5. Параллельные, одноименные тональности
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ.
Это парные тональности. Одна из них - мажорная, другая - минорная. Тоника минорной тональности находится на 3м ниже своей мажорной параллели.
Тональности с одинаковыми тониками называются ОДНОИМЕННЫМИ
Одна из них - мажорная, другая - минорная.
6. Виды мажора и минора
Тональности, выстроенные в соответствии формулам мажора и минора, называются НАТУРАЛЬНЫМИ. От натуральных гамм образуются: ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР, за счет понижения VI ступени:
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР, за счет повышения VII ступени:
Характерный признак гармонических ладов - наличие увеличенной секунды (УВ.2).
Мелодический минор отличается от натурального повышением VI и VII ступени.
Признак мелодического минора - мажорный верхний тетрахорд. В нисходящем движении мелодический минор исполняется как натуральный.
Мелодический мажор отличается от натурального понижением VI и VII ступени.
Признак мелодического мажора - минорный верхний тетрахорд. Мелодический мажор наименее употребим в музыкальной практике и существует только в НИСХОДЯЩЕМ движении.
7. Пентатоника
Лад, состоящий из пяти ступеней, называется ПЕНТАТОНИКА. Пентатоника характерна для музыкальной культуры народов Средней Азии, Дальнего Востока, Монголии, Китая, Японии. Широкое применение пентатоника находит в русском народном песнетворчестве.
Пентатоника отличается отсутствием полутоновых тяготений. Для этого из натурального мажора и минора исключаются ступени, образующие диатонические полутоны. Таких ступеней по две как в мажоре, так и в миноре. Отсутствие таких ступеней не должно нарушать тонических трезвучий данных тональностей. Поэтому мажорная пентатоника образуется от натурального мажора исключением IV и VII ступеней.
|
|
Минорная пентатоника образуется от натурального минора исключением II и VI ступеней.
Задания:
1. Построить одноименные лады с их разновидностями от звука "си-бемоль" по следующей схеме: вверх - натуральный мажор, вниз - натуральный минор; вверх - гармонический мажор, вниз - гармонический минор; вверх - мелодический минор, вниз - мелодический мажор; вверх - мажорная пентатоника, вниз - минорная пентатоника.
2. Петь с мануальными знаками выстроенную последовательность гамм от "си-бемоль", включая пентатонику.
3. Построить и сольфеджировать интонационную цепочку D7-аккорда с обращениями от звука "до".
4. Сольфеджировать одноголосие.
5. Транспонировать украинскую народную песню "Там пiд лiсом" на 3м вверх, сольфеджировать в транспорте.
6. Подобрать аккомпанемент к русской народной песне "Не слышно шуму городского", употребляя D7-аккорд и его обращения.
7. Решить задачу на гармонизацию мелодии по заданным аккордовым обозначениям.
Правила гармонии:
|
|
- расстояния между соседними голосами не превышают интервал октавы (не распространяется на партию баса),
- скачки - ход голоса на интервалы шире терций - запрещены до введения специальных правил (не распространяется на партию баса).
Тема VI.
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
1. Малый вводный септаккорд (VII7)
Седьмая ступень натурального мажора и гармонического минора обладает ярко выраженным тяготением вверх. Она "вводит" мелодию в тонику. Септаккорды, выстроенные на этой ступени, получили тоже название вводных. В натуральном мажоре вводный септаккорд имеет интервальный состав УМ.35 +3б. Между крайними голосами образуется интервал малая септима. Отсюда и название "малый", а "вводный" указывает на принадлежность к вводной VII ступени натурального мажора.
Рассмотрим каждый тон септаккорда с точки зрения функциональной принадлежности. Прима и терция аккорда входят в доминантовое трезвучие, а квинта и септима входят в субдоминантовое трезвучие. Отсюда ощущение мягкого диссонанса при восприятии аккорда на слух. С другой стороны, доминантовые звуки придают созвучию характер неустойчивости, но тяготение VII7 в тонику слабое. Поэтому при разрешении аккорда его септима переводится на тон вниз. В результате образуется D56 с его ярко выраженным тяготением к тоническому трезвучию. Таким образом, VII7 разрешается в тонику через доминантовый аккорд.
2. Обращения малого вводного септаккорда имеют уже знакомые нам названия, но к ним добавляется ступеневая принадлежность:
- Квинтсекстаккорд седьмой ступени VII56
,
- Терцквартаккорд седьмой степени VII34
,
- Секундаккорд седьмой ступени VII2
. VII7 находится на вводной ступени, и его интервальный состав равен 3м + 3м +3б. VII56 находится на II ступени, и его интервальный состав равен М35 + 2б. VII34 находится на IV ступени, и его интервальный состав равен 3б. +2б. + 3м. VII2 находится на VI ступени, и его интервальный состав равен 2б + УМ35.
3. Разрешение обращений VII7
Везде соблюдается принцип: септима двигается вниз, образуя с оставшимися звуками обращение D7-аккорда, и далее - по знакомым правилам. Напомним, септима в обращениях - это нижний звук секунды.
Обратите внимание на закономерность перехода VII7 в доминантовые аккорды. Каждое обращение вводного септаккорда переходит в следующее по порядку обращение доминантсептаккорда.
Назовем это - "правило часовой стрелки".
4. Особенности четырехголосного изложения VII7-аккорда с его обращениями
Главное условие - положение баса.
VII7 - в басу прима аккорда, она же VII ступень тональности;
VII56 - в басу терция аккорда, она же II ступень тональности;
VII34 - в басу квинта аккорда, она же IV ступень тональности;
VII2 - в басу септима аккорда, она же VI ступень тональности.
Принцип разрешения: септима аккорда двигается вниз на ступень, образуя созвучие доминантсептаккордовой группы. Тенор, альт, сопрано располагаются свободно, по любым из оставшихся после баса звуков.
Задание
Построить, играть, петь по вертикали VII7 с обращениями, с разрешениями, во всех мелодических положениях и расположениях, в тональностях До мажор, Фа мажор.
5. Памятка к VII7-аккорду и его обращениям
Минорное наклонение, отсутствие острого тяготения в тонику, "Правило часовой стрелки".
6. VII7 в гармоническом обороте
Наиболее благозвучным появление вводного септаккорда (его обращения) оказывается, когда ему предшествует субдоминантовая функция. В гармоническом обороте следует придерживаться гармонического соединения аккордов. Следуя обозначениям T - S - VII7 - D56 - T, выстроим все гармонические обороты в тональности До мажор.
|
|
Задания
1. Взяв за исходное мелодическое положение терции в тесном расположении, выстроить аналогичные гармонические обороты. Сыграть их и спеть по вертикали в тональностях Ре мажор, Си-бемоль мажор.
2. Сольфеджировать двухголосие.
3. Выполнить аранжировку для трехголосного хора (ансамбля)
4. Гармонизовать мелодию по данным обозначениям.
5. Выполнить синтезаторный автоаккомпанемент к мелодии "Где мой барабан".
Правила гармонии: ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ аккорда называется повторение той же гармонии с изменением мелодического положения или расположения аккорда. Перемещение позволяет применять скачки в голосоведении до сексты включительно (см. первый такт).
Тема VII.
УМЕНЬШЕННЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД (ум VII7)
1. Определение и разрешение
Септаккорд, выстроенный на VII (вводной) ступени гармонического мажора и гармонического минора, имеет между своими крайними голосами интервал УМЕНЬШЕННАЯ септима. Поэтому созвучие получило название Уменьшенный вводный септаккорд и буквенно-цифровое обозначение ум VII7.
Интервальный состав равен 3м + 3м + 3м.
Разрешение ум VII7 выполняется по правилам малого вводного. Септима септаккорда двигается на ступень вниз, образуя D56, который по известным правилам разрешается в тонику.
2. Обращения ум VII7-аккорда
Названия, разрешения и ступеневая принадлежность те же, как и у малого вводного септаккорда. Однако, секунда в обращениях ум VII7 - увеличенная. Этим обуславливается большая напряженность, диссонантность и минорность наклонения уменьшенного 7-аккорда.
3. Четырехголосное изложение уменьшенного вводного 7-аккорда на двух нотных станах
Тип и вид аккорда определяется положением баса:
в басу прима - основной аккорд, в басу терция - квинтсекстаккорд, в басу квинта - терцквартаккорд, в басу септима - секундаккорд
Правила гармонии: восходящее движение голосов на увеличенные и уменьшенные интервалы ЗАПРЕЩЕНЫ.
Задания
1. По данным выше образцам построить, играть, петь по вертикали ум VII7 с обращениями и разрешениями в тональностях ми минор, ре минор, соль минор, си минор.
2. Выполнить задачу на гармонизацию баса по данным буквенно-цифровым обозначениям и заданной мелодии.
|
|
Правила гармонии: ПРОХОДЯЩИЙ ОБОРОТ - поступенное движение баса от трезвучия к его секстаккорду через проходящий квартсекстаккорд другой функции:
T - D64 - T6,
T6 - D64 - T (см. пятый такт).
3. Сольфеджировать одноголосие.
4. Петь сольфеджио в транспорте на 3м вверх
5. Выполнить аранжировку для трехголосного хора (ансамбля).
6. Выполнить синтезаторный аккомпанемент к песне
Тема VIII.
ПРОХОДЯЩИЙ ОБОРОТ
1. Проходящие квартсекстаккорды
Повторение трезвучия и его секстаккорда через проходящий квартсекстаккорд. Проходящих квартсекстаккордов, наиболее употребимых в практике, два: Доминантовый квартсекстаккорд (D64) и Тонический квартсекстаккорд (T64). Таким образом, существуют и две пары проходящих оборотов:
2. Голосоведение
Первый признак проходящего оборота - поступенное восходящее или нисходящее движение баса. Общий звук аккордов остается на месте. В одном из голосов противоположное басу поступенное движение. Оставшийся голос делает шаг на ступень вниз и возвращается обратно.
3. Гармонизация баса по заданной мелодии и данным буквенно-цифровым обозначениям.
Задачу решить, играть и петь по вертикали в тональностях: До мажор - ля минор, Соль мажор - ми минор, Фа мажор - ре минор.
Задание
1. Сольфеджировать двухголосие.
Тема IX
СЕПТАККОРД ВТОРОЙ СТУПЕНИ (II7)
1. Определение
Четыре звука, расположенные по терциям от второй ступени тональности, образуют септаккорд второй ступени - II7. Таких септаккордов существует два. Первый - в натуральном мажоре и мелодическом миноре (редко). Второй - в гармоническом мажоре, натуральном и гармоническом миноре.
Первый из них - малый минорный, с интервальным составом: М35 + 3м.
Второй - малый минорный с низкой квинтой (полууменьшенный), с интервальным составом УМ35 + 3б.
2. II7 - малый минорный септаккорд
Строится на второй ступени натурального мажора по интервальному составу 3м + 3б +3м. В его основании лежит минорное трезвучие, а верхние три звука образуют мажорное субдоминантовое трезвучие.
Отсюда особый характер звучания септаккорда "мерцающий, мажоро-минорный" и принадлежность аккорда к субдоминантовой функции. Предыдущие D7 и VII7 принадлежали к доминантовой функции.
3. Разрешение II7-аккорда
Аккорд не обладает ярко выраженным тяготением в тонику и требует обострения за счет введения D34 в качестве созвучия-посредника. Прима и терция малого минорного 7-аккорда уже входят в состав D7-аккорда, поэтому остаются на месте. Оставшиеся квинта и септима двигаются на ступень вниз, образуя D34. Далее разрешение осуществляется по известным правилам. Таким образом, зафиксируем принцип разрешения II7-аккорда.
4. Обращения II7-аккорда
II7 - основной вид, на II ступени,
II56 - первое обращение на IV ступени, интервальный состав равен Б35 + 2б,
II34 - второе обращение на VI ступени, интервальный состав равен 3м + 2б + 3м,
II2 - третье обращение на I ступени, интервальный состав 2б + М35.
5. Разрешение обращений II7-аккорда
Принцип разрешения через созвучие-посредника, путем движения квинты и септимы на ступень вниз, распространяется на все обращения II7.
Наблюдается закономерность при переходе начального аккорда в созвучие-посредник:
септаккорд в терцквартаккорд и наоборот,
квинтсекстаккорд в секундаккорд и наоборот. Эта закономерность получила название "правило креста".
6. Четырехголосное изложение на двух нотных станах
7. Памятка к II7-аккорду и его обращениям
Мажорное наклонение, мягкий диссонанс, слабое тяготение к разрешению. Принцип разрешения.
Задания
1. Гармонизировать бас по заданной мелодии и буквенноцифровым обозначениям.
Правила гармонии: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ употребляется в завершении музыкального построения, где между повторением аккордов тонической функции вводится субдоминантовый вспомогательный квартсекстаккорд - S64 (см. восьмой такт).
2. По схеме §6 построить четырехголосное изложение II7-аккорда, с разрешениями и обращениями в тональностях: Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор; играть на фортепиано, петь по вертикали.
3. Сольфеджировать одноголосие.
4. Досочинить восемь тактов и выстроить простую 3-частную форму А В А, гармонизировать для синтезаторного автоаккомпанемента.
5. Сольфеджировать в транспорте на 4ч. вверх.
6. Выполнить аранжировку для двухголосного хора (ансамбля).