Резонаторы. Значение резонаторов в формировании вокального звука

Что такое резонаторы? Резонаторы – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Как это происходит: Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). Однако, попадая в воздухоносные полости (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

У певцов различают верхний (головной) и нижний (грудной) резонаторы.   Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи. Их называют ещё головные резонаторы. Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. Головное резонирование ощущается, как вибрация в голове (область маски, зубов, темени), возникающая в следствии присутствия в голосе высококачественных обертонов. В результате головного резонирования голос обретает "полетность", собранность, "металл". Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.

Нижние резонарторы – полости, лежащие ниже голосовых складок: трахея, грудная клетка.

Грудное резонирование ощущается, как вибрация в груди в ответ на низкие обертоны голоса и сообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к "качанию" звука и понижению интонации. Правильное голосообразование – ощущение одновременных вибраций в головном и грудном резонаторах.

 

9.Средства музыкальной выразительности

В методике существуют понятия «исполнительские средства» и «выразительные средства». Несмотря на то, что между ними существует тесная взаимосвязь, они не идентичны, так как выражают две разные стороны единого творческого процесса. Исполнительское средство характеризует его технологическую сторону, тот или иной технический прием, способ получения музыкального эффекта, но не результат. Исполнительские (техника исполнения) средства выразительности: звуковысотная интонация, тембр, вибрато, голосоведение, динамика, атака звука(правильное её использование),артикуляция, нюансировка, фразировка и др. Общемузыкальные средствавыразительности:  мелодия, лад, динамику, ритм, метр, темп в произведении. -Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д. Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные. Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. «Динамика» в переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире - как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». Музыкальные тембры (окраска звука)нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит.   В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами... -Музыка созерцательного, углубленного характера редко имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре.   10.  Гигиена голоса.Как не сорвать голос.Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук, пение на репетиции в маленьком помещении, особенно с живыми барабанами, работа на концерте без мониторной подзвучки. 80% срывов голоса приходятся на такие ситуации. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту.  При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание. Помните, что для того чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов.   2. Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго. Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить, или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались. В следующий раз сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени. Восстановление голоса. В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия – не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность и перестаёт выполнять нудные вокальные упражнения.   Гигиена голоса в условиях напряженной работы. Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, ”ювелирный спорт”, требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Бытует мнение, что распевку может заменить рюмка коньяка.  Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где вы находитесь.   Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона. Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло.     11. Артикуляция и артикуляционный аппарат. Значение артикуляции в работе вокалиста. Артикуляцио́нный аппара́т — система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в рождении звуков речи и голоса. Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) — четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса. Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врождённого или рано приобретённого (травма) характера неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи.   Все начинающие учиться пению неумело пользуются своим артикуляционным аппаратом. Это происходит оттого, что они переносят речевые навыки работы артикуляционного аппарата на пение. Пpи этом   интенсивность работы артикуляторных органов оказывается недостаточной. Артикуляционный аппарат работает вяло, его органы работают несогласованно, отчего наряду с общей вялостью наблюдается перенапряжение, скованность отдельных органов (сильно «зажатая» нижняя челюсть, перенапряженный язык, в сочетани с вялыми губами и т. д.). При пении резко меняется работа всего артикуляционнаго аппарата: • увеличивается сокращение мышечных стенок резонаторных полостей; • увеличиваются полости ротоглоточного канала; • изменяются речевые уклады языка и губ и мягкого нёба; увеличивается степень раскрытия рта. Чтобы правильно организовать работу артикуляторных органов при пении, необходимо, прежде всегo, снять перенапряжение с отдельных органов (если оно есть). Сначала надо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем четкой, согласованной их работы и максимальной активизации. Укорочение согласных в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляторных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована» нижняя челюсть, напряжены мышцы, поднимающие её. При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость подтягивается вверх гортань. Она оказывается в неестественно высоком положении, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной горлового призвука. При скованной нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования вокальных гласных. Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о».Для осознания учащимися свободного опускания челюсти nри пении нужно добиться этого сначала при речевом произношении гласных. Учащийся несколько раз произносит обычным голосом гласные (лучше в сочстании с согласными), нарочито широко их, артикулируя, и затем сейчас же повторяет произведенное движение нижней челюсти на певческом звуке. Если этот способ не дал результата, можно помочь опусканию нижней челюсти при помощи легкого нажатия пальцем на подбородок. Полезно работать перец зеркалом, когда движение нижней челюсти находится под контролем глаз поющего.3ажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка, который, как и нижняя челюсть, связан через подъязычную кость с гортанью. Поэтому перенапряжение языка нарушает работу гортани, и тоже может послужить причиной горления. К тому же скованный язык мешает созданию нужных артикуляционных укладов. Являясь же главным артикулятором гласных звуков, скованный язык искажает певческие гласные. Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно валияет на тембр голоса. До недавнего времени в пении классическим считался лежащий мягко, свободно на дне рта язык ложечкообразной формы (с yглублением в средней части}, с несколько опущенным корнем, с кончиком, касающимся задней поверхности нижних зубов. Однако современные исследования показали, что одинаковое положение языка при пении гласных необязательно, оно не должно быть одинаково и это объясняется   индивидуальными особенностями строения голосового аппарата. Главное, чтобы язык не мешал открытию качественного вокального звука. Поэтому он должен быть активен, но не перенапряжён. У начинающих вокалистов при перенапряжении корня, язык часто лежит горбом, оттянут назад, и закрывает зев. При перенапряжении кончика, язык загибается наверх и назад. Обычно освобождение нижней челюсти снимает напряжение и с корня языка. Пассивный и малоподвижный язык также искажает звук и слово. При малоподвижном языке рекомендуется применять слоги с согласными «л», «р», «д», «т», «ц», «ч». Хорошо активизирует кончик языка согласный «л». Губы, как известно, принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков. С активным участием губ произносятся гласные «о», «у». У начинающих петь необходимо активизировать сокращение губных мышц. Четкое произношение согласных (б, п, в, м, ф) хорошо стимулирует работу губ. Целесообразны упражнения с чередованием гласных «и», «у», при котором расслабленное состояние губ при «и» сменяется их максимальным сокращением на лабиализированном гласном «у». Так же, как гласный «у», полезен в этом отношении и гласный «о». Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра, при опущенной верхней губе звучание «притемняется». Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом голосообразовании. Его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, при его сокращении меняется форма ротоглоточного рупора. Непременным условием правильного певческого голосообразования является активное сокращение мягкого нёба. При пении оно должно быть поднятым, почти полностью перекрывающим проход в носоглотку. Такое положение мягкого нёба достигается при помощи полузевка. Вялое, опущенное мягкое нёбо является причиной носового призвука, что довольно часто встречается у детей, у которых мягкое нёбо малоподвижно. Исследователи указывают на рефлекторную сонастроенность мягкого нёба и гортани, что очень важно, так как через подчиненное нашему сознанию мягкое нёбо мы можем влиять на гортань. Установка мягкого нёба в положении зевка, создает условия для вокального формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембровую окраску и высокую позицию. Хорошему поднятию мягкого нёба способствует произношение гласных «о», «у» и согласных «к», «г». Особенно рекомендуется сочeтание этих согласных и гласных (ку, гу, ко, го).Оптимальная степень сокращения мягкого нёба — величина зевка — индвидуальна и зависит от особенностей строения ротоглотки, а также от высоты воспроизводимого звука, от его положения в диапазоне певца. Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, более высокого «купола». Особенно это важно при формировании верхних тонов у мужских голосов. Работе над певческим зевком должно быть уделено пристальное внимание с самого начала обучения. Артикуляторные органы имеют особое значение в вокальной педагогике. Это наиболее подвижная и подчиненная нашей воле частъ голосового аппарата. Можно сознательно производить тончайшие движения отдельными артикуляторными органами. Многие из них во время работы доступны нашему непосредственному наблюдению. Можно видеть, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, как лежит язык и в каком положении находится мягкое нёбо. Эти органы теснейшнм образом связаны со всем остальным голосовым аппаратом и, прежде всего, с гортанью. Вялая работа артикуляторных органов, так же как и их перенапряжение, сказываются на работе всего голосового аппарата. Воздействуя в нужном направлении на полностью подчиненные нашему сознанию артикуляторные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Добиваясь свободной, активной работы этих органов, мы через них можем формировать правильную функцию всех других органов голосообразования.   12.  Правильная певческая установка и её значение в правильном голосоведении. Положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными плечами и спиной, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки. В понятие певческой установки входят не только внешние моменты, указанные выше, но и "внутренняя психофизиологическая готовность, включающая в себя состояние "вокально–творческого покоя", представление о качестве звука, элементах вокально–телесной схемы, настроенность на внутреннее состояние, требуемое идейно–художественным содержанием образа. Певческая установка для певца – это готовность номер 1.  Каждый раз: вдох – пение – расслабление. Это серьезный труд – точный, выверенный, без суеты. Если у начинающего певца выработано отношение к певческой установке, как к важному организующему моменту, то и к занятиям вокалом они будут подходить ответственно и серьезно. Преподавателю нужно научить учащихся принимать правильную певческую установку и во время пения держаться свободно, без напряжения. Петь можно сидя или стоя. Стоя вокалисты распеваются, поют выученные произведения и концертную программу, сидя – поют при разучивании произведений. И сидеть, и стоять во время пения нужно ровно. Спина должна быть прямой, чтобы грудная клетка не давила на брюшную полость. Плечи не поднимаются, их нужно отвести назад, развернуть и слегка опустить.Во время пения нужно быть все время подтянутым и сохранять ощущения подтянутости, как внешней, так и внутренней.При пении сидя нельзя класть ногу на ногу. Ступни стоят на полу, руки – на коленях. Голову следует держать прямо, ровно. Шейные мышцы не должны напрягаться. Поднятый вверх подбородок способствует зажатию мышц шеи, и в результате звук тоже зажимается. Низко опущенный подбородок мешает свободному движению нижней челюсти, которая должна быть все время свободной. Партию при разучивании произведения нужно держать перед собой, при этом контролировать положение головы: подбородок не должен ни подниматься, ни низко опускаться. Успех вокальной работы зависит от многих факторов, в том числе и от певческой установки. Правильная певческая установка вырабатывает верные вокальные навыки, организует весь певческий процесс, способствует естественному и верному положению дыхательного и звукообразующего аппарата. И поэтому, правильность певческой установки следует контролировать и постоянно напоминать учащимся о важности певческой установки и необходимости придерживаться правил правильной певческой установки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: