Проблемы формирования и защиты конституционных гарантий и прав человека в современной России

Проблема прав человека на современном этапе развития государства и общества

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей.

На протяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И оно добилось немалых результатов. Однако экономический и научно-технический потенциал часто используется, чтобы угнетать и убивать людей, способствовать их обнищанию.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо - каждый новый шаг в развитии государства (и цивилизации в целом) приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Но право обладает и собственной относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, т.е. право имеет самостоятельное значение по отношению к государству, хотя и формируется при непосредственном участии государства. Государство обеспечивает охрану прав человека и господствующих правовых отношений; государственное принуждение - постоянный гарант, подкрепляющий права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и государство может наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.

В настоящее время выделяют несколько этапов развития прав человека:

I этап - политические, личные, культурные права.

II этап - социально-экономические, гражданские права.

III этап - коллективные права: женщин, детей.

IV этап - права человечества: право на мир; экологические, информационные права; права на ядерную безопасность, космос и другие.

В современных условиях все более утверждается мысль о том, чтобы не только уравновесить в правах государство и личность, но и предоставить каждому человеку безотказно действующие механизмы реализации неотъемлемых прав человека. Обществу необходимо ощущать на себе то благотворное влияние, которое способно оказать право как явление цивилизации и культуры. Для нас это особенно важно сейчас, поскольку еще не зафиксированы все грани между свободой и дозволенностью. Общество нуждается в утверждении атмосферы надежного и прочного правопорядка, дабы быть уверенным в победе истины во всех жизненных перипетиях, какими бы сложными они ни были. Без этого разумного согласия не достичь.

В процессе накопления новых ценностей и новых отношений между государством и личностью происходят сложные взаимодействия. Существенным образом меняются соотношения экономики, демократии, права, возникают новые проблемы в развитии личности и ее правовой охране.

Права человека потому и носят всеобщий и универсальный характер, что базируются на общечеловеческих ценностях. Права человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Общечеловеческие ценности составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. Важнейшей особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общечеловеческие нравственные принципы, как справедливость, гуманность. Права человека - это духовно-нравственный идеал, воплощенный в правовых нормах.


 


Пути повышения эффективности конституционных гарантий реализации прав человека и построения правового государства

Хотя закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ уже само по себе является гарантией их исполнения, но и сами конституционные гарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Ведь несистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие заботы законодателя о создании отлаженного механизма их реализации приводит, как правило, к плачевным результатам. Принятая норма в таком случае - какой бы прогрессивной и эффективной она ни казалась - остается лишь на бумаге, а стало быть, цель, ради которой она принималась, так и не была достигнута.

Конструкции конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например "гарантируется свобода массовой информации" (ч. 5 ст. 29), "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту" (ч. 1 ст. 39). Другие - в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например "право частной собственности охраняется законом" (ч. 1 ст. 35), "материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ч. 1 ст. 38).

В целях максимальной охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы - общие и специальные (гарантии правосудия). Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, они называют конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права38. Эта гарантия, по мнению В.М. Чхиквадзе, трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, которая сформулирована в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ. Без этих основ требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер39.

К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относят:

-конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод;

-судебную защиту прав и свобод;

-законную самозащиту человеком своих прав и свобод;

-административно-правовую защиту прав и свобод;

-международную защиту прав и свобод.

К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относят:

-гарантию подсудности;

-право на юридическую помощь;

-презумпцию невиновности;

-запрет повторного осуждения за одно и то же преступление;

-недействительность незаконно полученных доказательств;

-право на пересмотр приговора;

-гарантию от самообвинения;

-права потерпевших;

-запрет обратной силы закона.

Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В рамках реализации данного конституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридической помощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионах страны создаются постоянно действующие центры бесплатной "скорой юридической помощи для населения".

В ст. 49 Конституции закреплена презумпция невиновности граждан: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).

В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.

Деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

Низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению"40.

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

 

 



Заключение

В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними — истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством — утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.


 


Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2.Воздушный кодекс РФ: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383 (ст. 85).

3.Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

4.Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1183.

5.Анисимов П.В. О методологическом и практическом значении права человека на правовую защиту в формировании правозащитного направления отечественной юридической науки // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003.

6.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М., 2002.

7.Глухарева Л.И. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека // Право и права человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 5. -М., 2003.

8.Иерархия потребностей А. Маслоу. См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер., 2003.

9.Ильин И. Общее учение о праве и государстве. -М.: АСТ; Хранитель, 2006.

10.Лукашева Е.А. Права человека: конфликт культур // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. -М., 2006.

11.Малиновский А.А. Назначение субъективного права // Правоведение. 2006. N 4.

12.Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. -М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: