Производственный риск

Наше предприятие производит продукцию по 46,11 р./шт., а реализует по 55 р./шт. Срок годности ограничен 1 днем (так как мы позиционируем себя как кондитерская, в которой всегда свежая выпечка). Просроченная продукция списывается.

В субботу наблюдается повышенный спрос: никогда не был меньше 360 и больше 440 единиц.

Альтернативы

Спрос

360

380

400

420

440

360

3199,479

3199,479

3199,479

3199,479

3199,479

380

2277,228

3377,228

3377,228

3377,228

3377,228

400

1354,976

2454,976

3554,976

3554,976

3554,976

420

432,7252

1532,725

2632,725

3732,725

3732,725

440

-489,526

610,474

1710,474

2810,474

3910,474

Вероятность

0,1

0,2

0,3

0,3

0,1

 

Изменение спроса в течение 10 суббот: установлено, что в кафе-конкурентах спрос на подобную продукцию был: 360 единиц был 1 субботу, 380 – 2, 400 и 420 – по 3 и 440 – 1.[6]

Необходимо принять решение в ситуации риска, сколько производить капкейков.

Альтернативы

Max прибыли при наиболее высокой вероятности

Max ожидаемой (средней) прибыли

Вероятность получения не менее чем зад. прибыли (>3500)

400

420

Вероятность

Событие

360

3199,48

3199,48

3199,48

0

Невозможно

380

3377,23

3377,23

3267,23

0

Невозможно

400

3554,98

3554,98

3224,98

0,7

Скорее произойдет

420

2632,73

3732,73

2852,73

0,4

Возможно произойдет

440

1710,47

2810,47

2150,47

0,1

Мало вероятно

После анализа сложившейся ситуации был сделан вывод, что целесообразно по субботам планировать производство исходя из плана 400 капкейков. Несмотря на то, что максимум ожидаемой средней прибыли достигается при производстве 380 капкейков, разница в прибыли будет незначительной (42,25р.). Более того, вероятность получить прибыль более 3500 высокая только при производстве 400 капкейков.

Кадровый риск

Составим несколько графов вида «дерево решений» для проблем, которые могут возникнуть с персоналом.

Если сотрудник проявил грубость или некомпетентность по отношению к клиенту:

 

Исход Вероятность Убытки
1 1 18111
2 0,5 0
3 0,5 0
4 0,5 785
5 0,5 785
6 0,5 785
7 0,5 785

Средняя вероятность исходов составляет 0,57, средние издержки 3036 рублей. Итог: в случае проявления грубости персоналом по отношению к клиенту прогнозируемые убытки составляют 1730,5 рублей.


Если сотрудник заболел:

 

Болезнь

сотрудника

   
         

Найти временную замену

        Не заменять  никем
           

       
             

 

Исход Вероятность Убытки
1 1 18111
2 1 785

 

Средняя вероятность исходов равна 1. Средние убытки составят 9448 рублей.

    Если в коллективе был зафиксирован случай воровства:

 

 

 

Исход Вероятность Убытки
1 1 18111
2 0,3  
3 0,7  
4 0,6  
5 0,4  
6 0,2  
7 0,8  

 

Средние убытки составят 4000 рублей.


Риск потери клиентов

Так как в нашем заведении ограниченное число мест, то мы можем столкнуться с риском потери потенциальных клиентов. Чтобы рассчитать вероятность возникновения такой ситуации, воспользуемся теорией СМО. Мы имеем многоканальную систему без очереди. По существующим формулам рассчитаем вероятность отказа.

Для этого нам нужно знать мощность одного канала – в нашем случае одного столика. По статистике один столик в час может пропускать в среднем 4 человека (m=4 чел/час).

Интенсивность входящего потока, то есть число человек в час, заходящих в кафе и желающих сесть за столик, зависит от дня недели и времени года.

Осенью, зимой и весной ожидается примерно одинаковое количество клиентов. Рассмотрим будние дни (понедельник-четверг) и воскресенье.

С понедельника по четверг и в воскресенье ожидается примерно одинаковое количество посетителей. Максимально возможное – 201 человек в день. При этом надо учесть, что за столики сядут только около 70%. Так как в теории систем массового обслуживания для заведений общественного питания используется пуассоновский входной поток, то для этих дней интенсивность потока составит l=10 человек в час.

По формуле Эрланга ,

где     - вероятность простоя канала, =2,5 - приведенная интенсивность входного потока.

pотк=. Это очень маленькая вероятность отказа, что говорит о том, что в будние дни мы сможем обслужить всех потенциальных клиентов.

В субботу ожидается большее количество посетителей. Предполагается следующее распределение количества клиентов:

 

Количество клиентов 180 190 200 210 220
Вероятность 0,1 0,2 0,3 0,3 0,1

Тогда для каждого значения количества посетителей определим вероятность отказа:

1. 180 человек в день: l=16. Тогда pотк=0,0253; Упущ. выгода=160*5=800

2. 190 человек в день: l=17. Тогда pотк=0,0336; Упущ. выгода =160*6=960

3. 200 человек в день: l=18. Тогда pотк=0,0431; Упущ. выгода =160*8=1280

4. 210 чел. в день: l=19. Тогда pотк=0,0539; Упущ. выгода =160*11=1760

5. 220 чел. в день: l=20. Тогда pотк=0,0659; Упущ. выгода =160*14=2240

Рассчитаем математическое ожидание величины упущенной выгоды:

800*0,1+960*0,2+1280*0,3+1760*0,3+2240*0,1=1408 руб.

Рассматривая в летние месяцы (месяцы отпусков) потенциальный спрос, можно обнаружить, что количество посетителей снизится. Количество пришедших в будний день будет меньше субботнего числа клиентов и мы, аналогично, сможем обслужить всех потенциальных клиентов. Мы ожидаем, что в субботу распределение количества пришедших будет выглядеть так:

Количество клиентов 150 140 130 120
Вероятность 0,5 0,2 0,2 0,1

 

1. 150 человек в день: l=13. Тогда pотк=0,0085; Упущ.выгода=0

2. 140 человек в день: l=12. Тогда pотк=0,0053; Упущ.выгода =0

3. 130 человек в день: l=11. Тогда pотк=0,0031; Упущ.выгода =0

4. 120 чел. в день: l=10. Тогда pотк=0,0016; Упущ.выгода =0

Таким образом, упущенная выгода составит 1408 рублей в неделю, но только весной, зимой, осенью.

Решением данной проблемы может послужить добавление одного столика по субботам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: