Общие сведения
Система автоматического управления, топливопитания и контроля ГТУ (САУ) является интегрированной частью системы автоматического управления газоперекачивающим агрегатом (САУ ГПА), выполненной на базе микропроцессорной системы.
САУ является смешанной электронно-гидро-пневмо-механической системой, состоящей из электронной системы управления и взаимодействующих с ней гидро- и пневмомеханических агрегатов и систем. САУ выполняет функции управления ГТУ по заданным программам на всех режимах эксплуатации.
САУ представляет собой электронно-вычислительный комплекс, задачей которого является сбор и обработка информации, поступающей в САУ от датчиков и сигнализаторов параметров ГТУ и выдача управляющих команд на исполнительные механизмы (ИМ) и во взаимодействующие системы.
Исполнительные механизмы по командам от САУ осуществляют подачу топлива в камеру сгорания, выдачу гидравлических и пневматических команд на силовые приводы управления механизацией компрессора, перепуска газа из-за турбины газогенератора, перепуска воздуха из компрессора, противообледенительной системы (ПОС).
САУ включает в себя подсистемы:
· управления (смотри раздел «Система автоматического управления»);
· топливопитания (смотри раздел «Система топливопитания»);
· управления механизацией компрессора, управления клапанами перепуска газа из-за турбины газогенератора и ПОС (смотри раздел «Система управления механизацией компрессора, перепуска газа из-за турбины газогенератора и ПОС»);
· контроля(смотри раздел «Система контроля ГТУ»).
· САУ взаимодействует с системой запуска.
Описание
Структурная схема САУ приведена на рисунке.
САУ выполняет следующие функции по управлению ГТУ:
· автоматическую проверку готовности к запуску,
· холодную прокрутку,
· запуск,
· управление на переходных режимах,
· поддержание статических режимов,
· останов и аварийный останов,
· ограничение предельных параметров ГТУ,
· защиту от раскрутки роторов газогенератора и свободной турбины,
· выдачу информации в систему отображения, регистрации и диагностики.
Система управления представляет собой специализированную электронную цифровую вычислительную машину с неизменяемой программой управления, работающую в реальном масштабе времени и оснащенную устройствами сопряжения с датчиками и исполнительными механизмами.
В состав САУ ГТУ входят:
· алгоритмы управления и контроля ГТУ;
· пульт контроля и управления (ПКУ) в составе САУ ГПА;
· исполнительные механизмы системы топливопитания;
· агрегаты управления механизацией компрессора и клапанами перепуска;
· датчики и сигнализаторы параметров двигателя, положения исполнительных элементов,
· электрические, гидравлические и пневматические линии связи – электропроводка, трубопроводные коммуникации.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Общие сведения и описание
Общие сведения и описание по аппаратной части САУ смотри в Руководстве по эксплуатации САУ ГПА.
Работа
Перечень функций по управлению ГТУ-16ПЕ, выполняемых САУ, приведён в таблице 1.
Таблица 1
Режим, функция регулирования, контроля | Закон регулирования | Погрешность выполнения функции |
1 Холодная прокрутка ГТУ | Формирование команд на включение агрегатов | |
2 Запуск ГТУ | Формирование команд на включение агрегатов | |
3 Программы управления на запуске | ||
3.1 Регулирование подачи топливного газа в камеру сгорания на розжиге | Gтпр= ¦(t) | ±10 % |
3.2 Регулирование подачи топливного газа на участке разгона | ńгг = ¦(nгг) | ±15 % |
3.3 Ограничение расхода топливного газа | Gтпр=¦(nггпр)(1+Кт) | ±10 % |
3.4 Блокировка увеличения расхода топливного газа до розжига камеры сгорания | П = ¦(dТтзап) | |
3.5 Ограничение температуры газа за турбиной ГГ на запуске | T*т ср = 1073 СТвхТт ср | ±10 К |
4 Режимы работы двигателя | ||
4.1 Минимальный режим | nгг = ¦ (tвх) | ±0,25 % при t*вх > 25 °С ±0,45 % при t*вх < 25 °С |
4.2 Аналоговое задание режима | nст = const | ±0,15 % |
4.3 4.3 Дискретное задание максимального режима | ||
4.4 Управление положением ВНА | aвна = ¦(nггпр) | ±0,4 %(по nгг пр) |
4.5 Дозирование топлива на приемистости, на сбросе | гг = 30 об/(мин·с) гг = -30 об/(мин·с) | |
4.6 4.6 Управление положением КПВ компрессора и зазорами по тракту турбины | Пкпв = ¦(nггпр) | ± 50 об/мин |
4.7 4.7 Управление положением КПВЗ и КПГ турбины ГГ | Пкпвз = ¦(nггпр) | ±50 об/мин |
4.8 4.8 Управление противообледенительной системой | Ппос = ¦(tвх) | |
5 Ограничение режимов ГТУ
| ||
5.1 5.1 Ограничение давления воздуха за компрессором ГГ номинальный режим максимальный режим | P*когр (абс) = 2,108 МПа, P*когр (абс) = 2,324 МПа | ±1,2 % ±1,2 % |
5. 5.2 Ограничение частоты вращения ротора компрессора ГГ | nггогр = 11200 СnТвх(Р) об/мин nггмин = 9900 СnТвх об/мин | ±0,25 % при t*вх > 25 °С; ±0,45 % при t*вх < 25 °С |
5.3 Ограничение температуры газа за турбиной ГГ | T*тогр = 1074 СТвхТт (Р) | ±10 К |
5.4 Ограничение частоты вращения свободной турбины | nстогр = 5630 об/мин | ±0,15 % |
5.5 Ограничение максимального расхода топливного газа в камеру сгорания | GТогр = 3790 кг/ч (GТ/Р*к)пр = ¦(nггпр) | ±3 % ±6 % |
6 «Останов» | Формирование команд на включение агрегатов | |
7 «Аварийный останов» | Формирование команд на включение агрегатов | |
8 Защита от раскрутки ротора свободной турбины | Формирование команд на включение агрегатов |