Троичная терминология

 

Великой проблемой IV в., преимущественно тринитарного, было выразить божественное единство и различие, одновременность в Боге монады[49] и триады[50], т.е. единства и троичности. У отцов Церкви можно видеть подлинно творческое отношение к языку: используя филосовские термины или слова, заимствованные из повседневного языка, они так преобразовали их смысл, что сообщили им способность обозначать поразительную и новую реальность, которую открывает только христианство — реальность личности и в Боге, и в человеке, ибо человек сотворен по образу Бога. Были выработаны следущие богословские термины.

Усия (греч. ὸυσία) — сущность. Чтобы выразить общую для Трех реальность, “разделяя между Тремя неделимое Божество”, как говорит св. Григорий Богослов, святые отцы выбрали слово “усия”. Это был философский термин, означавший “сущность”, но вульгаризировавшийся; его стали употреблять, например, в значении “имущество”, или “владение”. В этом слове, родственном глаголу “быть” (ὲιμί), звучал онтологический отголосок, поэтому оно могло подчеркнуть онтологическое единство Божества. Св. Иоанн Дамаскин в своей “Диалектике” дает следующее определение термина “усия”: “Субстанция (усия) есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом”[51].

Ипостась (греч. ύπόστασις) — Лицо, личность. Не являясь философским термином, слово ύπόστασις обозначало на обычном языке то, что действительно существует, “существование” (от греческого глагола ύφίσταμαι). Св. Иоанн Дамаскин поясняет: “Слово «ипостась» имеет два значения: Иногда оно обозначает простое бытие. Согласно этому значению, субстанция (ὸυσία) и ипостась – одно и то же. Поэтому неторые из святых отцов говорили: «природы, или ипостаси». Иногда же термин «ипостась» обозначает бытие само по себе, бытие самостоятельное. Согласно этому значению, под ним разумеется индивид, отличающийся от других лишь численно, например: «Петр, Павел, какая нибудь определенная лошадь»”[52].

Итак до выработки троичной терминологии, оба понятия служили почти синонимами и оба относились к сфере бытия: ὸυσία (усия) обозначает субстанцию индивидуальную, хотя и может обозначать сущность, общую для некоторых индивидов; ύπόστασις (ипостась) – существование вообще, но может также прилагаться к субстанциям индивидуальным. Блаж. Феодорит Кирский делает следующее уточнение: “Для мирской философии нет никакой разницы между «усией» и «ипостасью». Ибо «усия» обозначает то, что есть, а «ипостась» – то, что существует. Но, по учению святых отцов, между «усией» и «ипостасью» имеется та же разница, как между общим и частным”[53]. Гениальность святых отцов заключалась здесь в том, что они пользовались обоими синонимами, чтобы различать в Боге то, что является общим, – усию – субстанцию, или сущность, и то, что является частным, — ипостась, или лицо. Таким образом, сообщив каждому из этих терминов отдельное значение, отцы могли укоренить личность в бытии и персонализировать онтологию.

Омоусиос (греч. όμοούσιος) — единосущный, тождественный по сущности, сосущностный. Это слово, так же как и слово όυσία- сущность, родственно глаголу έιμί — быть. И όμοούσιος, и όυσία подчеркивали тождественность, но όμοούσιος вводило нечто безмерно новое, поскольку выражаемая им тождественность сущности соединяла два различных лица, не поглощая их в этом единстве.

 

Учение Церкви о Святой Троице и состав этого учения

Догмат о Святой Троице излагается в символах веры, в частности в символе св. Григория Чудотворца, в Никео-Цареградском. Наиболее полное и отчетливое учение о Св. Троице содержится в символе, который приписывают св. Афанасию. Вот как св. Афанасий выразил это учение:

“Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа.

Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа едино есть божество, равна слава, соприсносущно величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух… Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый; обаче не три бози, но един Бог…

Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден. Сын от Отца Самого есть, не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан ниже рожден, но исходящ.

И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны”.

Таким образом, в этом символе очевидны три основных положения учения о Святой Троице.

1. Бог троичен, т.е. в Нем три лица, или ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.

2. Каждое лицо Троицы есть Бог, но три лица не есть три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все лица Троицы различаются между собой личными свойствами.

В свете этих положений и изложим ниже учение о Пресвятой Троице.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: