Переодизация первобытной эры и первобытного врачевания

В истории первобытной эры выделяют 3 эпохи:

1. Становление первобытного общества – эпоха праобщины (свыше 2млн лет назад – 40 т.лет назад)

2.Зрелость первобытного общества - эпоха первобытной общины (40 т. лет назад - 10-е тысячелетие до н.э.)

3.Разложение первобытного общества – эпоха классообразования (с 10 до 5 тысячелетия до н.э.)

Соответственно этапам первобытной истории условно определяются 3 периода в развитии первобытного врачевания:

1.Врачевание эпохи праобщины – происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного животного и минерального происхождения)

2.Врачевание первобытной общины- развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике

3.Врачевание эпохи классообразования- шло становление культовой практики врачевания, продолжалось накоплении и обобщение эмпирических знаний врачевания

Виды медицинской деятельности и первые врачебные средства:

1.Эпоха праобщины:

Древнейшие люди - Врачебные средства- растения, части животных, минералы, солнце и воды.

Древние люди- лечение ран и переломов. Целенаправленное использование лекарственных средств- тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др

2.Зрелость первобытного общества:

при пищевых расстройствах- эвкалиптовая смола, касторовое масло и луковицы орхидеи; при кровотечениях- паутина, зола или жир игуаны; при змеиных укусах высасывали яд и прижигали рану; при заболеваниях кожи- промывали мочой и прикладывали глину; при простуде- паровая баня, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.

Оперативное лечение - обрабатывали рану средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали шины при переломах; применяли опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств для обезболивания; кровопускание; применяли в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений; вскрывали вены при помощи мелких стрел.

3.Эпоха классообразования:

Расширение круга лекарственных средств и приемов. Развитие местных культов и методов врачевания.

Оперативные приемы - ампутации конечностей, кесарево сечение.

Эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были ещё весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Знания о врачевании делились на рациональные и иррациональные. Бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления:

1.Магия - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы события, явления природы.

2.Шаманизм - целенаправленного взаимодействия с потусторонним миром: с духами, которое осуществляет шаман

3.Фетишизм- вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

4.Тотемизм- вера человека в существование родственной связи межу его родом и определенным видом животного или растения. Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

5.Анимизм - вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

Первобытное врачевание в целом:

1Инстинктивная самопомощь (формирующаяся медицина, уход за больными)

2.Коллективное врачевание. Ширятся гигиенические знания и навыки. Вода для личной гигиены. Удобная одежда. Погребения умерших. Огонь - лечебно-предупредительное средство. Хранение продуктов. Бани.

3.Совершенствуются имперические и лечебные средства всех происхождений.

4.Зарождение хирургической практики (ампутации, трипонации черепа, полостные операции, акушерская помощь)

5.Переплетение религиозных представлений с лечебными знаниями. Культовое врачевание, появл. проф. служители культа(колдун,знахарь,шаман)->народное врачевание (исток традиционной и научной медицины).

2. Врачевание в Древней Месопотамии.+

Самым обширным памятником права Древней Месопотамии остаются законы Хаммурапи –правившего в 1792-1750 гг. до н.э. Сначала их записывали на глиняных табличках, а к концу правления Хаммурапи свели воедино и высекли на чёрном базальтовом столбе высотой 2,25 м. Этот памятник права был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках древнего города Сузы – столицы древнего Элама.

Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

Некоторые параграфы законов, касающиеся умышленных и неумышленных телесных повреждений, связаны с правовыми аспектами деятельности врачевателей.

По законам Хаммурапи, в случае успешного лечения врачеватель получал высокое вознаграждение.

Одна из наиболее ранних систем письменности-клинопись- изобретена в Др.Месопотамии(Шумер, Вавилон,Ассирия). Древнейший из дошедших до нас текстов мед.содержания составлен в Месопотамии в конце 3 тысячелетия до н.э. Текст состоит из 15 «прописей» лекарственных средств, начертанных на небольшой глиняной табличке. Его можно считать самой древней «фармокопеей» в истории человечества, сохранившейся до наших дней. Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими.

Врачеватели покланялись многим богам. Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов. Они сохранили их функции, но дали богам другие имена.

Именем асу (знающий воду) в Древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы. Атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями – ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

Врачебные знания в Древней Месопотамии передавались устно. В старовавилонский период они всё чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям поражённых частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», ценное для врачевателей. Анализ текста табличек показал, что врачеватели использовали в практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, леканору («манна»). В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть.

К середине 2-го тысячелетия до н.э. в Древней Месопотамии сформировались 2 основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Искусством врачевания занимались врачеватели – эмпирики асу. Представители другого направления назывались ашипу, они лечили оккультными методами.

Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1-го тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую ашипуту.

3  Врачевание Древнего Египта (толкование причин болезней, методы и средства их лечения, очистительная терапия)+

Медицинские знания в Древнем Египте находились на высоком уровне. До наших времен дошли тексты, содержащие большое количество сведений о болезнях и способах их лечения. На высоком уровне была диагностика. Некоторые лекарственные препараты, использовавшиеся в то время, активно применяются и по нынешний день.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии. Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубокими для своего времени. Уже в середине 2-го тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам (в папирусе Эберса). Таким образом, древние египтяне в середине 2-го тысячелетия до н.э. определяли болезни по пульсации сосудов, т.е. по пульсу, который они наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций. Врачебная этика того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со с верхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями).

 

Медицина и религия Как и в других древних цивилизациях, медицина Египта была неразрывно связана с религией. Основоположником ее считался бог мудрости. Тот, которому приписывали авторство 32 Герметических книг. Шесть из них были посвящены медицине. В настоящее время все эти труды утрачены.

Помимо Герметических книг, медицинские знания существовали также в папирусах. Наиболее известные из них, которые дошли до нашего времени, – папирусы Эберса и Смита, написанные примерно в 1500 году до н.э. В папирусе Эберса описаны общие медицинские темы, а также более 900 предписаний и рецептов. Папирус Смита содержит сведения о лечении ран и ушибов. Найдены также труды по педиатрии и гинекологии.

Врачи Древнего Египта Первым врачом, имя которого упоминается в древних рукописях, около 3000 лет до н.э., был Секхетьенанах. Это был придворный лекарь, «исцеливший ноздри царя». В честь этого ему была поставлена статуя с памятной надписью об этом событии.

Наиболее известным египетским врачом был Имхотеп, упоминающийся около 2975 года до н.э. Помимо того, он был главным визирем фараона и архитектором. Впоследствии Имхотеп стал почитаться как полубог и считаться покровителем медицины. Однако достоверных сведений о его достижениях не сохранилось.

В Древнем Египте была особая каста медиков. Ее представители обучались в специализированных школах в Саисе и Гелиополе. Врачи особо чтили правила, описанные в священных текстах Герметических книг. Пока лекарь их придерживался, ему ничто не грозило, даже если пациент умер. Но при любом отступлении его ждала смертная казнь.

Знания о строении человеческого тела и болезнях Несмотря на практикующееся вскрытие и бальзамирование умерших, знания об анатомии и физиологии человека оставались на низком уровне. Это связано с тем, что существовало множество запретов касательно мертвого тела. Даже бальзамированием занимались не лекари, а особые специалисты.

Представления о болезнях были основаны на идеях вселения злых духов. Поэтому неотъемлемой частью лечения были заговоры и специальные магические ритуалы. Другими причинами заболеваний считали отравления и погоду. Хирургическое лечение практически не применялось из-за страха повредить тело перед загробной жизнью. Проводились только простейшие процедуры: вправление вывихов и наложение шин при переломах.

Тем не менее, диагностика была на достаточно продвинутом уровне. Так, египтяне умели определять пульс на разных артериях и имели представление о кровообращении. Жизненно важным органом считалось сердце, а одной из важнейших функций – дыхание. Температуру измеряли прикладыванием руки. По некоторым данным, египтяне умели прослушивать сердце и легкие, прикладывая ухо к груди больного.

Лекарственная терапия Фармакотерапия была хорошо развита. Было известно большое количество лекарств и описаны их точные дозы при тех или иных заболеваниях. Некоторые из них активно используются по настоящий день, например, оливковое и касторовое масла, шафран и опиум. На высоком уровне находились также знания о гигиене. А в терапии различных заболеваний большое внимание уделялось диете.

4. Знания о зубных болезнях и их лечение в Др. Египте и Др.Месопотамии+

Др.Египет. В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т. е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов.

Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Др.Месопотамия. В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба. В Шумере была обнаружена и датирована 3000 г. до н. э. первая специально изготовленная зубочистка из золота. Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот - винного уксуса или винной кислоты.

5 Врачевание Древнего Китая (объяснение сущности болезни, методы диагностики, чжэнь-цзю терапия)+

Понятие «традиционная китайская медицина» включает традиционный метод чжэнь-цзю терапии, систему дыхательных упражнений, точечный массаж, лекарственное врачевание, диетику, традиционную китайскую гимнастику, т.е. комплекс китайской традиционной системы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурофилософскую основу. Здоровье понималось как результат равновесия начал Инь и Ян, а также 5 стихий у шин, в то время как болезнь считалась нарушением их правильного взаимодействия.

При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования:

  1. осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;
  2. прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов;
  3. подробный опрос больного;
  4. ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки.

Вершиной искусства было учение о пульсе. Различалось 28 видов пульса, из них 10 были основными: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряжённый, постепенный.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия-иглоукалывание (акупунктура). На основе длительных многовековых наблюдений философы и врачеватели Древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия проделанные в «жизненных точках», восстанавливается равновесие инь-ян (здоровье). С развитием метода наметилась специализация игл и их деление на виды. Первые иглы были каменными. Они имели тончайшее отверстие, по которому, как предполагали, движется активное начало Ян. В последующем иглы изготавливали из яшмы, кости, бамбука, а позднее из металлов, серебра и золота. Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажжённых сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

Запрещены вскрытия. 3 в.до н.э. – круговое движение крови – поэзия. 502 г до н.э. - первая в мире фармокопея (сборник официальных документов, устанавливающих нормы качества лекарственного сырья).12 в до н.э. – вариоляция. Главная задача медицины- укреплять здоровье здоровых. Мед.законодательство – искусство медицины (Яю, Юю).

6. Медицина в Древней Индии. (объяснение сущности болезней, достижения в области хирургии и гигиены)+

Периодизация истории врачевания:

1) харапская цивилизация;2) ведийский период;3) классический периоды.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания – аюрведа. Аюрведская медицина использует лекарственные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В течение двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за её пределами.

Искусство врачевания высоко ценилось в др.Индии. Буддийские предания сохранили славу о чудесных целителях древности: Дживаке?, Чараке и Сушруте. Л егендарные врачеватели Чарака и Сушрута – авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита», в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита», хирургический трактат, посвященный оперативному врачеванию.

Врачеватели Древней Индии Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие – каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи – знахари.

Представления о строении тела человека в Древней Индии были самыми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.

Метод мацерации. Мацерирование — один из методов приготовления анатомических и гистологических препаратов. 300 костей, 900 связок

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи, языка, выделений, шумов в лёгких, особенностей голоса. Интересен факт-Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе учитывались особенность болезни, время года, возраст, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешивание соотношений жидкостей, что достигалось диетой, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, мочегонные) и хирургическими методами лечения.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по своему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире. Ещё не имея научных представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели,следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью ловкостью и отличным владением инструментами.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапоротомии (разрез брюшной стенки), камне-, грыжесечения, пластические операции (ринопластика – кожа со лба на нос, пересадка кожи с подородка на нижнюю губу), накладывали швы на раны головы, лица, поворот плода на ножку

Один из центров мед. Образования располагался в городе Таксила.

Уже в глубокой древности предпринимались первые попытки предупреждения заразных болезней, в том числе и оспы (вариоляция), широко распространенной в Индии.

Представления о причинах болезней в классический период истории Древней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господствовавшего в ведийский периодсверхъестественного понимания болезни. В результате человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь. Из пяти стихий и трёх жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя. Исходя из этих воззрений, здоровье как результат уравновешенного соотношения трёх субстанций.

7. Болезни зубов, способы их лечения и профилактики в Древней Индии и Древнем Китае.+

Древняя Индия: Гигиена полости рта – часть философско-религиозной идеи (предписание Маку – 2 век до н.э.-1век н.э.). Скребок для чистки языка. Зубоврачевание – божественное происхождение. Зубоврачевание – отрасль хирургии. Горячий воск, мед, масло для лечения зубов, горячий зонд, щипцы для экстракции зубов.  В Древней Индии в 1000 – 300 г.г. до н.э. уже овладели несложными операциями на лице. Самым известным в то время врачом был хирург Сушрута. Он мог не только виртуозно удалять зубы, но и проводить пластические операции на носу. Для обезболивания он использовал гашиш и белену. В своих сочинениях Сушрута перечислил 65 заболеваний органов полости рта, из которых 23 - зубные болезни, описываются хирургические операции, дается описание более 100 инструментов, в том числе и щипцов для извлечения зубов.

Древний Китай: «Больной рот-причина болезней, несчастий». Исп жевательные палочки, зубные щетки, иглоукалывание. 5 в до н.э. – Хванг Фи описывает болезни рта. Болеутоляющие средства. Зубные протезы из бамбуковых палочек. Ней Цзин – 3 в. До н.э. – 5 разделов, посвящ болезни зубов (сроки прорезывания зубов у детей, кариес зубов, процесс роста молочных зубов, связь болезни полости рта с общими заболеваниями, описание проявления общих заболеваний). Чжен Чжун Цина – первая специальная книга о болезни зубов. 7-5 тыс. до н.э.проф. стоматологи высокого класса.

8. Храмовая медицина Древней Греции. +

Покровителем медицины в Древней Греции являлся бог-целитель Асклепий, чей культ сложился примерно в VII веке до н.э. Греки верили, что он был сыном бога Аполлона, который сам помог малышу родиться, проведя первое кесарево сечение.

Сыновей Асклепия также почитали как легендарных лекарей. Известнейшим их потомком считали Гиппократа. Одним из атрибутов Асклепия была змея. Она являлась символом мудрости, обновления и могущества природных сил. Позже стал изображаться посох или чаша, обвитые змеей.

Первые святилища, посвященные Асклепию, были возведены в VI-V веках до н.э. в Пелопоннесе, Фессалии и на Косе. Назывались они асклепейонами. В их центре располагались храмы и жертвенники. Место для их сооружения выбиралось возле минерального источника с целебной водой и кипарисовой рощи. Хоть там нельзя было находиться роженицам и тяжело больным, в них оказывались некоторые медицинские услуги. В основном это было водолечение и прием лекарств.

Таким образом, асклепейоны явились прообразом первых больниц. Практиковался там «искусственный сон» – состояние, которое достигалось применением гипноза и наркотиков. В таком виде больные легко переносили боль и даже хирургические операции. За оказанные услуги храмам приносились дары – мраморные руки, ноги, серебряные сердца, которые символизировали исцелившуюся часть тела.

Врачевание в храмах было очень популярным, но не могло конкурировать с настоящими лекарями. Поэтому врачи часто приглашались в асклепейоны для ухода за тяжелыми больными. Медицина была неразрывно связана с философией. Известнейшими врачами были Аристотель, Гераклид, Демокрит. Они были не только философами, в их трудах были рассуждения о жизни и смерти, развитии эмбриона, болезнях, лихорадке, лекарствах и диете. Долгое время врачевание было семейной традицией. Только в V-IV веках до н.э. в семью лекарей стали принимать учеников со стороны и обучать их.

Одними из основных источников сведений о быте и культуре Древней Греции являются эпические поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». В поэмах детально описано 141 повреждение конечностей и туловища, среди которых есть проникающие и поверхностные раны, ушибы и нагноения от ядовитых укусов змей. Упоминалось там и о рождении живого семимесячного малыша, об эпидемии чумы и использовании серы в качестве лекарства.Греки умели извлекать из тела стрелы, останавливать кровь, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Обрабатывать раны умели не только врачи, но и сами воины.

9.Медицинские школы Древней Греции+?

Медицина классического периода:

Возникновение философских и профессиональных школ.

1) Кротонская врачебная школа:

-организм-единство противоположностей

-здоровый организм- результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького)

-противоположное лечится противоположным

Выдающийся врачеватель-Алкмеон

2)Книдская врачебная школа:

Учение о 4х телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь)

-здоровье-равновесие соков

-метод выслушивания и плевретического трения (Гиппократ)

Выдающийся врачеватель-Эврифон

3)Сицилийская врачебная школа:

Выдающийся впачеватель-Эмпедокл

-4 постоянные стихии в основе всех вещей: огонь, вода, воздух, земля

-сердце-главный орган сознания

-вместо 4х телесных соков- 4 состояния: горячее, холодное, влажное и сухое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: