1. Схема
а) В показе тональности даны тоника и доминанта. Напомним, что доминанта мажорная за счет общепринятого в европейской музыке гармонического минора.
б) Тоника a-moll является VI ступенью тональности C-dur, куда осуществляется модуляция. Таково и наше приравнивание.
в) В качестве модулирующего аккорда выбираем II6 как наиболее характерный для кадансового оборота.
г) Закрепление модуляции происходит через кадансовый квартсек-стаккорд.
2. Импровизация модулирующая
Мысленно опираясь на схему модуляции, сольфеджируем с ручными знаками по гамме. На месте приравнивания левой рукой покажем жест-"отказ" и выполним закрепление в тональности C-dur. Например:
Для импровизации на фортепиано подготовим "безбасовый" аккомпанемент и выберем ритмоформулу:
Опираясь на этот ритмический рисунок, будем импровизировать способом "Блок-аккорд".
Неизменно повторяющаяся двутактовая ритмоформула в музыкальном синтаксисе называется ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ.
3. Задача
Примечание. В мелодии (3-й такт) мы наблюдаем восходящий скачок на интервал 6б. Подобные скачки разрешены при ПЕРЕМЕЩЕНИИ. Перемещением аккорда называется его повторение с изменением мелодического положения.
Задания
1. Ориентируясь на схему (§1), играть и сольфеджировать по вертикали модуляции: e-moll → G-dur, d-moll → F-dur, h-moll → D-dur, c-moll → Es-dur.
2. Сольфеджировать одноголосие.
3. Играть трехголосие и одновременно сольфеджировать сначала средний, затем нижний и, наконец, верхний голос.
4. Досочинить до восьмитакта. Написать нотный текст и сольфеджировать в транспорте на М.2 вниз
Тема XV.