Отклонения и модуляции

1. Отклонением называется временный переход в новую тональность с последующим возвращением в первоначальную.
По сути, это модуляция, но не доведенная до своего завершения - "несовершенная". Для выполнения отклонения применяются ПОБОЧНЫЕ доминанты, то есть аккорды доминантовой группы из новой (временной) тональности. В качестве побочных доминант используются D7-аккорд в обращениях, D6 и умVII7.

Задание
Найдите побочные доминанты ко всем тональностям 1-й степени родства тональностей C-dur и a-moll, сыграйте их с соответствующими разрешениями.
2. Модуляция - переход в новую тональность с последующим закреплением в ней.
Модуляция осуществляется в несколько этапов:

а) показ исходной тональности - автентический или плагальный оборот;
б) выявление общего аккорда и приравнивание к новой тональности;
в) выбор модулирующего аккорда, который должен быть нехарактерным для исходной тональности и характерным для новой;
г) закрепление в новой тональности с помощью кадансового оборота.


3. Модуляция из мажора в параллельную тональность C-dur → a-moll:

а) показ тональности выполнен автентическим оборотом;
б) в качестве общего аккорда выбрана тоника, которая в тональности a-moll является трезвучием третьей ступени;
в) в результате приравнивания мы оказались в тональности a-moll и в качестве модулирующего аккорда выбираем субдоминантовое трезвучие;
г) закрепление выполняем кадансовым оборотом K64 - D - t.

Данную гармоническую последовательность мы выберем в качестве основы для импровизации. Для этого аккорды уложим в рамки "ми" малой октавы и "фа" первой октавы. Ритмический рисунок проговариваем "про себя" на слоги "тра-та-та-та":

Первые два такта озвучиваем гаммой с вопросительной интонацией. Следующими двумя тактами, двигаясь по гамме, выполним интонацию ответа. Вторая строчка, протяженностью в четыре такта, непрерывным движением объединяет две тактовые пары (2+2=4).
Реприза завершит наше построение, которое будем называть СУММИРОВАНИЕМ.

Задания
1. Решить задачу.

Правила гармонии: D7-аккорд может разрешиться в трезвучие VI ступени с удвоенным терцовым тоном (см. 6-й такт);

  • D7-аккорд часто используется без квинтового тона и называется "неполный D7-аккорд";
  • D7-5 (см. 7-й такт).

2. Сольфеджировать одноголосие.

3. По схеме (§3) играть и петь по вертикали модуляции F-dur → d-moll, G-dur → e-moll.
4. Играть трехголосие, одновременно сольфеджировать средний голос; при повторении петь нижний голос.















Тема XIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: