| № занятия | Тема занятия | Количество часов | Содержание (теория, практика) | Дидактические материалы, наглядные пособия | Примечание | |||
| I Введение – 8ч | ||||||||
| 1 | Этология - наука о поведении | 2 | Теория: Правила ТБ при работе с животными. Предмет этологии История изучения поведения животных. Методы изучения поведения животных. Этология — наука о поведении.Викторина –входящий контроль. | Инструктаж по Т.Б. Программа, слайды. Вопросы викторины. | ||||
| 2 | 3 | Практическая работа: Наблюдения за различными формами поведения животных «зоопарка» Просмотр исследовательских работ - победителей ЮНИОС. Выбор темы | Животные зоопарка. Исследовательские работы победителей. | |||||
| 3 | 3 | Практическая работа: Наблюдения за различными формами поведения животных «зоопарка». Просмотр исследовательских работ - победителей ЮНИОС. Выбор темы | Животные зоопарка. Исследовательские работы победителей | |||||
| II Индивидуальное поведение. 40 | ||||||||
| 4 | Инстинктивное поведение | 2 | Теория: Инстинктивное поведение в раннем возрасте. Инстинктивные движения. Врожденное узнавание. Примеры инстинктивных действий | Презентация | ||||
| 5 | 3 | Практическая работа: Работа с литературой, Интернетом. Сбор информации для «Презентации» | Литература, сайты интернета. | |||||
| 6 | 3 | Практическая работа: Работа с литературой, Интернетом. Сбор информации для «Презентации» | Литература, сайты интернета. | |||||
| 7 | Импринтинг. Реакция следования.
| 2 | Теория: Ранний опыт Импринтинг. Реакция следования. | Презентация. Видеофильм. | ||||
| 8 | 3 | Практическая работа: Импритинг у домашних животных (фильм). Наблюдения импритинга у животных в зоопарке. | Животные зоопарка. | |||||
| 9 | 3 | Практическая работа: Импритинг у домашних животных (фильм). Наблюдения импритинга у животных в зоопарке. | Животные зоопарка. | |||||
| 10 | Врожденные и приобретенные инстинкты | 2 | Теория: Взаимоотношения между врожденным и приобретенным. Врожденные и приобретенные инстинкты. | Видеофильм. | ||||
| 11 | 3 | Практическая работа: Изучение инстинктов на примере животных зоопарка (мелкие грызуны – песчанки, мыши, хомячки) | Животные зоопарка. | |||||
| 12 | 3 | Практическая работа: Изучение инстинктов на примере животных зоопарка (хищные звери) | Животные зоопарка. | |||||
| 13 | Ранние формы общения | 2 | Теория: Ранние формы общения. Акустические контакты на эмбриональной стадии. Формирование песни у птиц. | Презентация | ||||
| 14 | 3 | Практическая работа: Прослушивание песен лесных птиц. Определение птиц по песне. | Записи голосов птиц | |||||
| 15 | 3 | Практическая работа: Прослушивание песен лесных птиц. Определение птиц по песне. | Записи голосов птиц | |||||
| 16 | Иерархия и территориальное поведение. | 2 | Теория: Иерархия и территориальное поведение. Иерархия и территориальное поведение. Конфликтное поведение. Смещенная активность. Угрожающая демонстрация. Иерархия доминирования. Умиротворяющее поведение. Ритуальные бои. Ареал Территория обитания. Защита своей территории. Песни птиц как охрана гнездовой территории. | Видеофильм. | ||||
| 17 | 3 | Практическая работа: Наблюдение иерархии у животных различных групп в зоопарке грызуны. | Животные зоопарка. | |||||
| 18 | 3 | Практическая работа: Наблюдение иерархии у животных различных групп в зоопарке –домашние птицы. | Животные зоопарка. | |||||
| III Репродуктивное поведение 42
| ||||||||
| 19 | Брачные церемонии | 2 | Теория: Брачные церемонииБрачные танцы различных видов беспозвоночных: бабочек, пауков, скорпионов, тараканов. | Видеофильм. | ||||
| 20 | 3 | Практическая работа: Работа с литературой по теме: Брачные церемонии птиц, млекопитающих. | Литература, сайты интернета. | |||||
| 21 | 3 | Практическая работа: Работа с литературой по теме: Брачные танцы различных видов беспозвоночных. | Литература, сайты интернета. | |||||
| 21 | Поведение птиц в брачный период | 2 | Теория: Поведение птиц в брачный период. Токующие птицы, особенности их поведения: токовые позы, танцы. | Презентация | ||||
| 22 | 3 | Практическая работа:: Токование куриных птиц РК. Обсуждение. | Видеофильм | |||||
| 23 | 3 | Практическая работа: Видеофильм: Токование куриных птиц РК. Обсуждение. | Видеофильм | |||||
| 24 | Моногамия. Полигамия в животном мире | 2 | Теория: Свадебные подношения у разных птиц. Моногамия. Полигамия в животном мире. | Презентация | ||||
| 25 | 3 | Практическая работа: Изучение видов «подношений» у птиц. | Литература, сайты интернета | |||||
| 26 | 3 | Практическая работа: Изучение видов «подношений» у зверей. | Литература, сайты интернета | |||||
| 27 | Брачные игры и демонстрации | 2 | Теория: Брачные игры и демонстрации у различных групп животных. | Презентация | ||||
| 28 | 3 | Практическая работа: Работа над темой исследования. Особенности индивидуального поведения животных. | Литература, сайты интернета | |||||
| 29 | 3 | Практическая работа: Работа над темой исследования. Особенности индивидуального поведения животных. | Литература, сайты интернета | |||||
| 30 | Родительское поведение | 2 | Теория: Родительское поведение. Виды родительского поведения у различных групп животных зоопарка (песчанки и другие мелкие грызуны, ламы, козы, попугаи) | Презентация | ||||
| 31 | 3 | Практическая работа: Поиск информации в Интернете по теме Родительское поведение животных. | Литература, сайты интернета | |||||
| 32 | 3 | Практическая работа: Поиск информации в Интернете по теме Родительское поведение разных групп животных. | Литература, сайты интернета | |||||
| 33 |
| 2 | Практическая работа: Игра - Что? Где? Когда? «Родительское поведение животных» | Вопросы игры | ||||
| IV Механизмы поведения 56 | 56 | |||||||
| 34 | Групповое поведение.
| 2 | Теория: Групповое поведение. Взаимоотношения между особями. Сигналы. Механизмы поведения. | |||||
| 35 | 3 | Практическая работа: Постановка цели и задач индивидуальной исследовательской работы. | Работа над главой «Введение» | |||||
| 36 | 3 | Практическая работа: Постановка цели и задач индивидуальной исследовательской работы. | ||||||
| 37 | Органы чувств и жизнедеятельность животных. Запахи в мире животных | 2 | Теория: Органы чувств и жизнедеятельность животных. Запахи в мире животных Обоняние насекомых – одно из главных чувств. Разная роль феромонов у рыб, хвостатых амфибий и пресмыкающихся. Аминоны – оборонные вещества. Их роль в жизни насекомых, пауков, рыб и млекопитающих. | Презентация «Запахи в мире животных» | ||||
| 38 | 3 | Практическая работа: Запахи в мире животных Обоняние насекомых – одно из главных чувств. Работа с Интернетом. Поиск информации по теме. | Литература, сайты интернета | |||||
| 39 | 3 | Практическая работа: Роль феромонов у рыб, хвостатых амфибий и пресмыкающихся. Изучение информации в Интернете. | Литература, сайты интернета | |||||
| 40 | Зрение, слух, терморецепция у животных. | 2 | Теория: Зрение, слух, терморецепция. Значение для жизнедеятельности животных. | Презентация | ||||
| 41 | 3 | Практическая работа: Различают ли животные цвета? Работа с литературой | Литература, сайты интернета | |||||
| 42 | 3 | Практическая работа: Опыт с морскими свинками. | Литература, сайты интернета | |||||
| 43 | Исследовательская активность | 2 | Теория: Исследовательская активность животных. Ее познавательное значение. Ориентировочные реакции. | Презентация | ||||
| 44 | 3 | Практическая работа: Исследовательская активность хищников | Животные зоопарка. | |||||
| 45 | 3 | Практическая работа: Исследовательская активность обезьяны | Животные зоопарка. | |||||
| 46 | Манипулирование. | 2 | Теория: Манипулирование. Роль игры в процессе развития. Манипуляционные игры. Формирование общения в играх животных. Познавательная функция игры. | Презентация | ||||
| 47 | 3 | Практическая работа: Изучение видов манипуляций животных «зоопарка». Наблюдение за играми животных зоопарка – носухи, обезьяна, ласки и т.д. | Животные зоопарка. | |||||
| 48 | 3 | Практическая работа: Изучение видов манипуляций животных «зоопарка». Наблюдение за играми животных зоопарка – носухи, обезьяна, ласки и т.д. | Животные зоопарка. | |||||
| 49 | Игра Брейн-ринг | 2 | Игра Брейн-ринг «Удивительное поведение животных». | Вопросы и задания игры. | ||||
| 50 | 3 | Практическая работа: Написание литературного обзора по теме исследования | Обработка главы Литературный обзор. | |||||
| 51 | 3 | Практическая работа Написание литературного обзора по теме исследования | Обработка главы Литературный обзор. | |||||
| 52 | Научение. Навык | 2 | Теория: Научение. Навык. Классический условный рефлекс и инструментальное научение. Познавательные процессы при научении. Элементарная рассудочная деятельность. Подражание. Научение и общение. | Анализ работы по влиянию метаверона на познавательную активность крыс | ||||
| 53 | 3 | Практическая работа: Выработка условного рефлекса у грызунов (мыши, хомячки). | Животные зоопарка. | |||||
| 54 | 3 | Практическая работа: Выработка условного рефлекса у грызунов (морские свинки). | Животные зоопарка. | |||||
| V Животные и среда 28 | ||||||||
| 55 | Координация движений и пространственная ориентация животных. | 2 | Теория: Координация движений и пространственная ориентация животных. Миграции животных. | Презентация | ||||
| 56 | 3 | Практическая работа: Изучение миграций птиц, черепах, рыб, бабочек. | Литература, сайты интернета | |||||
| 57 | 3 | Практическая работа: Изучение миграций птиц, черепах, рыб, бабочек. | Литература, сайты интернета | |||||
| 58 | Акклиматизация и ракклиматизация животных | 2 | Теория: Акклиматизация и ракклиматизация животных, ее положительные и отрицательные последствия. | Презентация | ||||
| 59 - 61 | Экскурсия -поход | 6 | Особенности жизнедеятельности бобра на малых лесных реках (Юромка, Тыла-ю). | Изучение следов ж/д бобров на реках Юромка или Тыла-ю | ||||
| 62 | Биологические часы животных | 2 | Теория: Биологические (внутренние) часы животных | Презентация | ||||
| 63 | 3 | Практическая работа: Изучение особенностей поведения животных – суточная и сезонная активность. | Животные зоопарка. | |||||
| 64 | 3 | Практическая работа: особенностей поведения животных – суточная и сезонная активность. | Животные зоопарка. | |||||
| 65-66 | Экскурсия на песеку | 4 | Практическая работа: Поведение пчел. «Особенности разведения пчел, как общественных насекомых». | Экскурсия | ||||
| VI Методология научного исследования. 60
| ||||||||
| 67 | Наука и научное мировоззрение. Научное исследование. Объект и предмет исследования | 2 | Теория: Наука и научное мировоззрение. Специфика занятий, общие требования. Научное исследование. Объект и предмет исследования. Гипотеза в научном исследовании. Требования к оформлению раздела «Обзор литературы». Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения. | Исследовательские работы | ||||
| 68 | 3 | Практическая работа: Практическая работа: Написание учебно-исследовательской работы. Работа над введением научного исследования. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Работа над темой исследования. | ||||||
| 69 | 3 | Практическая работа: Практическая работа: Написание учебно-исследовательской работы. Работа над введением научного исследования. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Работа над темой исследования.. | ||||||
| 70 | Этология как научная дисциплина. Методы этологических исследований
| 2 | Теория: Методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Метод аналогий. Основы моделирования. Этология как научная дисциплина. Методы этологических исследований. | Методы этологических исследований. | ||||
| 71 | 3 | Практическая работа: Работа над темой исследования. Раздел: материал и методы Наблюдения и фотосъемка изучаемых животных зоопарка КРЭБЦ. | ||||||
| 72 | 3 | Практическая работа: Работа над темой исследования. Раздел: материал и методы Наблюдения и фотосъемка изучаемых животных зоопарка КРЭБЦ. | ||||||
| 73 | Сбор и обработка данных. Математические методы.
Правила оформления результатов.
| 2 | Теория: Сбор и обработка данных. Математические методы. Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. | Пример эксперимента по рабочей памяти крыс | ||||
| 74 | 3 | Практическая работа: Сбор фактического материала для исследовательских работ (по индивидуальным темам):этологические наблюдения: зоопарк КРЕЭБЦ, | ||||||
| 75 | 3 | Практическая работа: Сбор фактического материала для исследовательских работ (по индивидуальным темам):этологические наблюдения в полевых условиях (территория КРЕЭБЦ, парки города, городские районы, за городом), этологические наблюдения в зоопарке КРЭБЦ. | ||||||
| 76 | 2 | Теория: Результаты работы. Правила оформления результатов. Общие требования к данному разделу. Заключение. | ||||||
| 77 | 3 | Практическая работа: описание результатов исследования и их обработка. Выводы. | ||||||
| 78 |
| 3 | Практическая работа: описание результатов исследования и их обработка. Выводы. | |||||
| 79 | Результаты работы. Правила оформления результатов. | 2 | Теория: Оформление научной работы.Титульный лист. Введение. Обзор литературы. Результаты и обсуждение. Сноски. Приложение. Оглавление. Составление тезисов. | Примеры тезисов | ||||
| 80 | 3 | Практическая работа: Подготовка наглядно-иллюстративного материала (таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, социограммы, схемы, планы, рисунки и фотографии)." | ||||||
| 81 | 3 | Практическая работа: Подготовка наглядно-иллюстративного материала (таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, социограммы, схемы, планы, рисунки и фотографии)." | ||||||
| 82 | Оформление научной работы Обработка фотографий
Психологический тренинг публичного выступления | 2 | Теория: Обработка фотографий для оформления работы, правила составления презентации. | Фото для работы | ||||
| 83 | 3 | Практическая работа: Составление и оформление презентации по теме. | ||||||
| 84 | 3 | Практическая работа: Составление и оформление презентации по теме. | ||||||
| 85 | 2 | Теория: Психологический тренинг публичного выступления; Составление текста для выступления. | Задания тренинга с психологом | |||||
| 86 |
| 3 | Практическая работа: Подготовка к конференции, конкурсу: подготовка устного доклада; подготовка иллюстративного материала для выступления на конференции; репетиция | |||||
| 87 |
| 3 | Практическая работа: Подготовка к конференции, конкурсу: подготовка устного доклада; подготовка иллюстративного материала для выступления на конференции; репетиция | |||||
| 88-89 | Защита исследовательских работ | 4 | Практическая работа: Выступления с докладом. | |||||
| VII Экскурсии, походы, экспедиции 54 часа | ||||||||
| 90-108 | Экскурсия, поход Экскурсия, поход Экскурсия, поход Экспедиция | Наблюдения за особенностями поведения птиц в весенний период (песни птиц, гнездостроительство) 4 ч Экскурсия на водоем (карьеры в Выльгорте). Миграции водоплавающих птиц- 6 ч Экспедиция в Печоро-Илычский заповедник, для изучения фауны и флоры ООПТ, знакомства с методами изучения животных.-44 ч История Печоро-Илычского заповедника.Знакомство с экспонатами музея природы Печоро- Илычского заповедника. Посещение краеведческого музея, знакомство с историей п. Якши, традициями, предметами быта. Экскурсия по маршруту, проложенному для учета численности и мофологии мышевидных млекопитающих с использованием живоловушек и мечением животных. Презентация по теме «Мышевидные млекопитающие», где были представлены биологические особенности всех видов насекомоядных млекопитающих, мышевидных грызунов, роль мышевидных млекопитающих в природе и методика их изучения. (Куприянова И. Ф. –старший научный сотрудник - кбн) Экологическая тропа. Видовое разнообразие растений, методика учета подроста, пробных площадок и категории соснового леса. Экскурсия в лес и на болото. Знакомство с фенологией и разнообразием дикорастущих ягодных растений (черника, брусника, голубика, морошка, клюква) и методами учета их урожайности (сплошного сбора и квадратов). Экологическая игра. Изучение и определение следов животных и голосов птиц, обитателей заповедника. Посещение лосефермы. Знакомство с историей создания и одомашнивания лося, методикой приручения, кормления, особенностями ухода за молодыми лосятами. Наблюдения за особенностями поведения и дойкой взрослых лосих. Кормление молодняка и общение с лосятами Волонтерская помощь в очистке загонов для выпаса лосей от старых деревьев. Участие в республиканской акции по очистке берега реки Печора «Речная лента» совместно со школьниками п. Якша. Экскурсия по тропе для учета численности белок с помощью живоловушек | Оборудование для походов и экспедиций. | |||||






