Опытно-поисковая работа по проектированию

Наглядных пособий

 по дисциплине «Технология Парикмахерских работ»

2.1. Анализ наглядных пособий по дисциплине «Технология парикмахерских работ» и методика работы с наглядными средствами

Под опытно – поисковой работай, подразумевается метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение эффективности, с постоянной проверкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт, проводящий по заранее разработанной программе.

Цель: проверить влияние наглядных пособий на формирование технологической грамотности будущих парикмахеров.

Задачи опытно – поисковой работы:

1. сделать анализ учебно-программного и методического обеспечения процесса подготовки студентов Технологического колледжа сервиса «ЮУрГУ». По специальности «Парикмахер»

2. определить уровень сформированности технологических знаний и умений у студентов 3-го курса.

3. разработать наглядное пособие в форме рабочий тетради по дисциплине «Технология парикмахерских работ»;

4. внедрить разработанное наглядное пособие, провести оценку.

Вначале рассмотрим базу исследования - Технологический колледж сервиса «ЮУрГУ».

Историко-педагогические аспекты создания и развития Технологического колледжа сервиса Южно-Уральского государственного университета изложены в контексте процессов реформирования профессионального образования России, протекающих в конце ХХ - начале ХХI века. Этапы развития колледжа определены с учетом изменения его организационно-правового статуса.             

 С 1975 по1990 год. Начало истории было положено созданием в 1975 годуПрофессионального технического училища №109 для подготовки рабочих кадров в систему бытового обслуживания населения Челябинской области, которое, начиная с 1976 года, являлось базовым образовательным учреждением системы профессионально-технического образования Челябинской области и обеспечивало подготовку рабочих по профессиям 32.23 «Портной», 36.3 «Парикмахер», «Радиотелемеханик», «Обувщик», 32.11«Оператор вязально-швейного оборудования».

 С 1990 по1995 год. 1990 год - ПТУ №109, после соответствующей аттестации Главной государственной инспекцией ГК СССР по народному образованию, приказом Минобразования РСФСР было реорганизовано в порядке эксперимента в Высшее профессиональное училище №109, которое стало осуществлять подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалификации по профессиям «Портной», «Парикмахер», «Оператор вязально-швейного оборудования».

С 1995 по 1997 год. 1995 - экспериментальное учреждение ВПУ №109 приобрело официальный статус Профессионального лицея №109, который, исходя из задач, сформулированных в Типовом положении об учреждении начального профессионального образования, получил возможность реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования. В коллективе начато освоение модели личностно-ориентированного образования. В 1996 году коллектив становится лауреатом областного конкурса «Училище года».

С 1997 по 2002 год. Профессиональный лицей №109 преобразуется в Челябинский технологический колледж сервиса с последующим вхождением его в структуру Южно-уральского государственного университета в качестве структурного подразделения в целях реализации модели непрерывного многоуровневого профессионального образования, формирования преемственного содержания профессионального обучения. Открыты новые образовательные программ СПО базового и повышенного уровня 100108 «Парикмахерское искусство».

Технологический колледж ориентируется, прежде всего, на складывающиеся реальные условия, специфические требования и в зависимости от них создает структуру подготовки специалистов, которая включает в себя систему непрерывного профессионального образования (колледж - ВУЗ). 

Материально-техническая база колледжа позволяет создать необходимые условия для обучения. Для реализации образовательной деятельности имеются оборудованные учебные кабинеты, включая как обязательный компонент практические занятия с использованием персональных компьютеров, спортивные залы. Проведение лабораторно - практических занятий, учебной практики, самостоятельной работы обучающихся предусмотрено в специально оборудованных лабораториях, в т.ч. ЮУрГУ.                              

Таблица 1.

Организационная структура управления Технологического колледжа ЮУрГУ.

 

 

Реализация образовательных программ обеспечена педагогическими кадрами. Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, имеют высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы и проходят стажировку в профильных организациях 1 раз в 3 года.                                                     

Далее рассмотрим SWOT – анализ, который позволит выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы.

         Внешние факторы     Внутренние возможности Возможности 1) Высокая ликвидность предполагаемой услуги; 2) Увеличение темпов роста рынка.   Угрозы 1) Высокая конкуренция на предполагаемом рынке; 2) Нестабильность в финансовом секторе экономики.
Сильные 1) Наличие сплоченного и работоспособного организационного ядра в руководстве 2) Наличие подготовленного персонала 3) Гибкие условия по ценовой политике.     Поле СИВ   Перебросить работоспособных специалистов, в том числе по возможности из числа сотрудничающих с ней внештатных работников, на освоение новых рынков.   Поле СИУ Начинать подбор персонала заранее, увязывая его по возможности с имеющимися работами; Предварительно маркетингового проработать наиболее высоколиквидную, при относительно наименьших затратах услугу Заранее подготовить разрешительные документы на продажу того или иного видау слуги
Слабые 1) Недостаток собственных оборотных средств; 2) Отсутствие программы по созданию спроса.   Поле СЛВ Своевременно подготовить или привлечь компетентных специалистов Увеличить объем предлагаемых услуг Поле СЛУ Во время отслеживать возможное наступление такого этапа в развитии нового направления, когда внешние и внутренние факторы превысят объективные границы возможностей контроля со стороны руководства.

SWOT-анализ                                                                                   Таблица 2.

Из данного SWOT- анализа можно выделит следующие моменты:

1.Сильными сторонами фирмы являются:

Наличие сплоченного и работоспособного организационного ядра в руководстве.

Гибкие условия по ценовой политике.

2.Слабые стороны фирмы:

Недостаток собственных оборотных средств

3.Возможности:

Высокая ликвидность предполагаемой услуги.

Увеличение темпов роста рынка.

4. Угрозы:

Высокая конкуренция на предполагаемом рынке.

Нестабильность в финансовом секторе экономики.

Метод SWOT дает возможность понять, какие возможности внешнего окружения отвечают ресурсам фирмы, какие внешние угрозы могут быть восприняты организацией.

Далее представим результаты SNW – анализа.

SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральная сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу.

 

 

Таблица 3.

SNW-анализ

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

Сильная (S) Нейтральная (N) Слабая (W)
Стратегия организации   ü  
Бизнес-стратегии   ü  
Оргструктура   ü  
Финансы, как общее финансовое положение     ü
Услуга как конкурентоспособность в целом ü    
Структура затрат     ü
Дистрибуция как система реализации продукции   ü  
Информационная технология ü    
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов   ü  
Способность к лидерству в целом     ü
Уровень маркетинга   ü  
Уровень менеджмента   ü  
Качество торговой марки ü    
Качество персонала ü    
Репутация на рынке   ü  
Репутация как работодателя ü    
Отношения с органами власти   ü  
Отношения с профсоюзами ü    
Отношения со смежниками   ü  
Инновации как исследования и разработки     ü
Степень вертикальной интегрированности   ü  
Корпоративная культура ü    
Стратегические альянсы     ü

Итак, в целом картина внутренней среды организации не совсем благоприятная. Но у образовательного учреждения существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития.

В настоящее время в учреждении можно получить образование по следующим специальностям:

ü Дизайн (в одежде);

ü  Закройщик;

ü  Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;

ü  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства;

ü   Парикмахерское искусство;

ü  Парикмахер;

ü  Правоохранительная деятельность;

ü  Программирование в компьютерных системах;

ü Реклама;

ü Стилистика и искусство визажа;

ü Техника и искусство фотографии;

ü  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;

ü  Туризм;

ü Фотограф;

ü  Художник по костюму;

ü  Экономика и бухгалтерский учет.

В образовательной организации на дисциплине «Технология парикмахерских работ» существует несколько видов пособий.

Рассмотрим их.

1. Фильмы с мастер-классами.

Положительной стороной данных пособий является:

А) возможность фокусировать внимание, обучающихся, на конкретных элементах, приемах;

Б) детальный разбор техники работы, при помощи повтора или замедления кадров;

В) дает базовые знания по парикмахерскому искусству.

К недостаткам можно отнести, то что в процессе изучения, обучающийся, будет повторять увиденное, т.е. у него уже есть готовый вариант работы, и ему сложнее что-то придумать самому,

2. Инструкционно-технологическая карта

Данное пособие дает, обучающимся, начальное представление об этапах работы этапов. В то же время обучающиеся получают базовые знания работы, а это никак не будет влиять на мыслительную активность. Технологические карты разрабатываются для выполнения работ комплексного характера и раскрывают технологическую последовательность обработки, т.е. поэтапность выполняемых работ.Инструкционно – технологические карты разрабатываются на начальных этапах для выполнения комплексных работ, включают в себя и технологическую последовательность и инструктивные указания о технических условиях, средствах, затратах времени, режимах обработки, пояснения о правилах выполнения работ.

3. Карточки – задания – представляющие собой задания развивающего характера (например, предложить метод обработки элемента прически по предложенному эскизу и составить инструкционно – технологическую карту в табличной форме). Применяются в процессе обучения для организации самостоятельной работы студентов и поверки знаний и умений.

На основе всего выше изложенного не смотря на положительные стороны имеющихся пособий, есть одна не в полной степени затронутая в учебном процессе ниша наглядности, это отсутствие мыслительной наглядности. Обучающиеся уже берут готовые наработки, и не проявляют свои творческие способности.

 

Анализ используемых наглядных пособий по дисциплине «Технология парикмахерских работ» показал, что наглядные пособия выполняют в основном функцию информационного характера.

На базе исследования был проведен опрос среди педагогов (прил.1), с целью выявить какие средства наглядности используются в данном колледже больше всего.

После проведения опроса с педагогами образовательной организации. Было выявлено, что чаще всего в свое работе они используют наглядное пособие – инструкционные карты, плакаты и в меньшей степени – показ видео.

Инструкционные карты разделены в зависимости от темы учебного занятия. Они представляют собой уже готовую информацию, с выделением основных моментов работ.

Для того, чтобы определить, насколько в полном объеме педагоги пользуются мыслительной наглядностью в обучении парикмахеров было проведено исследование. В нем принимали участие три группы обучающихся, находящиеся третьего года обучения. В первой группе было 10 человек, во второй 12 и в третьей 12 человек. На уроке по теме «Классификация причесок» после просмотра видео с мастер-классом по изготовлению прически в стиле классицизм, обучающимся было предложено придумать и зарисовать стилизованную прическу вышеупомянутой эпохи.

Результаты исследования.

 

По данным графика видно, что обучающиеся первой группы, 3 человека из 10 справились с практическим  заданием, во второй 4 из 12 человек, в третьей группе 3 человека справились с поставленной задачей из 12. Всего 29,4% из всех принимавших в исследовании студентов выполнили задание на отлично.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что видео как наглядное пособие недостаточно фокусируют внимание обучающихся на изучаемой теме.

Для выявления причины, низкой эффективности практического занятия с применением наглядного пособия, нами было проанализировано учебное занятие.

И так рассмотрим учебное занятие, по дисциплине «Технология парикмахерских работ», тема классификация причесок. На теоритическом  занятии идет небольшая часть лекции, затем занятие строится на показе видео с мастер-классом по воссозданию причесок. При помощи метода наблюдения, мною было проанализировано поведение обучающихся во время проведения практического занятия. Понаблюдав, за обучающимися, в течение нескольких учебных занятий с применением наглядного пособия, были сделаны следующие выводы:

1.Не все обучающиеся, могут сразу воспринять видео материал;

2.При дополнительном повторе, обучающиеся, иногда теряют интерес к теме;

3.Иногда нельзя четко разглядеть детали прически.

Все эти недостатки приводят к тому, что обучающиеся во время занятия применением данного наглядного пособия, не фокусируются на теме, что соответственно сказывается на запоминании материала.

Так же мы выделили, что в данном наглядном пособии не хватает мыслительной наглядности. Обучающиеся, видят готовый результат, соответственно они не задействуют свои творческие способности.

По данным проведенных опросов получилось, что обучающиеся особенно привлекают занятия с применением наглядных средств обучения. Они им нравятся по вышеперечисленным причинам. В ходе исследования было установлено, что применяемые наглядные пособия не предусматривают развивающий характер. Хотя для того, чтобы облегчить усвоение учебного материала и повысить технологическую грамотность на уроках по спецдисциплины необходимо систематически применять наглядные пособия развивающего характера.

Исходя из полученных данных и проанализировав, существующие наглядные пособия, было принято решение разработать, новый комплекс пособий, которые будут включать в себя опосредованную, мысленную наглядность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: