Конвенция Совета Европы «О правах человека в биомедицине»

Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» принятая в 1996 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
Она включает в себя
1. Необходимо соблюдать принцип неприкосновенности частной жизни, а также соблюдать право человека знать (или не знать) информацию о состоянии своего здоровья.
2. Запрещается любая форма дискриминации на основании информации о генетических характеристиках того или иного человека.
3. "Интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки "
4. Забор органов или тканей у живого донора с целью их дальнейшей трансплантации может осуществляться только с его согласия и исключительно в терапевтических целях.
5. Необходимо уважать право ученых на проведение научных исследований, однако последние должны осуществляться с соблюдением положений настоящей "Конвенции" и других правовых документов, направленных на защиту прав, достоинства и интересов отдельного человека.
Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях










ВОПРОС 35

Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований в России.

Российская Федерация, как субъект международного права придерживается международных документов, провозглашающих этическое регулирование биомедицинских исследований на человеке и животных. Документы ВМА носят рекомендательный характер.

В настоящее время правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке в Российской Федерации осуществляется посредством отдельных международно-правовых актов, Конституции РФ, ряда федеральных законов, включая ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018), а также ведомственными нормативно-правовыми актам.

 

ВОПРОС 36

 Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных.

Эксперименты на животных в интересах развития науки получили широкое распространение в начале ХIХ в., первоначально ограничиваясь главным образом физиологическими исследованиями. Многие из них, особенно те, которые были проведены в эпоху до появления наркоза, сегодня были бы расценены как негуманные, неоправданно жестокие.

Существует ряд международных документов, регламентирующих проведение исследований и экспериментов на животных. Одним из основного такого рода документов являются «Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных», разработанные и принятые в 1985 г. Международным Советом Медицинских научных Обществ (CIOMS). Основные положения «Рекомендаций»:
- стремление к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем In VItro;
- использование минимально возможного количества животных;
- следование таким этическим императивам, как должная забота о животных и избежание или минимизация дискомфорта, дистресса, боли;
- исходить из того, что, что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному;
- использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств;
- если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то эксперимент проводить только после обязательного одобрения этического комитета;
- если после эксперимента животное обречено на страдание, хронические боли и тяжелые увечья, то его следует безболезненно умертвить.

Вопрос о правомочности использования животных в биомедицинских исследованиях широко дискутируется, не решен окончательно, и в настоящее время существуют две противоположные точки зрения. Согласно первой из них, получившей название «антропоцентризма», человек, являясь венцом мироздания, имеет неограниченное право использовать животных в своих интересах, в том числе и при проведении биомедицинских исследований. Согласно второй точке зрения, именуемой «биоцентризмом», окружающий нас животный мир имеет равные с человеком права и не может быть объектом эксплуатации человеком.

Важную роль в отношении человека к животным, особенно при использовании последних в биомедицинских целях, играет современное философское течение «утилитаризм», признающее за животными морально-правовой статус, хотя и не идентичный таковому у человека. С позиций теории утилитаризма использование животных в экспериментах оправдано только тогда, когда в этом имеется насущная необходимость, если цель важна и нет других путей ее достижения, а польза превышает ущерб, нанесенный животным.
В целом в настоящее время доминирует мнение, что эксперименты на животных необходимы для прогресса медицинских и биологических наук, а также здравоохранения, но должны проводиться с соблюдением определенных нравственных норм. Требование этичности эксперимента стало обязательным условием его проведения во всех странах и служит показателем цивилизованности страны.

 









ВОПРОС 37


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: