Доминантсептаккорд с обращениями в гармонической последовательности

Теория музыки и сольфеджио

Тема I

АККОРД

1. Аккорд и его звуки
Аккорд - это сочетание из 3-5 звуков, которые можно расположить по терциям.
Звуки аккорда получают название интервала, который образуется между основным тоном и искомым звуком.

Для того чтобы определить название аккорда и названия аккордовых звуков, нужно расположить данное созвучие по терциям. Например:

Значит, "ре" будет квинта, "фа" - септима, "соль" - прима, "ля" - нона, "си" - терция.
2. Мелодическое положение аккорда определяется по его верхнему звуку.

3. В музыкальной практике аккорды применяются чаще всего в четырехголосном изложении. Для этого трехзвучные аккорды получают удвоение одного из звуков. Так, в трезвучиях, где бас является примой, прима и удваивается. В септаккордах, где бас является терцией, терция не удваивается. В квартсекстаккордах, где бас является квинтой, квинта и удваивается.

Четырехголосные аккорды, как правило, записываются на двух нотных станах: бас и тенор в басовом ключе, альт и сопрано в скрипичном ключе.

Сольфеджирование четырехголосных аккордов осуществляется по вертикали снизу вверх, в строгой последовательности: бас - тенор - альт - сопрано.
4. Расположение аккорда
Расстояние между соседними звуками аккорда определяет его расположение. При этом бас не берется во внимание и учитывается расстояние только между альтом и тенором, между альтом и сопрано.
Если расстояние между этими голосами не превышает интервала КВАРТЫ - это ТЕСНОЕ расположение.
Если расстояние между названными голосами шире - это ШИРОКОЕ расположение.

Встречается и СМЕШАННОЕ расположение, когда в одном случае интервал не превышает кварты, а между другой парой голосов - это квинта или секста. Обычно такое расположение образуется при изложении секстаккордов.

Задания:
1. Расположите аккорды по терциям и определите названия аккордовых тонов.


2. Постройте, сыграйте, спойте следующие четырехголосные аккорды:
I35 в широком расположении, в мелодическом положении квинты;
S64 в тесном расположении, в мелодическом положении примы;
D6 в смешанном расположении, в мелодическом положении квинты;
D7 в широком расположении, в мелодическом положении терции;
Т35 в тесном расположении, в мелодическом положении примы в тональностях:

С-dur - a-moll, G-dur - e-moll, F-dur - d-moll.


3. Сольфеджио одноголосное.
















Тема II.

СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ

1. Соотношение аккордов
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.

Таким образом, существует кварто-квинтовое соотношение аккордов T - D - T, T - S - T и секундовое соотношение S → D. Терцовое соотношение распространяется на побочные аккорды.
2. Общие звуки

Аккорды кварто-квинтового соотношения имеют в своем составе по одному звуку одного названия. Он называется ОБЩИЙ ЗВУК.

 

Аккорды терцового соотношения имеют два общих звука.

 

Аккорды секундового соотношения не имеют общих звуков.


3. Соединение аккордов

Соединение двух аккордов, при котором общие звуки остаются на месте, называется ГАРМОНИЧЕСКИМ. Так соединяются аккорды кварто-квинтового и терцового соотношений.
Соединение двух аккордов, при котором звуки не остаются на месте, называется МЕЛОДИЧЕСКИМ. Для аккордов секундового соотношения (S → D) это единственный способ соединения, при котором три звука идут в одном направлении и один - в противоположном.


Задания:
1. Постройте, сыграйте и спойте:

T - D - T

T - S - T

S - D - T в мажорных тональностях до одного знака.


2. Двухголосное сольфеджио.
3. Решите задачу на гармонизацию мелодии.
Примечание. После доминанты нельзя брать субдоминантовую функцию!










Тема III.

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД


1. Септаккорд - совокупность четырех звуков, расположенных по терциям.
Между крайними голосами такого аккорда образуется интервал СЕПТИМА. Если это септима большая, то и септаккорд называется БОЛЬШОЙ. Если это септима малая, то и септаккорд - МАЛЫЙ.
В основании каждого септаккорда образуется трезвучие. Название трезвучия также входит в название септаккорда. Наиболее распространены из них:

Малый мажорный - Б35 + 3м.
Малый минорный - М35 + 3м.
Полууменьшенный - УМ35 + 3б.
Уменьшенный - УМ35 + 3м.
Большой мажорный -Б35 + 3б.
Большой минорный - М35 + 3б.

Септаккорды могут находиться на любых ступенях тональности. Поэтому ступеневая принадлежность становится определяющей для обозначения септаккордов. Например, септаккорд второй ступени обозначается II7, септаккорд третьей ступени - III7 и так далее.
2. Септаккорд на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд, так как в его основании находится трезвучие пятой ступени (доминанта). Обозначается аккорд римской цифрой V, указывающей на принадлежность к пятой ступени, и арабской цифрой 7, указывающей на четырехзвучный состав, крайними голосами образующий интервал септиму. D7 - доминантсептаккорд.
Интервальный состав равен 3б + 3м + 3м. Разрешение аккорда - в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.
Построение аккорда в тональности:

- определить ключевые знаки,
- найти пятую ступень,
- от V ступени расположить четыре звука по терциям,
- если это минор, повысить терцовый тон,
- приму, терцию, квинту разрешить в утроенную тонику,
- септиму разрешить на ступень вниз.

Построение аккорда от заданного звука осуществляется в том же порядке, но первым действием следует определить тональность (заданный звук это и есть пятая ступень), затем поставить ключевые знаки.
Интонирование аккорда: по камертону настроиться в нужную тональность, голосом найти ее пятую ступень, от нее сольфеджировать мажорное трезвучие, допеть к нему 3м (минорное наклонение). При разрешении следует внутренним слухом найти тонику, при пении ее утроить и допеть к ней соответствующий минорный или мажорный терцовый тон.
Особенности четырехголосного изложения D7-аккорда.
В басу находится только прима аккорда. Терция, квинта и септима могут в любом порядке распределиться по голосам: тенор - альт - сопрано, образуя разные мелодические положения D7-аккорда и разные его расположения.

3. Обращения D7-аккорда
В результате поочередного переноса нижних звуков септаккорда образуется три его обращения:

квинтсекстаккорд (D56),
терцквартаккорд (D34),
секундаккорд (D2).

В обращениях септаккорда всегда присутствует секунда. Ее верхнее местонахождение указывает на квинтсекстаккорд при определении на слух. Секунда в середине указывает на терцквартаккорд, а секунда в основании - на секундаккорд.
D56 находится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора. Интервальный состав равен УМ35 + 2б. Разрешение в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук остается на месте.
D34 находится на II ступени натурального мажора, гармонического минора. Интервальный состав равен 3м + 2б + 3б. Разрешение в тоническое развернутое трезвучие, при этом верхний звук двигается вверх.
D2 находится на IV ступени (субдоминанта), поэтому из всех обращений аккорд наиболее диссонирующий. Он также имеет место в натуральном мажоре и только в гармоническом миноре. Интервальный состав равен 2б + Б35. Разрешение в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук двигается вниз.
Определение на слух:

а) местоположение секунды, при поочередном проигрывании или пропевании, указывает, какое обращение D7-аккорда мы слышим;
б) тяготение верхнего звука к разрешению, при одновременном звучании аккорда, также подсказывает, какое обращение D7-аккорда следует назвать.

Правило разрешения D7-аккорда и его обращений.

Прима - на месте.
Терция - на полтона вверх.
Квинта - на тон вниз.
Септима - полтона вниз (dur), тон вниз (moll).

Исключение: прима при разрешении D7 основного вида двигается скачком на кварту вверх или на квинту вниз в тонику.


4. Особенности четырехголосного изложения обращений D7-аккорда

Главное условие - это положение баса.
D7 - прима аккорда и V ступень тональности.
D56 - терция аккорда и VII ступень натурального мажора, гармонического минора.
D34 - квинта аккорда и II ступень тональности.
D2 - септима аккорда и IV ступень тональности.

Остальные три звука могут располагаться в любом порядке по голосам тенора, альта и сопрано. Определите сами мелодическое положение, расположение и название аккорда.

Сыграйте их, спойте по вертикали и аккордом (хором класса).


Примечание. При определении на слух аккордов подобного изложения следует ориентироваться на бас, определяя его ступеневую принадлежность и слушая ход его разрешения.
5. Памятка к D7- аккорду и его обращениям
Мажорная окраска, диссонанс, крайне неустойчиво.

Задания:

1. От звука "ре" построить D7 и его обращения, сделать разрешения и определить тональность в каждом отдельном случае.
2. Построенное спеть, поддерживая инструментом только исходный звук.
3. Играть D7 с обращениями, в четырехголосном изложении, в тональностях: G-dur - e-moll, F-dur - d-moll.
4. Сольфеджировать одноголосие.










































Тема IV.

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ В ГАРМОНИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ


1. Положение баса
В качестве предварительных сведений напомним:

а) гармоническое изложение четырехголосия на двух нотных станах требует удвоения в трехзвучных аккордах,
б) на название аккорда указывает бас.

Примечание. В трехзвучных аккордах удваивается бас, за ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЕКСТАККОРДА (T6 - S6 - D6).
2. Гармонизация мелодии по данным буквенно-цифровым обозначениям.

Нам встретилось обозначение К64. Это кадансовый квартсекстаккорд. Данное созвучие по составу совпадает с тоническим квартсекстаккордом, который наиболее часто употребляется в завершениях (каденциях) музыкальных построений.
Гармонизация мелодии для синтезаторного автоаккомпанемента.
Предварительно напомним, что аккорды автоаккомпанемента не должны выходить за пределы "фа" малой октавы внизу и "фа" первой октавы вверху. Поэтому следует активно применять обращения аккордов.
Аранжировка - переложение музыкального произведения для иного состава исполнителей. Выполним аранжировку "Весенней песенки" для трехголосного хора (ансамбля).
Напомним, что нижний голос не должен опускаться ниже "ля" малой октавы. Там, где не получается трехголосие, прибегаем к двухголосному изложению. Когда мелодия уходит в нижнюю тонику, нужен унисон.
Задания:
1. В прелюдии №20 (c-moll) Ф. Шопена найдите все D7-аккорды и обращения, подпишите их карандашом.
2. Сольфеджировать двухголосие.












Тема V.

ЛАД

1. Лад как система
Лад - система устойчивых, неустойчивых ступеней.
Звуковые системы возникли еще на заре человечества. В античный период уже известными были: трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд. Хорд в буквальном переводе - "струна". Теперь мы это понимаем как ступень. Таким образом, существовали трех-, четырех-, пяти-, шестиступенные звуковые системы. Значительно позже была введена седьмая ступень. С ее появлением широкое распространение получили семиступенные лады: мажорный и минорный.
Система тяготений (формула) мажорного лада определяется расстояниями между соседними ступенями: I II III½т IV V VI VII½т I.
Формула минора: 1т ½т 1т 1т ½т 1т 1т.
2. Тональность - высота положения лада.
Лад можно выстроить от любого из 12 звуков, но при этом весь звукоряд будет либо повышаться, либо понижаться, размещаясь на нотном стане. В точном соответствии с формулой мажора находится семиступенный звукоряд от ноты "до" (натуральный звукоряд). Он получил название До мажор.
В точном соответствии с формулой минора находится семиступенный звукоряд от ноты "ля". Он получил название ля минор.
Гамма - поступенное движение по ступеням лада в нисходящем или восходящем движении. Таким образом, лад - система устоев и неустоев; гамма - поступенное движение.
Выстраивая лад от каждого из других звуков, необходимо "подгонять" несовпадающие расстояния под формулу лада. Так возникают ключевые знаки. Появление ключевых знаков имеет определенную закономерность. Так, диезы появляются друг за другом через интервал квинты, а бемоли - через интервал кварты. В результате образуется кварто-квинтовый круг.
3. Диезные, бемольные тональности
В каждой тональности могут быть только родственные ключевые знаки, т.е. только диезы или только бемоли. Есть возможность быстро определять, какая из тональностей является диезной, а какая - бемольной.
Мажорные тональности, в названии которых нет знака альтерации, относятся к ДИЕЗНЫМ. Например: Соль мажор, Ля мажор, Си мажор и т.д.
Исключение: Фа мажор имеет си-бемоль при ключе.
Минорные тональности, в названии которых нет знака альтерации, относятся к БЕМОЛЬНЫМ. Например: до минор, ре минор, фа ми-нор, соль минор.
Исключение: ми минор имеет фа-диез при ключе, си минор имеет фа-диез и до-диез при ключе.

В остальных случаях знак альтерации, заявленный в названии тональности, указывает на ее принадлежность к диезным или бемольным ключевым знакам. Например: до-диез минор - диезная тональность, а Ми-бемоль мажор - бемольная тональность.
4. Определение ключевых знаков
Для быстрой ориентации в ключевых знаках существуют различные приемы. Один из таких - "последний ключевой знак". Таким образом, последний диез мажорной тональности находится на VII ступени. Например, тональность Ля мажор имеет на VII ступени звук "соль". Значит, "соль-диез" - это последний ключевой знак, а первым всегда является "фа-диез". Следовательно, ключевыми знаками тональности Ля мажор будут фа-диез, до-диез, соль-диез.
Последний бемоль минорной тональности находится на VI ступени. Например, тональность си-бемоль минор имеет на VI ступени звук "соль". Значит, "соль-бемоль" - это последний ключевой знак, а первым всегда является "си-бемоль". Следовательно, ключевыми знаками тональности си-бемоль минор будут: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль и соль-бемоль.





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: