Формирование заданий исполнителям работ на постах

Для завершения разработки ТП необходимо распределить ТО на постах по исполнителям, т.е. сформировать задания рабочим каждого поста. При этом учитываются следующие основные требования:

- равномерность их загрузки: tи1 ≈ tи2 ≈ … ≈ tиm, где tи1 , tи2, …, tиm – трудоемкость операций в чел.-мин, порученных 1-му, 2-му, … m-му исполнителю на посту;

- оптимальность последовательности выполнения операций исполнителями (минимальные расстояния переходов, исключение пересечений с другими исполнителями);

- приоритетность выполнения операций;

- технологическая неразрывность операции.

контрольные, крепежные и регу-лировочные работы посистеме питания, электропроводке, АКБ, а также работы по ходовой части, несвязанные с вывешиванием колес

контрольные, крепежные, регулировочные и осмотровые работыпо мостам, рулевому управлению, а также работы, связанные с вывешиваниемколес

Рисунок 5.6 – Распределение операций и исполнителей по постам поточной линии ТО-1

Эта задача достаточно сложная, поскольку действует множество противоречивых факторов. Она может быть решена с большим или меньшим успехом различными методами. В основу всех методов положена сортировка операций, только принципы сортировки разные. При ручном способе разработки ТП ТО инженеры-технологи наиболее часто используют:

- сортировку операций по исполнителям по принципу «сверху – снизу»;

- перебор и сортировку операций по агрегатам и видам работ.


В обоих случаях выполнение операций на посту, как правило, начинается с тех операций, которые требуют соисполнения. При соисполнении операций, выполняемых сверху, помощь оказывает «скользящий рабочий». При сортировке операций по агрегатам соблюдается их технологическая неразрывность. Т.е. сначала заканчиваются все операции по данному агрегату, а затем обслуживается находящийся рядом агрегат или система. После каждого варианта набора операций для исполнителей по указанным выше методам производится оценка неравномерности загрузки

где tиmax, tиmin – соответственно, максимальный и минимальный объем работ, приходящийся на исполнителей, чел.-мин.

Неравномерность загрузки исполнителей не должна превышать 15%.

Одним из способов решения рассматриваемой задачи является формирование работ по методу конечных элементов /23/.

Достоинством этого метода является то, что на его основе возможна разработка алгоритма и программы формирования оптимальной последовательности выполнения операций исполнителями с помощью компьютера.

Решение задачи распределения операций и последовательности их выполнения исполнителями по методу конечных элементов заключается в условном расчленении объекта обслуживания на отдельные элементы простейшей формы. Автомобиль рассматривается как параллелепипед. Если его разделить рядом горизонтальных и вертикальных плоскостей, то можно представить, что он состоит из некоторого числа конечных элементов (рисунок 5.7). Они также будут иметь форму параллелепипеда.

Предполагается, что элементы связаны между собой в узловых точках на их границах. Каждый элемент имеет свои координаты X, Y, Z и соответствующую трудоемкость работ, выполняемых в данном объеме пространства.

Размеры конечного элемента выбираются, исходя из антропометрических данных среднего человека – исполнителя работ (обычно ΔL = 500 – 700 мм, ΔB = 500 – 600 мм, ΔH = 1000 – 1100 мм). Имея характеристику каждого конечного элемента, можно описать автомобиль в целом.

L, B, H – соответственно, длина, ширина и высота автомобиля,

ΔL, ΔB, ΔH – размеры конечного элемента

Рисунок 5.7 – Представление объекта обслуживания в виде системы

                   конечных элементов

Для распределения операций по исполнителям и определения последовательности их выполнения необходимо задать направление перемещения исполнителей по конечным элементам. Рассмотрим два варианта организации ТП для двух исполнителей, представленные на рисунке 5.8.

а – формирование последовательности операций по уровням

б – формирование последовательности операций по бортам

Рисунок 5.8 – Варианты формирования заданий исполнителям по

                   методу конечных элементов

При организации маршрутов исполнителей по уровням (а) процесс начинает формироваться в пределах одного уровня yi на всю ширину автомобиля. Вдоль продольной оси автомобиля осуществляется суммирование трудоемкости конечных элементов с условным шагом ΔL, мм, а в плоскости перпендикулярной оси автомобиля с условным шагом ΔB, мм:

где tyi – трудоемкость работ в пределах i-го уровня yi, чел.-мин;

n = 1, 2 … L/ΔL – количество шагов суммирования вдоль продольной оси автомобиля;

tbi – трудоемкость работ каждого конечного элемента, находящегося в области, ограниченной текущими координатами H, B, L.

 Условие, при котором конечный элемент попадает в эту область, формулируется следующим образом:

где tx,y,z – трудоемкость конечного элемента по обслуживанию узла с координатами x, y, z.

При использовании варианта (б) (рисунок 5.8) порядок вычисления операций и суммирование их трудоемкости ведется по всем маршрутам, показанным стрелкой (по сторонам автомобиля).

С помощью данного метода можно решать следующие задачи:

- определение № операций, выполняемых каждым исполнителем на посту;

- порядок выполнения операций исполнителем;

- трудоемкость работ каждого исполнителя;

- время начала и окончания работ исполнителями;

- расчет общего времени выполнения работ на посту и на поточной линии в целом.

При разнесении операций по исполнителям и задания порядка их выполнения нужно учитывать следующие особенности:

- выполнение операций с участием соисполнителя;

- распределение операций в случае нечетного числа конечных элементов (средний ряд);

- неравномерность распределения работ по бортам автомобиля;

- необходимость выполнения дополнительных операций сопутствующего ТР.

Результаты распределения операций ТО по постам поточной линии и исполнителям рекомендуется заносить в карту-схему по типу таблицы 5.7.

Оценка качества формирования работ по постам и исполнителям производится по двум критериям:

1. По равномерности загрузки исполнителей (формула (5.20) и бесконфликтности распределения исполнителей по времени и в пространстве – rij(t).

2. Второй критерий применяется, если распределение операций осуществляется по методу конечных элементов. В этом случае rij(t) – «расстояние между исполнителями» в момент времени t, измеряемое числом конечных элементов, разделяющих конечный элемент, в котором находится i-й исполнитель, и конечный элемент, в котором находится j-й исполнитель.

rij(t) = |Xi(t) – Хj(t) | + |Yi(t) – Yj(t)| + |Zi(t) – Zj(t)|,   (5.23)

где Xi(t), Yi(t), Zi(t) – координаты конечного элемента, в котором в момент времени t находится i-й исполнитель;

Xj(t), Yj(t), Zj(t) – координаты конечного элемента, в котором в момент времени t находится j-й исполнитель.

Исполнители не должны встречаться в одном конечном элементе, а для регулировщиков число блоков, отделяющих их от других исполнителей, должно быть не менее двух.

Таблица 5.7 – Карта-схема расстановки исполнителей и распределения операций на постах поточной линии ТО-1 для автомобиля ГАЗ-3307

№ поста

Наименование

работ

Коли-

чество испол-ните-лей, чел.

Испол-нители

№ опе-

раций

Местовыпол-нения

Трудоемкость, чел.-мин

Примечание

1

Контрольные, осмотровые, регулировочные, крепежные по рулевому управлению, по мостам, работы, связанные с вывешиванием колес

2

1

4,5,6,12, 13,16,40, 41,25,26, 31, 39,42

Сверху

29,8

Операции 4,13,16,26 выполняются с соисполнителем

2

9,13,15, 16,17,18, 19,20,21, 22,26,27, 28,29,30, 37

Снизу

29,4

Итого по посту:

59,2

2

Контрольные, крепежные и регулировочные работы по системе питания, электро-оборудованию, АКБ, ходовой части

2

3

33,36,43, 44,45,46, 47,48,49, 35,10

Сверху

29,1

Операция 69 выполняется с соисполнителем

4

64,65,66, 67,68,69, 70,71,72, 73,74,75, 76,77,78, 79,80

Снизу

28,5

Итого по посту:

57,6

3

Смазочно-заправочные, обтирочные и осмотровые по всем агрегатам

2

5

81,82,85, 86,87,88, 89,90,91, 92,93,94, 95,96,97

Сверху

и

снизу

30,5

Операции 4, 69 выполняются с соисполнителем

6

83,69,1, 3,2,32, 7,8,4

Сверху

23,2

Итого по посту:

53,7

           
                                                       

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: