природой – его личностные особенности.

Деловые игры представляют собой принципиально новый уровень обучения, поскольку сочетают в себе качества игр и учебно-диагностического процесса. Их можно использовать для создания различных обучающих моделей, что является чрезвычайно важным для развития креативности.

Деловые игры с учебными целями отличаются от других методов обучения тем, что позволяют обучающимся быть причастными к функционированию систем, при этом необходимо отметить, что деловые игры не подменяют традиционные методы обучения, а логически дополняют их. (Темы № 4,5)

На 1 этапе работы с группой в формате тренинга проводился настрой группы на создание в ней креативной среды, побуждающей к проявлениям творческого мышления и поведения. Обсуждаются с участниками принципы и режим работы учебной группы, раскрываются основные понятия, используемые в ходе занятий.

2 этап работы посвящен знакомству с понятием креативности (что такое креативность, каковы ее проявления, барьеры и этапы креативного процесса). Данный этап позволяет перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности и ее феноменах в целостные, достаточно детализированные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга. Задания и упражнения данного этапа направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния. Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного процесса, а также основные характеристики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждающих находить креативные решения или способы поведения.

3 этап работы группы включает развитие креативности участников. Упражнения, включенные в этот раздел, посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д. Кроме того, сюда же вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.

4 этап. Еще одним важным этапов в работе представляется работа, направленная, на личностную поддержку участников тренинга. Результатом проведения упражнений этого этапа является более полное представление участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности. Все это в совокупности увеличивает «устойчивость» личности, «площадь» ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидательного взаимодействия с другими людьми и миром.

Подведение итогов и оценка результатов деловой игры являются ее заключительным и важным для реализации целей моментом. В процессе оценки необходимо опираться на предварительно заданные критерии. Подведение итогов, таким образом, помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, а также сделать выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и внедрения их в повседневную деятельность.

Лекция-беседа или «диалог с аудиторией» предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов (Тема № 1, 2).

Проблемная лекция – начинается с постановки проблемы, которую в ходе лекции необходимо рассмотреть. При этом проблемные вопросы отличаются от информационных отсутствием готовой схемы решения (Тема 3)

Диспут – это публичный спор, одна из активных форм работы со студентами. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем (тема № 4, 5)

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблемам, заданным преподавателям (тема № 4, 5)

Метод коллективной мыслительной деятельности – в его основе лежит диалогическое общение – один студент высказывает мысль, другой ее продолжает или отвергает. Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий: пресс-конференция и др. (Тема № 4, 5)

 

 

 

Творческие PR-мастерские

Учебно-методический комплекс

 

В авторской редакции

Компьютерная верстка Э.М. Абдуллаевой

 

Подписано в печать __.__.2009 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем  4,5 п.л. Тираж 100/5 экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 73. Тип. зак. №

Издательство Российского государственного торгово-экономического университета
А-445, ГСП-3, 125993, г. Москва, ул. Смольная, 36


[1] Толстой А.Н. Петр Первый: [Роман]. – Калининград: Кн. изд-во, 1982. – 734 с. Книга 3, глава 3, п. 2, стр. 631 – 634.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: