Основные септаккорды и гармонические обороты

1. К основным септаккордам принято относить Малый мажорный - D7, Малый вводный - VII7, Малый минорный - II7. Из предыдущих рассуждений мы помним, что Уменьшенный септаккорд повторяет Малый вводный, за исключением аккордовой септимы, понижение которой обусловлено структурой гармонического минора. Мы помним, что Малый минорный с пониженной квинтой - производный от II7-аккорда, благодаря условиям минорного лада. Поэтому в "Памятку", следующую ниже, мы не включаем умVII7 и II7b5, так как первый подчиняется правилам Малого вводного 7-аккорда, а II7b5 функционирует по правилам Малого минорного 7-аккорда второй ступени.
2. Памятка к основным септаккордам

3. Автентический оборот
Чередование тонического и доминантового аккорда - это наиболее классическое сочетание устойчивой и неустойчивой функций.

Задание
Играть автентические обороты в широком и тесном расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.
4. Плагальный оборот
Сопоставление тоники и субдоминанты носит мягкий характер, где отсутствует яркая острота тональных тяготений.

Задание
Играть плагальные обороты в тональностях до 2 знаков в ключе.
5. Полный кадансовый оборот
Полный оборот тот, в котором присутствуют три основные функции. Кадансовый оборот тот, который завершает музыкальное построение. Наиболее распространенный каданс тот, который имеет в себе Кадансовый квартсекстаккорд - К64.

Задание
Играть полный кадансовый оборот, в тесном и широком расположении, в тональностях до 2 ключевых знаков.
6. Проходящий оборот основывается на поступенном движении баса (восходящем, нисходящем). Два проходящих оборота различаются по проходящим квартсекстаккордам - T64, D64.

Задание
Играть проходящие обороты, в широком и тесном расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.
7. Вспомогательный оборот предназначен для большей убедительности заключительного эпизода в музыкальном произведении. Между повторением тонического трезвучия вводится субдоминантовый квартсекстаккорд - S64.

Задание
Играть вспомогательный оборот, в тесном и широком расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.














Тема XII.

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

1. Смена тональностей
В большинстве случаев изложение музыкального произведения не ограничивается рамками одной тональности. Смена тональности, при развитии музыкальной мысли, позволяет композитору добиться большей выразительности в деле создания музыкального художественного образа.
Однако неподготовленный переход в другую тональность, выполненный без соблюдения необходимых правил, только разрушит музыкальную мысль. Необходимым условием такого перехода является наличие родственных связей между тональностями - родство тональностей. Такие связи существуют благодаря наличию общих аккордов.
2. Общими аккордами называются те, которые встречаются и в той, и в другой тональности. Например, между тональностями Фа мажор и Соль мажор мы обнаружим два одинаковых (общих) аккорда. Это ля-минорное трезвучие и До-мажорное трезвучие.

Только в первом случае Ля M35 - трезвучие третьей ступени тонико-доминантной группы аккордов, а в тональности Соль мажор оно же - трезвучие второй ступени, принадлежащее к субдоминантовой группе аккордов. До-мажорное трезвучие в первом случае является доминантой, а в тональности Соль мажор - субдоминантой.
Чем больше общих аккордов между тональностями, тем ближе родство. В теории музыки различается три степени родства тональностей.
3. 1-я степень родства тональностей
Данная группа включает в себя тональности наиболее близкие по степени родства. Среди них следует выделить параллельные, далее - субдоминантовую с ее параллелью, доминантовую с ее параллелью. Так, в тональности До мажор в 1-й степени родства находятся:

параллельная - ля минор, без ключевых знаков;
субдоминантовая - Фа мажор, с разницей в 1 бемоль;
параллель субдоминантовой - ре минор, с разницей в 1 бемоль;
доминантовая - Соль мажор, с разницей в 1 диез;
параллель доминантовой - ми минор, с разницей в 1 диез.


Если в тональности До мажор на каждой ступени выстроить трезвучия, то обнаружится, что эти аккорды являются тониками тональностей 1-й степени родства. Исключением станет трезвучие VII ступени, поскольку оно не мажорное и не минорное, но УМЕНЬШЕННОЕ.
Таким образом, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной мажорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая седьмую. Вместо этого добавить тональность гармонической (минорной) субдоминанты.

Значит, к Ре мажору в первой степени родства будут тональности: ми минор, фа-диез минор, Соль мажор, Ля мажор, си минор и соль минор (гармоническая субдоминанта).
Аналогичная ситуация возникает при выявлении 1-й степени родства к минорной тональности. Разница состоит в том, что уменьшенное трезвучие в натуральном миноре находится на II ступени.
Таким образом, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной минорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая ВТОРУЮ. Вместо этого добавить тональность гармонической (мажорной) доминанты.

Значит, к соль минору в 1-й степени родства будут тональности: Си-бемоль мажор, до минор, ре минор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор и Ре мажор (гармоническая доминанта).
4. Буквенные обозначения звуков и тональностей

до - c
ре - d
ми - e
фа - f
соль - g
ля - a
си - h

Если надо повысить звук на полтона, к букве прибавляется слог is - диез. Вот так:

до-диез - cis
ре-диез - dis
ми-диез - eis
фа-диез - fis
соль-диез - gis
ля-диез - ais
си-диез - his

Если надо понизить звук на полтона, к букве прибавляется слог es - бемоль.

до-бемоль - ces
ре-бемоль - des
ми-бемоль - es
(одно е сокращается)
фа-бемоль - fes
соль-бемоль - ges
ля-бемоль - as
(e сокращается)
си-бемоль
- обозначается новой буквой в

Дубль-диезы и дубльбемоли обозначаются соответственно isis и eses.

до-дубль-диез - cisis
ре-дубль-диез - disis
ми-дубль-диез - eisis
фа-дубль-диез - fisis

Мажор обозначается словом dur. Буквы в мажоре пишутся всегда заглавными.

До мажор - C-dur
Соль мажор - G-dur
Ре мажор - D-dur
Ля мажор - A-dur
Ми мажор - E-dur
Си мажор - H-dur
Фа-диез мажор - Fis-dur
До диез мажор - Cis-dur
Фа мажор - F-dur
Си-бемоль мажор - B-dur
Ми-бемоль мажор - Es-dur
Ля-бемоль мажор - As-dur
Ре-бемоль мажор - Des-dur
Соль-бемоль мажор -Ges-dur
До-бемоль мажор - Ces-dur

Минор обозначается словом moll, а буквы пишутся в миноре строчными:

ля минор - a-moll
ми минор - e-moll
си минор - h-moll
фа-диез минор - fis-moll
до-диез минор - cis-moll
соль-диез минор - gis-moll
ля-диез минор - ais-moll
ре минор - d-moll
соль минор - g-moll
до минор - c-moll
фа минор - f-moll
си-бемоль минор - b-moll
ми-бемоль минор - es-moll
ля-бемоль минор -as-moll

Упражнения:


1.
Написать буквенные названия мажорных тональностей имеющих: два бемоля, четыре диеза, шесть бемолей, один бемоль, четыре диеза, три бемоля. Какие параллельные минорные тональности им соответствуют? (написать)
2. Написать буквенные названия минорных тональностей имеющих: один диез, четыре диеза, пять бемолей, пять диезов, два бемоля, два диеза. Какие параллельные мажорные тональности им соответствуют? (написать)
3. Названия звуков - до-диез, си-дубль-бемоль, фа-диез, ми, соль-диез, фа-бемоль, до-дубль-бемоль, ре, ля, си-бемоль, си - замени на латин-ские буквенные.
4. Какие это звуки? (Замени слоговыми названиями): f, h, as, dis, des, b, ais.
5. Нарисуй квинтовый круг и напиши в нем тональности буквенными обозначениями. Рисуя квинтовый круг, помни, что каждая диезная тональность расположена на квинту выше предыдущей, а каждая бемольная - на квинту ниже предыдущей.
6. Перечисли ключевые знаки в диезных тональностях: один диез - фа-диез, два диеза - фа-диез и до-диез и т.д.
Задания
1. Ко всем тональностям до 2 ключевых знаков найти гаммы 1-й степени родства, назвать их ключевые знаки и общие аккорды.
2. Сольфеджировать одноголосие.
3. Сольфеджировать двухголосие.
4. Сольфеджировать последовательности одноименных гамм от "h", с ручными знаками. Петь основные септаккорды с обращениями и разрешениями в тональностях H-dur - h-moll.











































































Тема XIII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: