Методическое обеспечение программы

Основная задача заключается не только в сообщении учащимися Центра определённой информации, а в обучении детей использовать приобретённые знания. Такой подход призван развивать способность сознательно ориентироваться в явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая детей к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.

 Главная задача не только в том, чтобы дать много знаний, главное поближе познакомить с природой, животными, пробудить любовь и восхищение перед её удивительными созданиями, воспитать чувство ответственности за любые действия, связанные с влиянием на окружающую среду.

Структура занятия включает в себя теоретическую и практическую части, лабораторные работы, исследовательскую работу, подготовку к праздникам, экскурсии.

Теоретический материал подается в форме беседы, рассказа, презентаций, фотоснимков, таблиц, справочной литературы, видеофильмов.

Практические работы включают в себя непосредственную работу с животными: уборка клеток, кормление и поение; самостоятельные наблюдения за животными с дальнейшим заполнением дневников наблюдений. Исследовательская работа начинается с выбора темы, изучения методики исследований, работы с литературой, интернет ресурсами; подготовки тематических сообщений, рефератов, постановки наблюдений. Все результаты наблюдений фиксируются и затем используются для написания работы.

Для реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседы, зоологические игры, викторины, практические работы с животными, работа с литературой, демонстрации видеоматериалов, презентации, тематические праздники, творческая работа, изготовление поделок, природоохранная акция, конкурсы, учебно-исследовательская работа, конференция, выставка, мини экспедиция; походы, экскурсии.

Методы и средства образовательного процесса подбираются в соответствии с возрастом, интересами и потребностями учащихся. Изучение большинства тем программы строится таким образом, чтобы теоретическое занятие подтверждалось лабораторной или практической работой.

Значимое место в процессе занятий отводится рефлексии как механизму усвоения и индивидуального восприятия изученной темы. Каждый раздел программы завершается закреплением пройденной темы, каждый год обучения итоговой викториной или игрой, выбором и награждением лучших юннатов.

Список литературы

Нормативная база

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Закон Республики Коми «Об образовании» от 6 октября 2006 г. № 92-РЗ (ред. От 25.12.2013 г.).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.98 г. №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г).

5. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. (ред. от 28.12.2013 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Закон РК №148-РЗ от 23.12.2008 г. «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми».

7. Межведомственная программа развития дополнительного развития детей в Российской Федерации до 2020 года.

8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.

9. Устав ГУДО РК «РЦЭО».

10. Нормативные локальные акты ГУДО РК «РЦЭО»

Литература для педагога

 1. Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983.

2. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985. Интернет-копия

3. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Алексеев В.А.– 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль; Академия развития, 1998.

5. Анашкина Е. И. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: Академия развития, 1998.

6. Смирнов Ю.И. Мир животных. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс»,1995.

7.Волина В.В. Мир животных Ростов-на Дону «Феникс» 1999.

8. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. – М.: Олимп, 1997.

9.. Гл. ред. В. Е. Соколов. Жизнь животных. В 7–ми т. /– перераб. – М.: Просвещение, 1989.

10. А.Н. Сергеев Живые барометры рядом с нами– М.: 000 «Издательство АСТ»; Донецк «Сталкер», 2004

11. Алексеев В.А. Кто и как в мире животных охотится– Ярославль: Академия развития 2001.

12. Е.Ю. Колобовский  Изучаем природу в городе - Ярославль: Академия развития, 2006.

13.Мередит С.: Хомячки, М., «РОСМЭН», 1999.

14.Павлинов И.Я. Удивительная жизнь животных, М., 2000.

15.Самусенко Э.Г. Друзья нашего дома, Минск, изд-во «Полымя», 1983.

16.Краснопевцев В.П. Как животные помогают людям. «Лениздат» 1971

17. Пер. с англ. М. Глобачева Кролики и другие млекопитающие.-М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

18.. Пер. с англ. О.Кутуминой  Домашние животные. – М.: ТЕРРА, 1997.

19..О друзьях наших меньших от А до Я.-Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

20.В.Д. Ильичев, О. Л. Силаева Говорящие птицы.- М.: Наука 1990.

21 Тюрнин Б.Н..Позвоночные животные Республики Коми КРИРО и ПК,2002.

22. Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие / С.А. Яновский. – 3-е изд., дополн. Сыктывкар, 2006.

23.Харитонов Н.П. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: методические рекомендации (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.

 

Литература для учащихся

1. Беренд К. Кошки. – Москва: Омега, 2004.

2. Беренд К. Морские свинки. – Москва: Омега, 2004.

3. Бирмелин И. Волнистые попугаи. – Москва: Омега, 2004.

4. Булла Г. Крысы. – Москва: Омега,2004.

5. Гаспер Г. Декоративные мыши. – Москва: Аквариум, 2002.

6. Гусев В.Г. Витте Л.А. Наши питомцы. Москва: Лесная промышленность, 1978.

7. Котенкова Е.В. Морская свинка. Москва: Компания Дельта М, 2004.

8. Мередит С. Хомячки. – Москва: Росмэн, 2000.

9. Анита Ганери Колючие и ядовитые животные, растения, грибы. М.: «Премьера», ООО «Издательство Астрель», АСТ, 2001.

10. Н. Леденцов Чудесница Саратов Акционерное общество «Заволжье» Информационно-издательский центр 1983.

 




double arrow
Сейчас читают про: