Методика работы с наглядными пособиями

 

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо... ничего путного не сделают».

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом педагога. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова педагог руководит наблюдением, которое ведут обучающиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах обучающиеся получают из наблюдаемых объектов.

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:

- при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

- при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления.В этом случае, на учебном занятие, посвященном той же теме (серная кислота), педагог сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства [7, c.128].

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности обучающихся. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание педагогом форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у обучающихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них обучающимся [1, c.26].

Преподаватель предъявляет средства наглядности  на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет инженеру-преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности обучающихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Вопросы методики применения наглядных пособий

1. При подготовке к занятию:

1.1. определение дидактических задач, решаемых с помощью наглядных пособий;

1.2. детальное знание наглядного пособия, намеченного к применению на занятии;

1.3. определение места наглядного пособия на занятии;

1.4. определение способов применения наглядных пособий на занятии.

2. В ходе проведения занятия:

2.1. подготовка обучающихся к восприятию демонстрации пособия. Создание проблемной ситуации;

2.2. руководство восприятием пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.);

2.3. анализ совместно с обучающимися,  учебного материала, получаемого с помощью наглядного пособия;

2.4. руководство самостоятельной работой обучающихся по осмыслению материалов, получаемых с помощью наглядных пособий;

2.5. рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и учебного труда обучающихся с учетом содержания и специфики наглядных пособий [14, c.121].

Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядных пособий

· сообщение обучающимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;

· повышение доступности обучения;

· повышение темпа изложения учебного материала;

· повышение интереса, удовлетворение их запросов и любознательности;

· снижение утомляемости обучающихся на занятиях;

· переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;

· увеличение доли времени на самостоятельную работу обучающихся;

· облегчение труда преподавателя и обучающихся.

Учебные ситуации, требующие применения наглядных пособий:

· Изучаемые объекты в натуре очень велики или столь же малы;

· Необходимость наглядного выражения взаимосвязи элементов, показывающая принцип действия устройства;

· Демонстрация взаимного расположения деталей механизма или машины в наиболее характерных моментах движения.

Методические требования к демонстрации наглядных пособий

· Наглядное пособие нужно демонстрировать тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;

· Нельзя перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий;

· В процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств - зрение, слух, осязание и т.д.;

· Рационально сочетать слово и демонстрацию. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия;

· Побуждать, обучающихся,  при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность;

· Умело использовать “эффект новизны” - не показывать наглядное пособие, обучающимся, до момента его демонстрации;

· Действующие и динамические наглядные пособия обязательно показывать в динамике, в действии;

· Обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения) [17, c.53].

Методика использования наглядности преподавателя дисциплины «Технология парикмахерских работ» приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу) [28, с.32-34]. Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на учебном занятии  темы. Чтобы обучающийся смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.

Использование наглядных средств для преподавания технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются преподаватели и обучающиеся для более эффективной реализации задач образования. На каждом занятие необходимо наличие образца (схожих образцов), схем, эскизов, инструкционных карт.

Неполная информация необходимая, для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у обучающихся. Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно "прозрачно", оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственного и образного мышления [31, с.260 - 263].

При преподавании технологииособенно значимо использование наглядных средств обучения. Педагог застрахован от многих методологических ошибок, если перед учащимися стоит зрительно воспринимаемый объект. Тогда объяснение, используемые при этом термины не входят в противоречие со сложным образом, как это часто случается, если словесно пытаются передать объект, недоступный наблюдению

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что:

1. Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

2. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным "может быть образ реально существующего предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, фантастического объекта.

3. Наглядность или не наглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, от его интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощущать данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

3. Следует иметь в виду, что функции учебных пособий и средств наглядности в обучении могут быть совершенно разными. В одних случаях наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных, наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которых они не наблюдали. В других случаях наглядные пособия используются для того, чтобы обучающиеся смогли проделать с ними какие-то определенные действия. Пособия могут использоваться и как материализованные опоры для усвоения сложных абстрактных понятий. И т. д.

Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия и средства наглядности, педагог отдает себе отчет в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнить в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить занятия наглядностью.

4. При использовании наглядных пособий и средств наглядности учителю надо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся, особенности содержания учебного материала, а также свои личные качества: ведь один педагог, лучше владеет речью, другой — более изобретательной и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: